Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
В РФ утвердили штрафы до 60 млн рублей за подделку документов о миграции
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Спорт
«Спартак» благодаря покеру Угальде обыграл «Локомотив» со счетом 5:2
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Мир
Маск вновь возглавил список самых богатых людей планеты
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Общество
Москвичей предупредили о гололедице вечером 23 ноября
Спорт
Россиянка Лысенко выиграла в кейрине на первом этапе Лиги чемпионов на треке
Мир
Крупнейшая швейцарская партия выступила против новой помощи Украине
Происшествия
В Кисловодске при пожаре в частном доме погибли два человека
Происшествия
В Калмыкии мужчина и двое детей погибли в ДТП с участием грузовика
Происшествия
Пожар в квартире на юго-востоке Москвы ликвидировали
Политика
В РФ запретили усыновлять детей гражданам стран, где разрешена смена пола
Спорт
Петр Ян одержал победу в бою с Дейвисоном Фигейредо
Мир
Зеленский обвинил Запад в неукомплектованности ВСУ
Мир
В ЦПВС сообщили о 23 нарушениях возглавляемой США коалицией в небе Сирии
Мир
Израиль нанес удар по КПП на границе Сирии и Ливана
Происшествия
Жителей пострадавшей от пожара многоэтажки в Москве начали пускать в квартиры

Что обсуждают Баженов с Казаковым?

Ко Дню города столичные власти собираются не только завершить реконструкцию музея-заповедника "Царицыно", но и открыть на лужайке между Большим Екатерининским дворцом и Хлебным домом памятник строившим дворец Василию Баженову и Матвею Казакову. Для знатоков творчества персонажей, изображенных скульптором Леонидом Барановым, остается тайной, что же именно обсуждают два зодчих.
0
Что обсуждают Баженов с Казаковым? (фото Владимир Суворов)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ко Дню города столичные власти собираются не только завершить реконструкцию музея-заповедника "Царицыно", но и открыть на лужайке между Большим Екатерининским дворцом и Хлебным домом памятник строившим дворец Василию Баженову и Матвею Казакову. Для знатоков творчества персонажей, изображенных скульптором Леонидом Барановым, остается тайной, что же именно обсуждают два зодчих. Еще одна загадка - какой из Казаковых, строивших в Москве в ХVIII веке, беседует с Баженовым?

Опрошенных "Известиями" специалистов сюжет, выбранный скульптором, серьезно озадачил. Леонид Баранов изобразил двух великих архитекторов в момент обсуждения внешнего вида дворца. Выбор темы, как поясняет официальный пресс-релиз, определялся тем фактом, что Екатерина II сначала доверила строительство дворца знаменитому в то время Василию Баженову, а завершить работу поручила Матвею Казакову.

Но известно, что Казаков вовсе не завершил баженовский дворец, не приглянувшийся императрице, а воплотил в жизнь собственный замысел, более грандиозный, отличавшийся от прежнего и по духу, и по манере исполнения. Миф и то, что архитекторы в те времена способны были хоть что-то самолично решать (эта отечественная традиция не изменилась, к сожалению, и сегодня). Все решал высокопоставленный заказчик, в XVIII веке даже не тогдашний хозяин Москвы - генерал-губернатор города Брюс, а лично матушка-императрица, деловые письма к которой архитекторы заканчивали неизменным "ваш нижайший раб".

Конечно, зодчие не раз встречались: одно время Казаков был учеником и помощником Баженова. Но ко времени "стройки века" в Царицыне их дорожки разошлись. Каждый получил в 1775 году по царскому заказу: Казаков - на строительство Петровского подъездного замка, Баженов - на строительство усадьбы "Царицыно", главный дворец которой вызвал сановный гнев и приговор "срыть до основания". Ситуация стара как мир - волевым решением лишен работы один архитектор (Баженов), а заказ передан другому (Казакову).

В таком щекотливом положении обсуждать Баженову с Казаковым было решительно нечего, считает историк архитектуры Геннадий Холманских. Тем более что отстраненный от работы Баженов тут же был отправлен в бессрочный отпуск.

Сегодня, обнаружив двух великих архитекторов на лужайке у дворца, горожане решат, что перед ними их совместное творение. Хотя это совсем не так. Если Екатерининский дворец и есть плод творчества не одного, а двух архитекторов, то скорее уж Матвея Казакова и Михаила Посохина - нынешнего директора "Моспроекта-2", под началом которого казаковский дворец приобрел облик, которого никогда не имел при жизни прославленного зодчего. Так что дискутировать с Матвеем Казаковым, стоя со свернутыми чертежами на фоне дворца, мог бы по праву Михаил Посохин. Или Юрий Лужков, которому понравился вариант Посохина (от проекта Баженова в нем к тому времени и вовсе ничего не осталось).

Правда, есть еще сомнения, того ли Казакова изобразил Леонид Баранов. Скульптор воспользовался изображением со старинной гравюры Г. Афонасьева - единственной сохранившейся. Но еще в середине 1980-х годов Петр Панухин, исследователь творчества Родиона Казакова, современника Матвея Казакова, выдвинул небездоказательную версию, что на этой гравюре изображен не Матвей Федорович, а Родион Родионович, учившийся, кстати, тоже у Баженова. Опровергнуть его пока что никто не смог. 

Скульптор Леонид Баранов: "Памятник должен был состоять из трех фигур"

Замысел этого произведения возник у Леонида Баранова лет 6 назад, когда еще не было принято решение о воссоздании Екатерининского дворца в Царицыне. Подробнее о том, как шла работа над монументом, он рассказал корреспонденту "Известий" Богдану Степовому.

В основе композиции - драматическая коллизия: Баженов начал строить Большой дворец в Царицыне, но по приказу Екатерины его снесли и строить заново поручили его ученику - Матвею Казакову. Это не только историко-архитектурная драма, но и человеческая. Памятник посвящен этому драматическому моменту: Баженов отходит от дел, а Казаков занимает его место.

вопрос: Баженов держит в руках чертежи, а у Казакова на бедре шпага. Это случайность?

ответ: Здесь нет намека на какое-то насилие. В те времена всем чиновникам полагалась шпага - и Баженову, кстати, тоже, так как они с Казаковым оба были членами Академии художеств. Но в данном случае не столь важна форма одежды. Мне Казаков представляется более жестким и административным человеком. Баженов же скорее художественно-артистическая натура. Сначала, кстати, памятник должен был состоять из трех фигур. Третья - Екатерина Великая.

в: Почему же она пропала?

о: Я же делаю памятник не один. Дворец воссоздает архитектор Михаил Посохин. И возникла идея создать целую галерею памятников в парадных залах дворца. Это будут бюсты Екатерины Великой, Павла I, Александра I, Ломоносова, Державина и других.

в: Вы слышали версию о том, что на единственной дошедшей до нас гравюре изображен не Михаил Казаков, а другой ученик Баженова Родион Родионович Казаков?

о: Я показывал свою скульптуру многим знатокам истории и архитектуры, но никто из них эту версию не упоминал.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир