Тайна голоса
По приглашению Михайловского театра впервые в России побывал знаменитейший американский тенор Нил Шикофф. В опере Фроманталя Галеви "Иудейка", премьера которой в феврале открыла театральную программу Года Франции в России, певец исполнил партию Елеазара, эталонным интерпретатором которой он считается.
Американский гость идеально вписался в постановку петербуржцев, сработанную по канонам современного европейского театра главным дирижером михайловцев словаком Петером Феранецем и французским режиссером Арно Бернаром. В интернациональном ансамбле солистов лидировали уругвайка Мария Хосе Сири (Рахиль), Наталья Миронова (Евдоксия), итальянец Джан Лука Пазолини (Леопольд). Если и дальше михайловская труппа пойдет по трудоемкому и финансово затратному пути приглашения мировых знаменитостей, то скоро коллектив может выйти на авансцену международного музыкального театра. Нил Шикофф превратил спектакль не только в феноменальный артефакт, но в мощный гражданский манифест. Тема поэта и гражданина оказалась очень важной для него и за пределами сцены. В этом убедилась обозреватель "Известий" во время эксклюзивного интервью со всемирно известным певцом.
известия: С какими мыслями вы приехали в Россию?
нил шикофф: Сложный вопрос. Я постараюсь быть политически корректным, но в то же время честным. Сейчас мы начинаем понимать, что люди, несмотря на все разногласия, похожи. И можно встречаться как друзья и обо всем или почти обо всем договариваться. Хотя казалось, что 70-летняя история Советского Союза, "холодной войны", ракет и угрозы нападения никогда не закончится. То же касается ранее враждебных отношений США и Японии. Сегодня в мире продолжает оставаться огромное количество конфликтов. Главное, чтобы люди перестали заниматься поиском врагов, дабы в конце концов человечество само себя не уничтожило.
и: Для вас "Иудейка" - опера, имеющая политический смысл?
шикофф: Да, это опера о нетерпимости и предрассудках. Поэтому когда я исполняю партию Елеазара в новой стране, я невольно думаю об ее истории. Например, первый раз я пел "Иудейку" в Вене, когда там на выборах победила националистическая партия, а ее лидер Йорг Хайдер был очень важной фигурой в австрийском обществе. И я понимал, что для людей, приходящих на спектакль, история, звучащая со сцены, в тот момент была актуальна и в реальной жизни. Кроме того, хочу заметить, я не считаю, что Австрия вправе называть себя жертвой Второй мировой войны. Передо мной была страна - пособница фашисткой Германии, виновницы огромного количества жертв. И я видел, какое неизгладимое впечатление произвела эта опера на публику. После я пел Елеазара во многих странах мира, в том числе на сцене Metropolitan Opera перед детьми жертв Холокоста, и в Венеции, где было еврейское гетто, и в Швейцарии, которая, как известно, во время войны принимала непосредственное участие в "еврейском вопросе". Думаю, и сегодня нет страны, свободной от расовых предрассудков. Поэтому когда я пою эту партию, говорю не от лица американского еврея, а от лица евреев вообще.
и: Вы трактуете роль Елеазара как свою миссию?
шикофф: Безусловно. Я всегда строил карьеру так, чтобы своим исполнением передавать некое послание, выражающее мою жизненную позицию. Долгое время таким самовыражением для меня были "Сказки Гофмана" Оффенбаха, где Гофман - художник, столкнувшийся с непониманием и нетерпимостью. Художник, который не смог себя реализовать из-за проблем с женщинами, алкоголем и в какой-то из постановок даже с героином. Но лет двадцать назад таким родным образом стал для меня Елеазар. Здесь я, кажется, достиг наибольшего психологического единения с характером персонажа. Если посмотреть на моих героев, то чаще всего это нервные, чрезвычайно чувствительные люди на грани срыва. Но несмотря на еврейскую склонность к игре в жертву, мой Елеазар - еще и образ борца. В мировой опере есть еще несколько героев, с которыми я сильно связан как эмоционально, так и с точки зрения художественного замысла. И двое из них русские: Герман в "Пиковой даме" и Ленский в "Евгении Онегине".
и: У вас есть русские корни...
шикофф: Моя семья родом с Украины, и там до сих пор живут мои дальние родственники. Как часто бывает в еврейских семьях, моим родным пришлось скитаться по миру. В результате мои дедушка и бабушка оказались в Соединенных Штатах, и я представляю в нашей семье уже второе поколение американцев. В Америке я жил в Нью-Йорке, космополитическом городе, в котором практически нет расовых предубеждений. Потом переехал жить в Вену и почувствовал, что для Европы вопрос антисемитизма все еще актуален.
и: Вы всегда хотели быть певцом?
шикофф: В детстве я мечтал быть членом итальянской мафии и бегать по улицам с пистолетом. Возможно, это говорит о том, что в глубине души у меня притаилась какая-то агрессия, и я избавляюсь от нее, убивая на сцене своих "противников". Но если серьезно, то я из певческой семьи. Мои дедушка и отец были канторами, и я поначалу тоже. А мой прапрадедушка был пекарем, и на моем сыне певческий ген отдохнул. Хотя мы с женой - тоже хорошей певицей - планировали учредить певца.
и: Почему, на ваш взгляд, именно вокруг теноров всегда возникает наибольшее количество слухов и мифов?
шикофф: Тенор - не очень распространенный высокий голос, который не характерен для обычного мужского, так называемого "разговорного" голоса. В человеческой природе, мне кажется, в таком высоком тембре закодирован своего рода брачный зов. Поэтому, полагаю, миф о том, что некоторые женщины сходят с ума по тенорам, - это не совсем миф. Как, впрочем, и мужчины часто теряют голову от сопранового голоса. Со мной так часто бывало. Обе мои жены - сопрано. Но моему второму браку повезло больше. Я стал старше и немного успокоился.
и: Музыка - это главный смысл вашей жизни?
шикофф: Единственный. Из 365 дней в году я пою 355 - занятия, репетиции. И все ради спектаклей, которых у меня 50-60 за год. Моей карьере уже 35 лет. И я не считаю себя ископаемым - притом что сейчас появляется много звезд-однодневок, которые быстро зажигаются и так же быстро гаснут. Думаю, у меня достаточно таланта, чтобы мое имя стало известно всем. Но дело в том, что моя эмоциональная нестабильность, мое стремление к перфекционизму, рабское отношение к голосу и таланту не позволили сделать все то, что я мог сделать. Многие считают, что мое повышенное внимание к голосу - некий ритуал, который я соблюдаю из-за какого-то суеверия, но для меня это чрезвычайно важно. Например, я первый раз приехал в Петербург, но так и не видел города. Только отель - две минуты ходьбы до театра - репетиции - и снова отель. Но восторженное восприятие публики, ее напряженное молчание - то, ради чего стоит заплатить такую цену. Я был польщен, когда после спектакля меня обняла Елена Образцова - фантастическая женщина, великая артистка и певица. Уникальная красота голоса и драматизм характера делают ее абсолютно неповторимой.
и: Вы приятельствуете с кем-нибудь из русских певцов?
шикофф: Я хорошо знаю Владимира Чернова, знаком с Дмитрием Хворостовским. С ними я часто встречался на постановках "Онегина". Также я хорошо знаю Владимира Атлантова. Даже купил дом в Вене, где он прежде жил. И когда хожу по комнатам, чувствую его присутствие. Считаю, что Атлантов поспешил покинуть сцену. Он мог и должен был сделать гораздо больше, так как обладал огромным талантом.
и: А были ли моменты, когда вы хотели все бросить?
шикофф: Такое происходит практически каждый день. После огромного успеха я уходил со сцены замечательного Михайловского театра и был уверен, что пора заканчивать, так как лучше выступить уже не смогу. Но проснувшись утром - после прекрасного ночного ужина из блюд русской кухни, - я понял: кое-что было несовершенно и надо продолжать работать...