Сказка про сцену-путешественницу
Культурная жизнь Петербурга в ближайшее время, возможно, обогатится несказанно - и самым причудливым образом. Есть шанс, что у нас появится оригинальная сценическая площадка, способная сама решать, где и какой ей быть. И станет она в виде сборной конструкции-трансформера "приходить" к людям и нести им прекрасное.
Рабочее название новаторской идеи, от которой веет чисто петербургским креативом, - "Центр невербального искусства - Открытая сцена".
Поиски точного и лаконичного названия еще идут.
Однако оставим иронию. Речь идет о серьезном деле для города, целью развития культуры которого, среди прочих, ставится в последнее время доступность ее в социальном и географическом плане. Открытая сцена - это же масса приятных, полезных и еще не до конца исследованных возможностей. Раздолье для классиков и неформалов.
А началась эта история в 2008 году, когда комитет по культуре, озабоченный острой нехваткой опытных и квалифицированных арт-менеджеров, бросил клич среди государственных учреждений культуры Санкт-Петербурга. Строгий отбор выявил лучших на тот момент культурных управленцев. Им предложили коротко рассказать о себе, перечислить свои функции, навыки и умения, поведать о проблемах. С каждым из кандидатов провели беседу, напоминавшую допрос с пристрастием. Что лично вы сделали для нашей культуры и что хотели бы сделать, допытывались члены специальной комиссии. И отобрали 50 человек для участия в программе "Совершенствование управленческих навыков и повышение кадрового потенциала учреждений культуры Санкт-Петербурга", подпрограмме "Кадровый резерв".
Преподаватели из Международного института менеджмента учили "культурных кадровиков" собственно менеджменту, а также посвящали в тонкости культурного инвестирования, психологии управления персоналом, фандрайзинга и маркетинга. Водили их на экскурсии и в музей Александринского театра, и в библиотеку им. Маяковского, которые уже освоили гранты от Международного банка реконструкции и развития - ибо именно он выделит деньги тем выпускникам "Кадрового резерва", кто глянется своей разработкой. А это, к примеру, детский культурный центр, всероссийский конкурс коллективов художественной самодеятельности среди детей с ограниченными возможностями, концертное агентство, театральные фестивали, библиобусы и прочее. Нюанс в том, что потенциально грант может быть использован на цели лишь организационно-технические (оборудование, разработка или внедрение мультимедийных технологий). Получить деньги, чтобы пустить их на фонд оплаты труда, нельзя. Главное для соискателя, он же выпускник курсов - доказать соответствие проекта действующей стратегии развития культуры Санкт-Петербурга, его актуальность и реализуемость.
Например, Музей Достоевского озабочен закупкой мультимедийного оборудования для своей экспозиции. Театр им. Ленсовета решил улучшить взаимодействие со зрителем и заявил "создание и внедрение новой системы работы с клиентом". Музейный комплекс "Исаакиевский собор" намерен провести концерт-марафон, посвященный двадцатилетию дружбы России с сопредельными государствами (бывшими союзными республиками). А театр Льва Эренбурга в связи с недавним получением государственного статуса хочет из "театра не для всех" стать "Небольшим драматическим для большинства".
Автор проекта "Центр невербального искусства - Открытая сцена" Ольга Аршанская была делегирована в программу от Театра пластической драмы "ЧелоВЕК", несколько лет честно боровшегося за место под петербургским солнцем. Выяснилось, что проблемы у всех "негосударственных творцов" одни и те же. В северной столице давно и остро не хватает именно открытой площадки, многофункциональная передвижная сцена могла бы стать отличным решением.
Особенно ценным в идее Ольги Аршанской представляется то, что выступать на такой сцене смогут очень разные труппы, самобытные негосударственные коллективы, творящие в любых жанрах невербального искусства, но по разным причинам не имеющие собственного "дома". За мысль уже зацепились многие достойные креативщики - Театральное товарищество "Комик-трест" во главе с Вадимом Фиссоном, Русский инженерный театр "АХЕ", Дом танца "Каннон Данс" и другие активные и веселые товарищи. Им давно хотелось бы выступать в Петербурге чаще, выпускать еще больше спектаклей. К сожалению, они постоянно сталкиваются с массой проблем. А человеческие ресурсы бездомных невербальных трупп безусловно, хороши, но, увы, недостаточны. Поэтому подмогой им могла бы стать команда Центра невербальных искусств, предлагающая вместе, централизованно предоставлять хорошо оборудованную сцену, организовывать рекламу, заниматься продажей билетов, проводить мастер-классы и семинары.
Проектом предусмотрены не просто спектакли: к участию прриглашаются с обеих сторон рампы артисты, педагоги, иностранные специалисты, а еще социально незащищенные слои населения и люди с ограниченными возможностями.
Ничего подобного Открытой сцене в Санкт-Петербурге еще не видели. С возникновением Центра невербального искусства, с его ростом и развитием, в культурной жизни города может начаться новый этап. Эмоциональное, доступное любому бессловесное искусство, не требующее перевода и адаптации, станет доступнее. Культура в буквальном смысле шагнет в массы с подмостков сцены-путешественницы...
Если только грант от банка и поддержка от комитета будут получены - как на этот, так и на прочие проекты "Кадрового резерва". В сентябре проекты представят к защите. Что с ними станет? Не окажется ли формальным подход инициаторов "Кадрового резерва" к делу? Надеюсь, что нет. Верю, что заказчики заинтересованы в положительном результате. Дело за малым - сделать сказку былью.