Нелетная дорога
Директор аэропорта "Домодедово" обратился в Министерство транспорта и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с открытым письмом, в котором напомнил про зависший проект реконструкции подъездной дороги. Свой резкий жест Вячеслав Некрасов объяснил просто: предыдущие семь "закрытых" писем в адрес Минтранса успеха не имели. Между тем ситуация на дороге в аэропорт, по мнению топ-менеджера, в стадии транспортного коллапса: количество машин в 10 больше предельно допустимого.
Это уже второй случай нарушения субординации начальниками столичных аэропортов. Первым, кто вынес из избы бюрократический сор в интернет, был гендиректор "Шереметьево" Михаил Василенко, который в конце июня, выведенный из себя пятичасовыми пробками на Ленинградском шоссе и массовыми опозданиями пассажиров на рейсы, разместил в своем блоге отчаянное письмо. Он обвинил московские власти, затеявшие ремонт на 24-м километре Ленинградки в разгар туристического сезона, в лоббировании интересов аэропорта "Внуково", который принадлежит Москве. Премьер-министр велел Генпрокуратуре и ФАС разобраться в ситуации. Антимонопольщики признаков недобросовестной конкуренции не нашли. Зато прокуроры признали виновными в пробках мэрию Москвы и Федеральное дорожное агентство. Ремонтники оптимизировали расстановку ограждений и теперь проехать по Ленинградке в "Шереметьево" все-таки можно.
Способ обращения к начальству через интернет подтвердил свою эффективность: власти обратили внимание на застарелую проблему содержания дорог. Логика директора "Домодедово" была аналогичной: "Уважаемый Игорь Евгеньевич, - пишет Вячеслав Некрасов главе Минтранса Игорю Левитину, - вопрос о необходимости решения проблемы автомобильного доступа в аэропорт "Домодедово" мы настойчиво поднимаем на протяжении последних 10 лет. Только за последнее время мы семь раз обращались к Вам, чтобы снять необоснованные препятствия к реализации решений правительства Российской Федерации по реконструкции подъездной дороги к аэропорту "Домодедово".
Речь идет о проекте ремонта, на который уже потрачено 66 миллионов рублей федеральных средств в 2008 году и заложено более 333 миллионов в бюджет 2010-го. На дворе конец августа, а реконструкция не продвигается. "Не утверждена даже конкурсная документация на выбор проектировщика", - уточняет Некрасов.
Ситуация, по его мнению, близка к критической: "Даже начав проектирование сейчас, современную скоростную дорогу мы получим лишь к 2015 году. Однако исходя из прогноза пассажиропотока, в этот период - с 2010 по 2015 год - фактическая интенсивность движения по автодороге будет в 10 и более раз превышать предельно допустимые значения. Подобную ситуацию можно охарактеризовать как транспортный коллапс".
Подъезд к "Домодедово" строился в 1960-е и был рассчитан на 40 тысяч автомобилей в сутки. Однако с тех пор на ней появилось почти два десятка пешеходных переходов, а также были установлены ограничения скорости в 50 и 70 километров в час. В итоге сейчас она способна пропускать всего 14 тысяч машин в сутки, тогда как реальный поток превышает 96 тысяч.
Копия письма была направлена руководителю ФАС Игорю Артемьеву. Видимо, подозрения в создании конкурентных преимуществ подразумеваются - аэропорт "Внуково", принадлежащий правительству Москвы, остается единственным столичным авиаузлом, свободным от транспортных проблем.
КАК ВАМ ЭТО?
Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства "Авиапорт":
- Естественно, московские аэропорты конкурируют между собой. В первую очередь за авиакомпании. Но и за пассажиров. Транспортная доступность является конкурентным преимуществом аэропорта, но в процессе выбора она играет далеко не первую роль. В 90% случаев пассажир выбирает не удобство подъезда к аэропорту, а авиакомпанию - ее маршрутную сеть и цену билета. Но если речь идет о серьезных проблемах, приводящих к массовому опозданию пассажиров, это может в краткосрочной перспективе заставить пассажиров выбрать другой аэропорт. Особенно это касается бизнес-рейсов - тех, где клиент совершенно очевидно не воспользуется аэроэкспрессом. Копия письма направлена в Федеральную антимонопольную службу. Можно предположить, что в "Домодедово" не исключают, что ситуация с ремонтом дороги могла быть одним из факторов конкурентной борьбы. К "Внуково" можно подъехать по трем магистралям, не считая железнодорожной ветки и планов по строительству ветки легкого метро. Московское правительство никогда не скрывало, что, будучи владельцем компании-оператора аэропорта, намерено превратить "Внуково" в главные воздушные ворота Москвы. И сделало все от него зависящее, в том числе привело в порядок дорожную инфраструктуру. Но подозревать, что "Внуково", имея гарантированное преимущество по транспорту, начинает вставлять палки в колеса "Шереметьево", а тот пытается насолить "Домодедово" - это уже запредельно. ФАС в первом случае не нашел нарушений, скорее всего, и во втором претензий не будет.