Царь всегда боится царедворцев

В минувшее воскресенье в программе "Осторожно, история!" на радио "Эхо Москвы" обсуждали, чему учит нас история с императором Павлом I, который пытался навести в России прусский порядок, да был то ли придушен, то ли убит ударом золотой табакерки в висок. Гостем программы стал политолог Сергей Кургинян.
О людоедах на троне
Сергей Кургинян: Павел чувствовал, что привилегии, которые Екатерина II (его матушка) дает дворянству, плохо кончатся, что нельзя совсем уж не думать про народ. Он пытался что-то противопоставить княжеским кланам. Но для этого нуждался в опоре. У Петра I была опора: Преображенский и Семеновский полки. И Павел пытался буквально повторить идеи великого прадеда: создать в Гатчине свои потешные полки, чтобы потом с их помощью всех пригнуть. Не получилось. Да, он создал неплохую артиллерию в Гатчине, но корпус людей, заряженных некоей страстью и способных продавливать идеи императора сквозь боярское сопротивление, не создал. Может, потому и не создал, что внутри у Павла была сильная гуманистическая нота. Он понимал, что людоедскими способами продавливать этот абсолютизм то ли уже нельзя, то ли самому не хотелось, то ли он нуждался в каких-то других механизмах. Петр это делал по-людоедски. Хотя даже я иногда очень хорошо понимаю, что это такое. Вот недавно прочел, что в Златоусте каких-то несчастных теток, которые вовремя не сообщили, что им повысили оклады, теперь хотят судить за то, что они получали 300 рублей пособия как матери-одиночки. Посчитаем, сколько времени будет идти суд, какая будет работа следствия, потом надо будет кормить самих этих тетенек в тюрьме. Вот тогда возникает петровское ощущение - лицо искажает судорога, и железная палка работает по голове, и никак больше. И этими людоедскими способами продавливается национальный интерес. А Павел хотел выпрыгнуть за эту колею. Его представление о рыцарстве как о спасительной силе - это ведь очень интересно, если посмотреть на Павла глазами социолога элиты. Павел пытался быть мягким Петром, пытался быть Петром без озверелого оскала, без палки. Петр рубил до конца, Павел не хотел быть людоедом. И погиб именно потому, что не хотел быть людоедом, но при этом желал проводить свою стратагему.
Эхо Москвы: Только Петр умирает своей смертью, а Павла убивают.
Кургинян: Да, и Сталин умер своей смертью. Тот, кто продавливает свою волю до конца и в средствах не стесняется, остается на троне. А кто начинает стесняться в средствах, не оказываясь при этом абсолютной игрушкой в руках олигархических групп и всего прочего, в конечном итоге горит. В этом урок российской истории. А урок Павла заключается в том, что он пытался вырваться за карму, за эти рамки российской истории, за эти флажки, о которых когда-то пел Высоцкий в "Охоте на волков", он пытался сделать что-то совсем новое, но сделать не смог.
О бессилии элит
Эхо Москвы: Хороший вопрос пришел от предпринимателя из Москвы: "Согласны ли вы с тем, что главная проблема России сегодня - это отсутствие настоящей, подлинной элиты? Нувориши есть, временщики-чиновники есть, а вот слоя людей, укорененных в России, хотящих строить здесь на века, нет".
Кургинян: Да, материал есть, а слоя нет. Есть вменяемые люди в стране, но этот материал чудовищно распылен и по большому счету не обладает достаточно глубоким эффективным мировоззрением и не собирается в социальную ткань. Все говорят "российское общественное мнение", "российское общество". Я в таких случаях спрашиваю, а где оно, цельное российское общество? Есть разорванный социальный слой, когда "сытый голодного не разумеет". Нет консенсуса в обществе.
Эхо Москвы: Есть люди, которые ездят на "Мерседесах", есть люди, у которых дети учатся в Америке, у которых куча денег, есть люди, которые себя называют "элитой", - почему эти люди на протяжении последних 20 лет, когда Россия стала Россией в нынешнем виде, не в состоянии создать стабильные институты и работающие правила?
Кургинян: Помните, в 1996 году банкиры подписали "Письмо тринадцати". Они тогда написали идеологический документ. И мне казалось, что этот идеологический документ может стать для них символом веры, что вокруг этих смыслов они начнут структурироваться и в эту структуру будут втягиваться другие люди... Но оказалось, что смысл для них обладает нулевой ценой. Что это оказалось всего лишь клочком бумаги, пиаром, предвыборной мулькой. И сегодня все они платят за то, что так считали. И заплатят за это до конца, потому что с идеологией не играют. Я в свое время предлагал, чтобы на каждом кабинете этих олигархов было написано: "Миром правит не вещественное. Миром правит смысл". Не деньги, не батальоны, миром правит смысл. Этот смысл создает социальные структуры, собирает вокруг себя людей, которые этому смыслу верят. Извините, в каком-то смысле людей жертвенных, людей, которые этому смыслу присягают, людей с чувством исторической миссии. Вот если эти люди собираются и могут зажечь своей верой народ, то тогда страна вздрагивает и куда-то движется - иногда в нужном направлении, иногда - в ненужном. Но в противном случае она лежит обездвиженная. Если люди собираются срубить и свалить, то им не нужен смысл, им незачем объединяться. Я видел, как гениальная рука Ельцина и еще некоторых людей разводила этих олигархов за месяц, как детей. Как сначала разводили Березовского и Гусинского против Чубайса. Потом разводили уже тех двоих - и рассыпали в пыль. Почему? Потому что алчность, зацикленность на материальном мешала людям поверить в смыслы и собраться вокруг смыслов всерьез. И пока этого собирания вокруг смыслов не произойдет, Россия будет абсолютно обездвижена.
Я с каждым годом все больше понимаю, как гениален Маяковский, который писал:
Этот вихрь от мыслей до курка,/
И зарницы и пожаров дым,/
Прибирала партия к рукам -/
Закаляла, строила в ряды.
Кто будет прибирать к рукам? Какая великая историческая страсть приберет к рукам этот далеко не худший социальный материал? Ведь никто его к рукам пока не прибирает, никто не занят идеологией - все хотят "срубить вкороткую". Но пока все хотят "срубить вкороткую", будут кланы и лидер - и больше ничего...
Полностью материал читайте на сайте "Известия-Неделя"