Кавказская честь
В нашу газету обратились читатели из Кизилюрта. Ни закон гор, ни просто закон не помогли им справиться с циничным и жестоким преступником, которого покрывают родня и дружки из милиции.
К чести на Кавказе отношение особое. Я знал человека, который отсидел семь лет за то, что убил матершинника, дурно отозвавшегося о покойной матушке. А сколько красивых горянок покинули этот мир лишь из-за того, что до срока познали тайны любви и об этом стало известно родителям? И не сосчитать! До сих пор существует и кровная месть. Кстати, того моего знакомого все-таки убили родственники матершинника. История, которую я вам расскажу, еще ждет своего продолжения. В самом сердце правоверного Дагестана, в крохотном городке Кизилюрте, несколько лет действовала банда, которая насиловала и даже убивала своих соплеменников. Свои преступления молодые "отморозки" фиксировали на камеры мобильников и, уверенные в своей безнаказанности, размещали в Сети.
Горы содрогнулись бы от чинимого беспредела. Но в Кизилюрте нету гор. Зато есть папа главаря банды. Уважаемый человек. Бывший сопредседатель правления одного лопнувшего банка. То ли из уважения к папе, то ли к его деньгам единственному отпрыску все сходило с рук. И только когда 26-летний Магомед Абдужанов убил главу муниципального образования "Чародинский район", стали принимать меры. Но поздно. Фото Магомеда и сейчас висит на стенде "Их разыскивает милиция". Сам бандит скрылся в неизвестном направлении.
Как становятся мужчиной
Магомед вырос в достатке. Папа начинал агрономом, потом занялся финансами. Родовое гнездо, которое больше напоминает средневековую крепость, и сейчас считается одним из самых роскошных в городе.
- Слышу выстрелы, - рассказывает один из соседей Абдужановых. - А это папа учит стрелять маленького Магомеда по собаке. Взял сынка на руки и палит. Собака мечется на привязи. Я пожалел псину, а он говорит: пусть стрелять учится. Магомед должен стать настоящим мужчиной!
Странно, в мое время, чтобы стать настоящим мужчиной, отправляли служить в армию. Там заодно и стрелять обуча-ли. Магомед стараниями папа-ши армии избежал. Закончил юрфак и даже немного постажировался в милиции. Но вскоре сбежал из органов и устроился небольшим, но начальником в одну фирмочку в Махачкале. Но и там Магомед не задержался. Вспыльчивый, он вначале орал на подчиненных, а потом стал их избивать. Те вызвали милицию. Только вмешательство папы помогло избежать уголовного наказания. Но Магомеду пришлось написать заявление "по собственному". На этом трудовая карьера Абдужанова-младшего закончилась. Но к тому времени он научился зарабатывать деньги на мелкие карманные расходы иным способом.
В дагестанских школах давно уже процветает система еженедельных поборов. Хочешь, чтобы тебя не били, - плати старшеклассникам по сотне, а то и по две. Когда подрастешь, сам будешь дань собирать. Система настолько отлажена, что на нее уже никто не обращает внимания. Дети родителям не жалуются. Все та же кавказская гордость не позволяет. Магомед в этой дедовщине преуспел: сколотил из себе подобных подростковую банду, стал отбирать мобильники и сшибать мелочь. Банда крепла. Они фотографировались на память рядом со своими жертвами, причем поднимая вверх указательный палец правой руки - в знак того, что Аллах превыше всего. Однажды мимо отморозков проходили два студента. Один из них сказал им "Салям алейкум". А другой, русский, - "Здравствуйте". Только за это русского парня избили и бросили в арык. Родители отправились в милицию. Но толку от этого похода было как от козла молока: папа Магомеда и местный начальник ОВД - лучшие друзья.
Магомед увидел Зару (имя изменено) на школьном дворе. Ей тогда было 16. Ему 20. Подошел, предложил покататься на машине. Девушка, в строгом соответствии с кодексом горской чести, отказалась. Он с друзьями на следующий день подкараулил Зару и за волосы втащил в свой "Мерседес".
- Не хочешь добром, возьмем силой! - сказал он напуганной девушке.
В недостроенном коттедже на окраине Кизилюрта он изнасиловал Зару. А потом пустил ее "по рукам" своих дружков. Подонок снял все это на телефон и пригрозил Заре:
- Скажешь кому - дам твоим знакомым полюбоваться.
Похищение Зары произошло среди бела дня на главной улице Кизилюрта. Но никто не вступился за девушку. Магомед под надежной крышей друзей отца мог позволить себе полную безнаказанность. Вы спросите, а как же кровная месть и закон гор? Магомед выбирал своих жертв из тех, кому не по силам дать ему отпор. Из так называемых неполных семей, где нет мужчин. Таких семей в Дагестане сейчас вопреки тому же горскому кодексу великое множество.
Один на один
Единственного человека, кто мог противостоять Магомеду и его банде, звали Сабиром. Он не был участковым милиционером. Спецназовцем он тоже не был. Как-то, когда Сабиру было 15 лет, он зашел в гости к своему школьному товарищу. Там собралась вся Магомедова банда. Главарю тогда уже исполнилось 20 и он собирался "пошалить" с одной несовершеннолетней соседкой. Увидев это, юноша взял заплаканную девушку за руку и решительно вывел из квартиры. Напоследок он бросил опешившей от такой наглости хмельной компании:
- Меня зовут Сабир. Кто что-то против имеет, найдет меня в микрорайоне! - и хлопнул дверью.
Надо сказать, что в свои 15 Сабир выглядел гораздо стар-ше. Занимался борьбой, а по объемам бицепсов догонял Арнольда Шварценеггера в его лучшие годы. Магомед, напротив, был невысокого роста и некрепкого здоровья. Любил побаловаться героином, что сил не прибавляло. Но в его "гвардии" были, конечно, качки. Они и бросились вслед отважному рыцарю.
А Сабир отвел девчушку домой и вернулся во двор. Там его уже поджидали.
- Верни девочку! Ты не имеешь права ею пользоваться. Она наша добыча! - заявили ему трое старших пацанов.
- Она уже дома. У кого возражения? Буду считать зубы!
Он с легкостью раскидал незваных гостей по углам песочницы. Те спаслись бегством. С этого момента Сабир стал той сдерживающей силой, тем мальчишом-кибальчишом, который мог постоять за правду. И пацаны потянулись к нему. Чуть что - "идем к Сабиру, он рассудит".
Добро со злом обязательно должны встретиться в решительной схватке. Так произошло, когда к Сабиру обратился очередной проситель о заступничестве - у него банда Магомеда пригрозила отнять новый модный телефон. И Сабир вступился. И выехал в чисто поле на окраину городка для битвы "один на один". После первых ударов Магомед рухнул на песок и потребовал перенести бой. Дескать, холодно, а он не разогрет. Как ни просил Сабир подняться противника и продолжить драку, Магомед все плотнее вжимался в песок. А Сабир лежачих не бил. Так и уполз Магомед змеей, чтобы потом ужалить побольнее...
Потом в милицию обратилась 16-летняя гражданка П. Ее банда изнасиловала в том же заброшенном коттедже. Все было заснято на камеру мобильника. Грязные насильники и извращенцы заставляли ее садиться на бутылку из-под шампанского. В милиции заявление не взяли, а посоветовали "так разойтись". Гражданка П. после этого уехала из Кизилюрта туда, где ее не знают. Спасать свою поруганную честь.
На бутылку шампанского посадили и гражданина Ш. 1976 года рождения. На кадрах окровавленного мужчину вытаскивают из багажника. Стреляют в песок из пистолетов. Потом, хорошенько избив, бросают на берегу моря, решив, что к утру он умрет от полученных ран.
И все эти злодеяния сходили с рук молодому подонку. Потому что папа - уважаемый человек - дружит с не менее уважаемым начальником милиции.
Как шакалы превращаются в волков
Зайнудин Шейхмагомедов заведует кизилюртовским филиалом Махачкалинского института финансов и права. Его в городе тоже уважают. Но за другое. За то, что вырастил такого сына, как Сабир. В доме на видном месте его портрет. В мае прошлого года Сабира убили. Змея извернулась и ужалила.
Незадолго до этого Кизилюрт облетела невеселая весть. У сына начальника милиции, тоже, естественно, милиционера, отобрали пистолет и служебное удостоверение. На узкой дорожке встретились две иномарки. За рулем одной был молодой милиционер. В другой сидел один из друзей Магомеда. Уступать дорогу никто не желал. В результате перепалки старший лейтенант лишился своих атрибутов власти и побежал жаловаться папе. На следующий день оружие и документы вернули. И сделал это Магомед. Но сын милицейского начальника удовлетворен не был и пришел к Сабиру за правдой. На беду в самый разгар беседы мимо на своем белом "Мерседесе" проезжал Магомед.
- А мы его сейчас спросим! И он ответит! - Сабир прыгнул вместе с милиционером в машину и бросился за бандитом.
Нагнали "Мерседес" на улице Цадаса. Как всегда, после взаимных обвинений отошли в сторонку, чтобы "побазарить один на один". Рука Магомеда была в кармане. Все знали, что он не расстается с ПМ. И носит его снятым с предохранителя. Однажды Магомед даже прострелил себе брюки. Но Сабир не испугался...
- Ты достал меня уже! - вдруг закричал Магомед, выхватил пистолет и разрядил всю обойму в Сабира.
Восемь пуль не оставили шансов на жизнь. Сабир умер на операционном столе. А Магомед ударился в бега. Надо ли говорить, что старший лейтенант милиции, за которого вступился Сабир, даже не попытался задержать преступника?
В Хасавюрте есть улица имени сержанта Гайдара. Это дедушка Сабира. Он решительно вступил в бой с бандитами и погиб смертью храбрых. Сабир пошел в своего деда. Улицу его именем не назовут, но у половины кизилюртовской молодежи заставкой на мобильниках его портрет.
- Что будете делать, если встретите Магомеда на улице? Ведь он сейчас на свободе... - спрашиваю отца Сабира Зайнудина Шейхмагомедова.
Он смотрит с каменным лицом на портрет сына. Желваки на скулах играют. Он понимает, что перед ним журналист и надо выбирать слова.
- Его видели недавно в Махачкале. Магомед вооружен. Если я попытаюсь сам его задержать, то могут пострадать прохожие. А пока до милиции дозвонишься, он уйдет. Поэтому мой ответ - я не знаю.
Зато знаю я. Тухум (род) Сабира наверняка объявил кровную месть тухуму Магомеда. И пусть папаша Магомеда отказывается от сына, кровь обязательно прольется. Потому что милиции, которая по дружбе закрывает глаза на преступления, в Кизилюрте не верят.
Несколько лет назад я выехал в Самарскую область по тревожному письму. Там несколько подонков, точно так же, как Магомед, безнаказанно насиловали девушек под прикрытием районной прокуратуры. Телефонная трубка в руках гопника творила чудеса. Только после вмешательства прессы банду разогнали, прокурорских уволили. То, что подобная история произойдет на Северном Кавказе, я и предположить не мог. Там, где женская честь ценится превыше всего, там, где от минаретов просто рябит в глазах, несколько лет происходили изнасилования девушек, с которыми нелюди когда-то ходили в одну школу. И все это на глазах у честного народа. И никто даже пикнуть не посмел! Так где эта пресловутая кавказская честь?
...Магомед Абдужанов ушел к ваххабитам. В ноябре в составе группы лиц убил главу Чародинского района и его водителя. За его голову назначена награда в 10 тысяч долларов. Шакал превращается в волка. Так называют себя те, кто борется с властью.