Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Техасе четыре человека погибли из-за последствий урагана
Экономика
Путин заявил о наличии планов укреплять альянс РФ и Китая в сфере энергетики
Происшествия
Минобороны сообщило о 102 уничтоженных и перехваченных над регионами РФ дронах
Общество
Бриг «Россия» спустили на воду в преддверии праздника «Алые паруса»
Мир
Bloomberg сообщило о серьезных финансовых трудностях в ООН
Мир
В МИД Германии сообщили о возвращении посла Ламбсдорфа в Москву
Мир
CNN сообщил о неготовности ВСУ к российскому наступлению под Харьковом
Армия
«Известия» рассказали об иппотерапии для участников СВО в Харцызске ДНР
Мир
В Генштабе ВС РФ рассказали о количестве переданного с 2022 года ВСУ вооружения
Общество
Синоптик пообещал москвичам солнечные и теплые выходные
Экономика
Путин поддержал настрой Китая на локализацию производств в РФ
Мир
Кабул планирует обсудить с Москвой облегчение транзита нефти РФ в Азию
Наука и техника
Российские ученые случайно отключили иммунитет бактерий
Политика
Ушаков сообщил о подробном обсуждении Украины Путиным и Си Цзиньпином
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременный дождь и до +21 градуса в Москве 17 мая
Экономика
Мантуров заявил о важности взаимных инвестиций России и Китая
Мир
Рябков назвал неактуальными гарантии безопасности РФ с Западом от 2021 года

"Дача Муромцева" не вписалась в закон

В воскресенье, 7 марта, в московском районе Царицыно с шумом и треском разбирали руины "дачи Муромцева" - дома N 3 по 5-й Радиальной улице, сгоревшего 3 января нынешнего года. "Уборка строительного мусора" (по официальной версии) вылилась в демонстрацию протеста и потасовку с ОМОНом. В народе эту акцию торжества закона, из тех, что непременно сопровождаются жертвами среди мирного населения, уже окрестили "вторым "Речником"
0
Оставшись без жилья, обитатели "дачи Муромцева" вынуждены ютиться у друзей (фото: Сергей Шахиджанян)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В воскресенье, 7 марта, в московском районе Царицыно с шумом и треском разбирали руины "дачи Муромцева" - дома N 3 по 5-й Радиальной улице, сгоревшего 3 января нынешнего года. "Уборка строительного мусора" (по официальной версии) вылилась в демонстрацию протеста и потасовку с ОМОНом. В народе эту акцию торжества закона, из тех, что непременно сопровождаются жертвами среди мирного населения, уже окрестили "вторым "Речником".

В деле о жизни и смерти "дачи Муромцева" обнаруживается две главные составляющие: культурологическая и правовая.

По поводу культурной ценности строения еще в январе высказался мэр Юрий Лужков: дом назвал "бараком", а попытки его спасти - "спекуляцией". В начале ХХ века на этом месте стояла двухэтажная дача в шведском стиле, где жил председатель первой Государственной думы Сергей Муромцев. Здесь жил и работал Иван Бунин, здесь познакомился с будущей женой - племянницей Муромцева Верой. После революции дом был национализирован. До 1938 года в нем размещалась школа, в 1938-м для нее построили новое здание, а в старое поселили учителей. В войну рядом упала бомба, дом пострадал. В 1960-е годы его разобрали, а на его месте построили деревянный дом, мягко говоря, стандартной архитектуры. От Муромцева и Бунина остались фундамент и старые деревья.

В 1970-е годы дом оброс еще одним культурным пластом: в нем собиралась оппозиционная интеллигенция, работали писатель Венедикт Ерофеев и художник Константин Васильев, размещалась редакция самиздатовского журнала "Вече". Из всего этого вырос еще один культурный побег: в 2007-м жители устроили в одной из квартир народный музей, посвященный памяти всех бывавших здесь значительных личностей. Проводили выставки, литературные вечера, кинопоказы, концерты.

В 2008 году дом было решено снести. И здесь начинается другая составляющая сюжета - правовая. По документам в 1979-м "барак" расселили и передали Академии медицинских наук - под склад оборудования с обязательством через 5 лет снести. Не снесли. В 1990-м власти вспомнили о нем и передали кооперативу "Меркурий", а тот в 1991-м списал его, как ненужное имущество. Так "дача Муромцева" по документам исчезла с лица земли. В 2007 году правительство Москвы обнаружило ее существование и передало "ничей" участок вместе с домом парку "Царицыно", а префект Южного округа запланировал устроить здесь "стоянку уборочной техники и электромобилей". Тем не менее жизнь в этом месте не замирала.

- У меня здесь еще прабабушка жила, - рассказал "Известиям" Кирилл Болдырев, 25-летний аспирант МИФИ, житель дома. - Тут родились моя бабушка, отец, и я всю свою жизнь прожил. Топили углем, ходили за водой на колонку, сами ремонтировали дом, платили за электричество.

Пресловутое расселение 1970-х не задалось. Хотя обитателям и дали квартиры - к примеру, бабушке и прабабушке Кирилла, а также его отцу Николаю Болдыреву, одну. Но жизнь брала свое: люди женились, разводились, рожали детей. В типовые квартиры народ перестал помещаться - а тут заброшенный, но пригодный для жизни дом. Словом, здание снова заселилось естественным путем. И, возможно, еще простояло бы, забытое всеми, если бы жители не решили воспользоваться 245-й статьей Гражданского кодекса, по которой через 15 лет проживания в доме можно ходатайствовать о признании права собственности на него. Они подали в суд. После чего мэрия немедленно заявила о своих правах на дом. Началась так и не закончившаяся череда судов.

Теперь тягаться не из-за чего: 3 января дом сгорел, 7 марта разобраны остатки. Вплоть до бытовок, где ютились два месяца семьи Болдыревых, в том числе беременная жена Николая (в семье через месяц должен родиться шестой ребенок), а также его дети - двухлетний Егор и шестилетняя Катя. Сейчас они живут у друзей.

- Мы никого не просили о новом жилье - нам достаточно было жить здесь. Мы ждали весны, надеялись восстановить дом, - рассказывает Кирилл Болдырев. - Нас обвиняют в самозахвате - но мы ничего ни у кого не украли. Отец дал стране шестерых детей. Мы оба работаем на науку фактически за копейки. Бабушка восстанавливает церкви по всей России - у нее общественный благотворительный фонд. Иллюзий у нас нет, но мы будем продолжать бороться: этот дом - наша родина.

- На месте городских властей я бы ценил то, что люди сами создали центр притяжения интеллигенции, - прокомментировал "Известиям" ситуацию координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов. - Маленький самостоятельный очажок культурной жизни. Он мог хорошо сочетаться с официальным "Царицыно" - там музей императорской резиденции, а здесь - последний живой кусок дачного Царицына. Непарадный, но живой. Культурный плюсик для города.

В подобных нестандартных историях есть еще третья составляющая: человеческая. Ее в пылу борьбы за городское хозяйство и благоустройство принято опускать.

Комментарии
Прямой эфир