Есть ли жизнь на Ленинградке
В понедельник вечером после относительного затишья в выходные Ленинградское шоссе снова встало в пробке из-за ремонта путепровода на 24-м километре. Накануне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала объяснений у российских и московских властей по поводу происходящего на федеральной трассе. Впрочем, многим весь этот сюжет кажется печальным курьезом: ежедневно сотни машин часами стоят в хронических "дачных" заторах практически на любой дороге, ведущей в Москву и из нее.
- ФАС России направила запросы в Министерство транспорта Российской Федерации, правительство Москвы и Федеральное дорожное агентство. Ведомство предприняло эти действия в связи с обращением генерального директора международного аэропорта "Шереметьево" Михаила Василенко, - пояснила "Известиям" главный специалист-эксперт отдела общественных связей ФАС Карина Стрелкова. - Директор аэропорта обвинил московские власти в умышленном создании препятствий для проезда пассажиров в аэропорт "Шереметьево". ФАС России запросила сведения об основаниях для ремонта и соответствии указанных действий нормативным правовым актам, регламентирующим проведение ремонтных работ и осуществление временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Информация должна быть представлена в ФАС России в 10-дневный срок. В случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства ведомство проведет проверку действий органов власти и примет предусмотренные законом меры.
Ремонт путепровода дал экспертам лишний повод для высказываний по поводу дорожной проблемы. К примеру, директор Научно-исследовательского института транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев в понедельник нашел "крайних" - это автомобилисты, которые платят мало налогов.
- Только для поддержания в нормальном состоянии дорог России нужно порядка триллиона рублей в год. Доля автомобилистов - доходы от автомобильного налога - 200 млрд. В среднем с учетом льготников каждый автомобилист должен выкладывать на дороги 30 тысяч рублей в год. Вот тогда мы можем спокойно говорить, а иногда даже и требовать, чтобы у нас было все в порядке. Причем сразу это не произойдет - нужно 5-7 лет, чтобы привести основные участки дорог в более или менее удобоваримое состояние. И только потом говорить о масштабном дорожном развитии - расширении существующих дорог, строительстве новых. Тогда можно спорить, хорды это будут или кольца, диаметры или рокады.
Многие заметили, что не сработал целый комплекс управления дорожной отраслью. В аэропорту не сразу начали предупреждать о возможных проблемах, не были пущены дополнительные электрички (кроме двух аэроэкспрессов), ГИБДД недостаточно хорошо продумала пути объезда: объезд через бетонку - это слишком экстремальный вариант. Специалисты опасаются и того, что ремонт путепровода не закончится, как обещано, к ноябрю.
- Мост, насколько мне известно, не подлежит восстановлению: его надо перекладывать практически полностью, как Крестовский путепровод, - говорит Сарычев. - Сказались последствия неумения заниматься бетонными работами лет 30-40 назад. Сейчас натянут сетку и будут лет пять решать, как его сделать по-новому. А как сделать дублер или хотя бы перенести движение опять на землю, когда прилегающие территории распроданы, я не представляю. Если у подрядчика есть уверенность, что за ремонт заплатят, он может развернуть не спеша технику и строго по технологии пройти сначала правую сторону дороги, потом левую. Как во Франции или Италии, где наносится новая разметка, ставится машина с мигающими лампочками, расширяется проезжая часть, выискивается время, когда поток машин наименьший. Когда есть относительно много денег и мало времени, имеем то, что имеем. Кроме денег нужна еще хорошая квалификация в управлении - дорожное дело просто проявляет системные недостатки.
Наблюдать, как проявляются эти недостатки, хуже всего из окна автомобиля, застрявшего в неожиданной пробке, - разгар ремонтных работ на подмосковных трассах совпадает с пиком дачного сезона. "Известия" составили карту самых крупных ремонтных ловушек, ожидающих водителей по дороге на дачу.