Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Армия
Система ПВО сбила еще шесть украинских беспилотников над Белгородской областью
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Спорт
Костя Цзю предрек попытку боксера Дацика сразу же одолеть Тернера в бою
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Мир
Небензя назвал условия для мирного урегулирования украинского конфликта
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Общество
В Курской области из-за заморозков ввели режим ЧС
Политика
Путин освободил Александру Левицкую от должности своего советника
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Мир
Сотни жителей Тегерана вышли на улицы для участия в траурном митинге
Авто
Продажи Tank 700 начнутся в России в середине осени

Партизаны экономического роста

56, 112, 54, 339... Как вы думаете, что означают эти цифры? Я могу продолжить: ...231, 17, 18, 301... Только не надо искать в них никакой математической логики: ее там нет. Зато есть логика экономическая. Все эти номера и тысячи других нарисованы на ржавых воротах наших гаражей. Обыкновенных гаражей по всей стране. Где же тут экономическая логика? А логика там, внутри, за воротами. Если вы думаете, что гаражи в России строятся, покупаются, арендуются исключительно как домики для автомобиля, вы наивный человек. На самом деле примерно каждый пятый гараж в стране - это теневая производственная площадка. Во всяком случае, так считает мой знакомый председатель гаражно-строительного кооператива. В качестве доказательства своих слов он тут же берет в руки журнал учета взносов и перечисляет поименно всех своих подпольных демидовых и гейтсов
0
Дмитрий Соколов-Митрич
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

56, 112, 54, 339... Как вы думаете, что означают эти цифры? Я могу продолжить: ...231, 17, 18, 301... Только не надо искать в них никакой математической логики: ее там нет. Зато есть логика экономическая. Все эти номера и тысячи других нарисованы на ржавых воротах наших гаражей. Обыкновенных гаражей по всей стране. Где же тут экономическая логика? А логика там, внутри, за воротами. Если вы думаете, что гаражи в России строятся, покупаются, арендуются исключительно как домики для автомобиля, вы наивный человек. На самом деле примерно каждый пятый гараж в стране - это теневая производственная площадка. Во всяком случае, так считает мой знакомый председатель гаражно-строительного кооператива. В качестве доказательства своих слов он тут же берет в руки журнал учета взносов и перечисляет поименно всех своих подпольных демидовых и гейтсов.

%%VYNOS1%%Возьмем, к примеру, гараж N 36. В типовом ГСК одноэтажного типа на окраине одного райцентра в Тверской области - где именно, не скажу, потому что человеку там еще жить и работать. Ворота открываются - внутри не просто картина маслом, а декорации какой-то очень смелой артхаусной кинокартины.

Во-первых, там не один гараж, а четыре. Перегородки между ними снесены. Во-вторых, на этой все равно не слишком большой площади живут с десяток массивных станков - токарных, фрезерных, сверлильных. Между ними снуют люди в спецовках. На лицах - здоровая производственная озабоченность. На меня - ноль внимания.

- Общая численность персонала - семь человек, - говорит мне Человек N 36, и в его голосе я слышу мажорные нотки предпринимательской гордости за предоставленные рабочие места. - Шестеро работают на станках, один - инноватор, придумывает новые виды продукции и налаживает их производство. В общей сложности мы тут производим 20 единиц товара - в основном для рыбалки и активного отдыха. Якоря, ледобуры, карабины, приспособления для крепления палаток на льду. Вчера вот утвердили "пешняк разборный". Это приспособление для зимней рыбалки, которым можно продалбливать подмерзшую лунку. Сергей Иванович, продемонстрируйте, пожалуйста.

Инноватор извлекает из чехла опытный образец - трепетно, как будто это не пешняк, а рыцарский меч или скрипка Гварнери.

- Чехол резиновый, сделан из суперпрочной камеры грузовика "Урал". - Сергей Иванович ведет презентацию по всем законам большого бизнеса. Если его немного побрить и облечь в костюм с галстуком, то хоть сейчас на совет директоров. - Сам пешняк изготовлен из высококачественного сплава, длина в разборе 500 миллиметров, скручивается по резьбе. Вот так. Подержите в руках. Чувствуете - вещь!

- Чувствую, - говорю я, потому что действительно чувствую.

За плечами у инноватора среднее техническое образование и три ходки на зону по мелкоэкономическим статьям. Вообще из всего персонала этого гаража не сидели только сам Человек N 36 и токарь шестого разряда Андрей Соломонович.

- Это они все здесь срока заработали?

- Наоборот, здесь они от тюрьмы спасаются, - отвечает хозяин. - С тех пор как устроились ко мне, никто даже не подрался, а двое бросили пить. Первое время милиция сюда постоянно наведывалась. У нас ведь как: чуть что случится - сразу начинают виноватить судимых. Но одно дело - сплавить в тюрьму дегенерата, который водку дома жрет, и совсем другое - сознательного пролетария. В общем, сейчас у правоохранительных органов ко мне никаких претензий.

- Совсем никаких? А как же незаконное предпринимательство?

- Это оно по закону незаконное, а мы живем по-человечески. И менты, что бы о них ни говорили, все-таки люди - по крайней мере, у нас в районе. Что может быть законней нормально работающего производства? К тому же я во вневедомственной охране работаю: надо же где-то трудовую книжку держать. Единственное жесткое требование у милиции - чтобы мы тут стволы не точили. Но зачем нам связываться с оружием, если и без него можно нормально зарабатывать. Я тут каждому по 20-30 тысяч плачу и себя не обижаю.

Этот бизнес он начал четыре года назад. Вложил деньги, которые копил на трехкомнатную квартиру. Станки скупал на развалившихся заводах по цене чуть выше металлоломной. Раз в неделю Человек N 36 грузит в свой микроавтобус продукцию и железную стружку. Отходы сдает на лом, а товар везет в Москву. В его записной книжке - телефоны магазинов, которые регулярно берут у него продукцию. Естественно, по поддельным сертификатам качества - как же еще? К документам в гаражах у всех отношение философское. Главное - соблюсти установленный государством ритуал, смысл которого постичь невозможно.

- Я бы давно вышел из тени, но на солнце я просто сгорю, - объясняет свою незаконность производитель пешняков и ледобуров. - Вон, видишь, банка краски стоит? Придет экологический контроль - штраф 20 тысяч. А таких контролеров десятки. И не то чтобы все были коррупционерами, просто им план по штрафам гнать надо, найдут до чего докопаться. Плюс все это бумажное болото: если работать как предписано, мне еще столько же человек нанимать придется, чтобы они только с документами возились. А ведь я очень хочу выйти из тени. Мне давно пора расширяться. Здесь-то расти уже некуда: хозяева гаражей и справа, и слева знают, чем я занимаюсь, и ломят за аренду такую цену, что не до роста. Я бы мог хоть завтра освоить тысячу квадратных метров площади, но где их взять? Арендовать по коммерческим расценкам - прогорю. А самому цех строить - это смерть. У меня вон один знакомый попытался. Шестой год с бумажками бегает. Еще одна проблема - с электроэнергией. Мне уже сейчас нужно 100 киловатт мощности, а у монополистов знаете какие расценки за подведение? Шестнадцать тысяч рублей за киловатт. В общем, как ни крути, а за пределами ГСК мне экономической жизни нет. Вот и приходится таиться в убежище.

В ГСК, где базируется Человек N 36, таких производственных площадей десятки. По всей стране - сотни тысяч. Это вторая экономика, которая при грамотных усилиях государства могла бы стать первой. За скромными железными дверями партизаны экономического роста колотят мебель, шьют элитные платья, собирают компьютеры, тюнингуют реликтовые автомобили, валяют валенки, выращивают шампиньоны, паяют все, что можно паять, вытачивают все, что можно выточить, занимаются кузнечным делом, ювелиркой, развивают легкую промышленность и даже тяжелое машиностроение.

У местных властей к этим людям, как правило, претензий нет. Люди чем-то заняты, люди зарабатывают как могут, люди ничего не требуют - и слава богу. Милиция зверствует только там, где ей больше не на чем гнать план по раскрываемости. Но даже в этом случае у правоохранительных органов с воротилами гаражного бизнеса действует негласный договор: вам надо нас сажать - сажайте, но только не всех разом. Сначала пусть старший брат посидит, потом вернется - средний сядет, а там и младший подрастет. Чтобы бизнес не страдал.

%%VYNOS2%%Гаражная экономика - это не только миллиарды рублей, идущие мимо экономики легальной. Это миллионы нереализованных бизнес-идей, это сотни тысяч непоявившихся рабочих мест, это многие проценты несостоявшегося экономического роста. Сколько не самых глупых голов и не самых ленивых рук годами бьются о непробиваемый бетонный потолок своих гаражей? И что надо сделать, чтобы выманить их за ржавые ворота на свет божий? Устраивать облавы, возбуждать, сажать, штрафовать? Нет, репрессивные меры тут абсолютно бесполезны. Этим людям самим смертельно надоело торчать по своим гаражам, они хотят развиваться и знают, как это сделать. За это удовольствие они даже готовы платить приемлемую цену в виде разумных налогов и самое главное - необременительных организационных нагрузок. Гаражная экономика - это готовый производственный кластер, надо просто пересадить эти здоровые побеги на культурную почву.

Я задал этот вопрос знакомому председателю ГСК. Он тут же кивнул в сторону недавно обанкроченного и окончательно убитого завода, который новый владелец теперь собирается раздербанить на земельные участки и продать девелоперам.

- Там еще остались цеха. Есть инфраструктура. По стране таких мертвых промзон - тысячи. Почему бы не раздробить их на небольшие помещения, не подвести все коммуникации и не сдавать производителям-арендаторам под ключ? Если бы это случилось, я бы первый туда переехал. У меня ведь тоже тут бизнес свой имеется. Тапочки резиновые шью.

Комментарии
Прямой эфир