Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Общество
Губернатор сообщил об ожидаемом пике паводка в Тюмени 8-9 мая
Армия
Российские Су-34 нанесли удар авиабомбами ОФАБ-250 по опорному пункту ВСУ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +19 градусов в Москве 1 мая
Армия
На выставку военной техники на Поклонной горе привезли трофейный танк Abrams
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Общество
Путин 1 мая присвоил ряду граждан звания Героев Труда
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
В конгрессе заявили об отказе ряда поставщиков работать с США по помощи ВСУ
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Харькове
Мир
СБУ заявила о проведении контрразведывательных мероприятий в Киеве
Мир
В Колумбии обнаружили пропажу со складов более 1 млн патронов и других боеприпасов
Политика
Захарова возмутилась намерением ЕС передать Киеву украинцев-призывников
Мир
ЦАХАЛ расследует гибель двух военных в результате дружественного огня в Газе
Армия
Трофейные танки Abrams и Leopard 2 представили на выставке в Москве
Армия
Расчеты гаубиц Д-20 уничтожили блиндажи украинских боевиков в приграничном районе
Происшествия
В Забайкальском крае загорелись около 30 дачных строений в СНТ

Здоровое соперничество

Кризисный 2009 год поставил российские бизнес-школы в непростое положение. В среднем наборы слушателей на программы МВА сократились на 30-50%. Эксперты прогнозируют, что текущий год не принесет серьезного изменения спроса на образовательные услуги. Школам придется и дальше бороться за клиентов, совершенствуя образовательные программы и адаптируя системы оплаты под конкретного слушателя
0
(фото: PHOTOXPRESS)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кризисный 2009 год поставил российские бизнес-школы в непростое положение. В среднем наборы слушателей на программы МВА сократились на 30-50%. Эксперты прогнозируют, что текущий год не принесет серьезного изменения спроса на образовательные услуги. Школам придется и дальше бороться за клиентов, совершенствуя образовательные программы и адаптируя системы оплаты под конкретного слушателя.

Большинство экспертов подтверждают: рынок МВА в 2009 году существенно сократился. И в основном за счет слушателей, обучение которых оплачивала компания. "Экономический кризис, безусловно, затронул образовательный рынок в целом, не остались в стороне и программы бизнес-образования. В то же время бизнес-школы и программы, имеющие прочные позиции, остались, как и прежде, востребованными. При этом слегка изменился профиль клиента: случаи, когда обучение МВА оплачивает работодатель, сократились почти до нуля", - говорит Эсфирь Танцман, директор по маркетингу Высшей школы бизнеса Государственного университета управления.

Люди, идущие в период кризиса на программы бизнес-образования, хорошо отдают себе отчет в том, что наступило время возможностей. "Наблюдая, как одна компания за другой покидает рынок, менеджеры спрашивают себя, какую стратегию выбрать, чтобы не просто выжить, а выйти из кризиса победителями. Сегодня новые студенты хотят учиться стратегии в условиях неопределенности: грамотно и всесторонне анализировать внешние и внутренние процессы, выбирать и реализовывать стратегии, - обрисовывает тенденцию ректор МИМ ЛИНК Сергей Щенников. - Второе, с чем приходят слушатели, это с желанием как можно быстрее начать использовать получаемые знания и окупать свое обучение уже с первых занятий. Потребители сейчас очень рациональны в денежном вопросе".

В итоге основным инструментом конкурентной борьбы для школ стало качество программ. "Теперь слушатели платят за обучение из своего кармана, в связи с этим изменились их требования к качеству обучения. Нельзя не отметить положительный эффект, произведенный кризисом на рынке МВА, - из числа программ были исключены неэффективные", - отмечает Ирина Гончарова, начальник управления программ МВА ГОУ ВПО "Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова".

Это подтверждает статистика, согласно которой сокращение наборов слушателей в разных школах в прошлом году произошло неравномерно. Бизнес-школы, качество преподавания в которых было на высоком уровне, в меньшей степени ощутили снижение спроса на свои услуги. "В лучших школах бизнеса сокращение не превысило 25%. Их доля на рынке МВА увеличилась", - резюмирует Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при правительстве РФ. Это подтверждает и Сергей Щенников:

- Приток новых слушателей в бизнес-школы сократился. И здесь ЛИНК не исключение. Но с наступлением кризиса в два раза выросло количество желающих продолжать обучение после профессиональной переподготовки и дойти до уровня МВА. До весны 2009 года количество выпускников МВА в сезон не превышало 30 человек. В конце прошлого года мы выпустили почти 70. И тенденция эта не ослабевает, а лишь растет.

Курс на международную составляющую

В начале 2009 года некоторые школы выбрали для себя политику удешевления, а следовательно, сокращения программ. Они аргументировали это тем, что диплом в конечном итоге будет таким же, как в более дорогих школах. Однако уже сегодня очевидно, что данная тактика поведения себя не оправдывает.

В 2010 году школы, понимая, что большинство слушателей учатся "для себя", делают ставки на персонификацию программ, сужение специализации, уход от "академизма", оптимизацию времени и формата обучения. "Сегодня мы резко усиливаем роль учебных проектов, - рассказывает Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) АНХ при правительстве РФ, президент РАБО. - В течение двух лет каждый наш слушатель должен выполнить 5-7 проектов еще до финального аттестационного. Обязательны выезды в корпорации в тесном стыке с предшествующим такому выезду курсом, например по организационным изменениям, по управлению персоналом, по развитию бренда и т.п. В компании происходят 1-2-дневное обсуждение заранее определенных проблем, выработка группой слушателей рекомендаций по их решению. Это совершенно другая форма подготовки кадров".

В период экономического спада школы попытались уделять больше внимания вопросам антикризисного управления. Александр Чеканский считает, что в целом это вполне оправданное изменение, но далеко не достаточное: "Программа МВА должна изначально учитывать, что на разных стадиях экономического цикла, в периоды спада, стагнации, оживления и подъема методы управления должны быть разными. Поэтому ИБДА строит свои программы МВА и ЕМВА с учетом влияния экономического цикла на управленческую деятельность. Они учат не только тому, как удержать под контролем финансовую ситуацию в период кризиса, но и тому, как вовремя увидеть первые признаки его завершения, как использовать стадию перехода от спада экономики к подъему для завоевания и укрепления лидерских позиций". По словам эксперта, Россия вошла в кризис позднее Запада и выходить из него будет позже. Значит, Запад получит опыт борьбы с современным кризисом и опыт выхода из него раньше. Нужно овладеть этим опытом. С этого года на всех программах ИБДА вводятся обязательные модули в лучших европейских школах бизнеса.

Другие школы также отмечают усиление спроса слушателей на программы с сильной международной составляющей. По словам Екатерины Лисицыной, директора департамента программ MBA бизнес-школы "МИРБИС", люди хотят предъявить будущему работодателю дипломы о дополнительном профессиональном образовании, международные дипломы магистра, степень МВА: "У нас сейчас большой спрос на программы двойного диплома с Университетом Лондон Метрополитен. Программа дает нашим слушателям возможность, не выезжая на обучение в Великобританию, получить государственный диплом МВА и диплом МВА London Metropolitan University".

Новые форматы обучения

Что касается оптимизации времени и формата учебного процесса, то и здесь налицо ряд изменений. Прежде всего, группы стали меньше, что значительно изменило учебный процесс. "Для привлечения слушателей мы создаем в первую очередь современные качественные программы МВА с использованием эффективных методов преподавания в небольших группах численностью до 20 человек", - рассказывает Гончарова Ирина. По словам Леонида Евенко, наборы 2006/07 года были слишком большие: "У нас достаточно часто формировались группы численностью около 90 человек, как на Западе. Сейчас набор 40 человек оказывается весьма благоприятным и достаточно редким. Более типичный набор - 20 или 30 человек".

В итоге появились новые форматы обучения. Например, руководство ИБДА считает, что в условиях кризиса очень сложно принимать решение о долгосрочных инвестициях, в том числе об инвестировании средств в двухгодичное обучение на МВА. Учитывая это, школа предлагает новую технологию формирования учебных программ - МВА-конструктор. Она позволяет сначала взять небольшой блок самых актуальных для слушателя учебных дисциплин, а затем решить, нужно ли продолжать учебу. Есть возможность освоить дополнительные учебные модули и в итоге достроить обучение до полноценной программы МВА.

Такой формат выбирают сегодня и другие школы. Например, финансовый центр "МИРБИС" открыл программу "МВА - Финансовый менеджмент", включающую три уровня получения образования: повышение квалификации, профессиональную подготовку и, наконец, получение степени МВА. Это дает слушателям возможность выбора.

Основная тенденция современного рынка бизнес-образования - это переход на blended learning, когда бизнес-школа использует различные организационные формы обучения для повышения эффективности образования. В этом большинство экспертов единогласно. "Но тут недостаточно смешать очные и заочные формы образования, - уверен Сергей Щенников. - Необходима система взаимодополняющих учебных мероприятий, материалов, специальная подготовка тьюторов и администраторов, которые поддерживают этот сложный учебный процесс. Наконец, необходимо обеспечить интеграцию учебного процесса в реальную практику менеджера, которая также является элементом обучения в blended learning".

Понятно, что не каждый руководитель, особенно в период кризиса, может оставить бизнес на 10-12 дней для поездки на учебную сессию. Поэтому, сохранив формат двухнедельных учебных сессий, ИБДА с этого года на всех программах МВА и ЕМВА вводит формат Weekend. Он предполагает одну трехдневную сессию (пятница, суббота, воскресенье) раз в месяц либо двухдневные сессии (суббота и воскресенье).

Высшая школа международного бизнеса реализует программу "Знакомство с ВШМБ", в рамках которой можно записаться на вечернюю экскурсию по учебному заведению с посещением реальных занятий. Аналогичная услуга есть и у бизнес-школы "МИРБИС" - сертификат на бесплатное посещение Недели открытых лекций "МИРБИС". Его можно получить, посетив день открытых дверей школы.

Учитывая текущую экономическую ситуацию, в ВШБ ГУУ не только дополняют существующие программы (уделяя в них большее внимание антикризисным мерам), но и расширяют свой портфель новыми - например, программой "МВА - Управление инновациями" и различными краткосрочными курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

"Миновавший кризис показал, что бизнесу и бизнес-образованию нужно меняться, - заявляет Антон Бабогло, исполнительный директор Лондонской школы бизнеса и финансов. - В ответ на это мы в LSBF пересмотрели свои программы и ввели новые курсы. Цель этих изменений - поддержание релевантности программ с точки зрения содержания и формата обучения".

Ориентируясь на пожелания слушателей, факультет профессиональных программ Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (ФПП ВАВТ) делает все возможное для создания удобного режима занятий. "Интернет-библиотека, учебники и рабочие тетради для самостоятельной работы, организация обучения по субботам, создание центра дистанционного обучения - все это позволяет сократить время аудиторного присутствия и сократить цены до доступного уровня на фоне повышения качества услуг", - отмечает декан факультета профессиональных программ ВАВТ Ольга Андреева.

Ориентация на клиента

Эксперты очень осторожно высказываются о предстоящем весеннем наборе слушателей. По их мнению, спрос на программы МВА остается слабым. "Думаю, что в наступившем году рынок образовательных услуг останется на прежнем уровне. Это будет год выжидания, главная наша задача - выстоять, не допустить дальнейшего спада", - комментирует ситуацию Людмила Сальникова, руководитель пресс-службы Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) АНХ при правительстве РФ.

С ней согласен Александр Чеканский. По его мнению, приток слушателей в школы бизнеса весной 2010 года останется на уровне весны 2009 года. Однако в ИБДА весной текущего года ожидают увеличения количества слушателей как минимум на 12%. "Мы связываем этот рост со значительными изменениями, которые при прежних ценах позволили повысить качество обучения на программах МВА и ЕМВА", - объясняет ректор.

Безусловно, кризис дал толчок новому этапу развития рынка МВА в России. Школы вышли на новый, более качественный уровень образования. По мнению Леонида Евенко, "дженералистская" подготовка специалистов - потенциальных президентов фирм будет несколько сжиматься и отрабатываться как отдельный жанр. Эксперт также считает, что специализированные программы МВА необходимо выделить в специализированные мастерские программы, менее перегруженные дженералистской составляющей. МВА будет развиваться "вверх", охватывать высшее звено руководства, программы станут более клиентоориентированными, в частности, по формам их организации.

Тем не менее самой востребованной программой в ВШБ ГУУ является дженералистский курс General Management, что можно связать с тем, что в условиях экономической нестабильности люди хотят получить наиболее широкое и универсальное образование, позволяющее им работать в различных отраслях бизнеса.

Несмотря на разнообразные предпочтения, тренд очевиден. Слушатели бизнес-школ сегодня четко понимают, что они хотят получить в процессе обучения. Это делает учебный процесс эффективнее и интереснее. "Очевидно, что бизнес-школы должны готовить специалистов и менеджеров нового поколения, всесторонне развитых личностей, способных руководить бизнесом в динамично меняющейся глобальной экономической среде на основе высоких моральных и духовных принципов", - считает Екатерина Лисицына.

По мнению Ольги Андреевой, в будущем необходимо решить ряд задач, которые позволят российским бизнес-школам интегрироваться в мировой рынок услуг бизнес-образования. Одна из таких задач - привлечение в систему молодых талантливых преподавателей, имеющих практику и ведущих научно-исследовательскую работу. Кроме того, по мнению эксперта, настало время усилить контроль за качеством программ МВА. Повышение доверия к школам в конечном итоге приведет к росту спроса на услугу, уверены главы крупнейших бизнес-школ.

В то же время в стратегической перспективе MBA, безусловно, претерпит такое же революционное изменение, какое он претерпел в 70-80-е годы по сравнению с 50-60-ми годами в США. "Трансформация в сторону научного контекста и структуры произошла значительная. Я считаю, что в масштабе следующих двадцати лет произойдет такая же глубинная трансформация MBA и мы вряд ли через 20 лет увидим традиционный curriculum, который сейчас имеется в большинстве бизнес-школ", - прогнозирует Андрей Волков, ректор московской школы управления "Сколково". Похожей точки зрения придерживается и Антон Бабогло, уверенный в том, что в будущем степени MBA будут более специализированными. "LSBF уже предлагает своим слушателям MBA с более чем 14 специализаций. Но также все острее становится вопрос глобализации и взаимосвязанности мировых экономик, финансовых и товарных рынков. МВА будущего будет формировать глобальное мышление", - резюмирует он.

Комментарии
Прямой эфир