Укрощение сезона
Сезон и фестиваль в Александринке откроются через две недели, 14 сентября, премьерой по пьесе Шекспира - постановкой Оскараса Коршуноваса "Укрощение строптивой". До этого предстоят ежедневные репетиции практически в круглосуточном режиме и параллельно - осенние гастроли. В
Москву Александринка везет свои последние репертуарные достижения, отмеченные престижными национальными и городскими театральными премиями: самобытные постановки "Ксения. История любви" и "Гамлет" за авторством художественного руководителя театра Валерия Фокина, зрелый и эстетически хлесткий спектакль Андрея Могучего "Изотов" по современной пьесе Михаила Дурненкова и специфическую версию чеховского "Дяди Вани" выдающегося американского режиссера румынского происхождения Андрея Щербана.
В рамках Года Россия-Франция-2010 зрители парижского "Театра де Вилль" (бывшего Театра наций) увидят фокинскую "Женитьбу" Гоголя - ту самую, где все персонажи раскатывают по сцене на коньках и скользят в попытках поймать баланс в плане метафорическом.
Москвичам везет
В этом сезоне москвичам повезло больше нашего, ибо то, как укрощают строптивых по-литовски, они увидят на два дня раньше: мировая премьера Оскараса Коршуноваса состоится в столице 12 и 13 сентября вкупе с мастер-классами одного из самых известных режиссеров Литвы, ведущего постановщика Городского театра Вильнюса "ОКТ" и почетного кавалера французского Ордена литературы и искусства. В прошлом году этот горячий прибалтийский мужчина потряс петербургскую публику на фестивале "Балтийский дом" таким "Гамлетом", от которого у видавших виды шекспироведов волосы встали дыбом. Наверняка он снова будет играть по вековым правилам "весь мир - театр", но на интерактивный манер. И зрелище, основанное на сюжете ухаживания веронского дворянина Петруччо за упрямицей Катариной, нас ждет живейшее. А центральная мысль грядущей премьеры, цитируя Коршуноваса, - вовсе не комедия о дрессуре, а спектакль о том, что настоящая мечта способна стать искусством. Иными словами - люди, творите искусство и стройте жизнь сами.
Крепко и мощно
Петербуржцев в новом сезоне ждут еще две премьеры Александринки: спектакль "Синяя птица" Андрея Могучего и сценическая композиция "Гоголь" в постановке Валерия Фокина.
Международный же театральный фестиваль "Александринский" - тезка театра - столь же важен для Петербурга, как и его "коллега" по имени "Балтийский дом". Оба этих осенних форума зарекомендовали себя значимыми по силе воздействия на театральный процесс. Причем не только на местном, но и на мировом уровне. В этом году на фестивале будут показаны спектакли "Танго" польского Театра "Народовы", "Враги. История любви" Театра "Гешер" из Израиля и "Женитьба Фигаро" Театра "Комеди Франсез".
Валерий Фокин зовет к репертуарному сотрудничеству и к фестивальным показам самых-самых. Между прочим, до него "Комеди Франсез" привезти не удавалось еще никому. Амбициозность эта оправдана тем, что имена и названия приглашенных здесь действительно звучат в современном театральном контексте. Сегодняшняя Александринка, тем не менее, вызывает бурные дискуссии как среди профессионалов, так и в зрительных рядах. А творческая политика Фокина, режиссера, педагога и руководителя, безусловно, талантливого и невероятно опытного, одних приводит в неописуемый восторг, других смущает несказанно.
Предмета для спора, однако же, нет по сути. Ибо то, что креативит и производит один из старейших театров нашей страны, выглядит не просто достойно: это крепко, мощно и смело. Тут действительно умеют соединять традиции классики с новаторством и постановочными экспериментами. Каждая новая премьера в высшей степени профессиональна, а набирающий обороты фестиваль дарит нам сильнейшие европейские имена и незабываемые впечатления. А главное - Александринка становится все более строптивой. И это при внешнем олимпийском спокойствии, выдержанных степенных манерах и подлинно имперском лоске.