Живые в Мертвом переулке
Историческое название Пречистенского переулка - Мертвый, которое он носил с XVIII века, связано не с близостью Могильцев, а с фамилией самого крупного землевладельца - Мертваго. В 1937 году улицу переименовали в честь другого ее обитателя - Николая Островского. А недавно снова сменили имя, вспомнив об идущей под боком Пречистенке. Это не помешало осмотреть достопримечательности переулка обозревателю "Недели" Ирине Мак.
1. Копии и новострои
Дом N 1 на углу с Пречистенкой, который выглядит как оригинальное деревянное владение знаменитой рассказчицы грибоедовской эпохи Елизаветы Петровны Яньковой, на деле - бессмысленный каменный дубликат 1996 года.
Следующий дом - N 3 - детский сад для детей с нарушением физического развития, он стоит на месте Мухановской богадельни, основанной дочерью обер-шталмейстера С.И. Муханова вместе с церковью Спаса. Как и особняк Яньковой, богадельня давно разрушена. Та же участь может постичь единственный в окрестностях детский сад: на это место претендует Иосиф Кобзон, желающий открыть здесь центр культуры имени себя. Хотя жители все еще надеются, что свой центр народный певец построит где-нибудь в другом месте.
2. Мастерская Мухиной пока жива
Если Кобзон построит свой центр, исчезнет и мастерская великого скульптора Веры Мухиной в доме N 5. По другой версии, на месте мастерской могут открыть парковку. Теперь перед этим миниатюрным желтым домиком со стеклянной крышей, спроектированным в 1947-м самой Мухиной вместе с Жолтовским, вырос уродливый псевдоклассический особнячок с недоделанными, "повисшими" в воздухе колонами.
Мухина жила в доме N 5 до самой смерти в 1953-м. И завещала не устраивать в нем музея, а оставить мастерскую. Поэтому в жилой половине живут потомки скульптора, а мастерская отошла НИИ реставрации, который использует ее по прямому назначению. Между тем музеи Веры Мухиной есть в Риге, Феодосии и Риме, и Москве его не иметь стыдно. Если мастерскую снесут - будет стыдно вдвойне, особенно если учесть, что главный труд скульптора - "Рабочий и колхозница" - лежит сейчас в разобранном виде, и непонятно, соберут ли его когда-нибудь. А памятник скульптору стоит не перед ее домом, а перед детским садом, к которому он не имеет никакого отношения.
3. Модерн британский и французский
По правой стороне аутентичные достопримечательности начинаются с пересечения Пречистенского переулка со Староконюшенным. За домом N 6 (посольство Австрии), воспетым в прошлом выпуске "Путеводителя", следуют еще два ярких примера московского модерна - дома N 8 и 10. В XVIII веке эта земля принадлежала князю И.А. Гагарину, но усадьба сгорела в пожаре 1812 года, и до конца XIX века это место было пусто. В начале XX века эту землю скупило Московское акционерное домостроительное общество, построившее здесь три частных особняка. Два из них - N 8 и 10, совершенно не похожих друг на друга, проектировал Вильям Валькот.
Дом N 10, в рациональном стиле англо-шотландского модерна, с огромными окнами и тоненькими переплетами, в отличие от большинства памятников модерна почти лишен украшений - если не считать майоликовой плитки из мастерской Саввы Мамонтова. Этот особняк, принадлежавший М.Ф. Якунчиковой, жене владельца текстильной фабрики и кирпичных заводов, восторженной поклоннице писателя Чехова, - ровесник прошлого века и выглядит скромно. Особенно если сравнивать его с соседом (N 8), возведенным в 1902-м в глубине переулка по заказу нотного издателя Карла Гутхейля, - великолепным, с масками на барельефах, керамикой и прочими излишествами, свойственными ар нуво.
Дом N 10 после революции дал приют Хамовническому райкому комсомола, потом - Дому комсомола Фрунзенского района и библиотеке имени Н.К. Крупской, а во второй половине XX века - посольству Заира.
В доме N 8 располагались дошкольный детский дом и Центральный дом детского коммунистического движения (до чего дошла пролетарская фантазия!), а сегодня - посольство Марокко. Великолепное внутри и обветшавшее снаружи. Многие незаслуженно обвиняют в этом марокканцев, но по закону страна, владеющая зданием, обязана содержать его внутри, а все, что снаружи, - забота города, который не всегда следит за своими памятниками.
4. Здесь жил Островский
Автор романа "Как закалялась сталь" Николай Островский, чье имя переулку присвоили 70 лет назад, жил здесь в 1930-1932 годах по соседству с особняком Якунчиковой - в доме N 12. Построен дом в 1896-м Н.И. Якуниным, позже был надстроен двумя этажами, превратившими особняк в доходный дом.
5. Немецкая классика
Ко времени постройки по проекту немецкого архитектора Г.А. Гельриха великолепных доходных домов N 7 и 14 (1912 год) особняки англичанина Валькота здесь уже стояли. И Гельрих не вышел за рамки объявленного стиля, создав тем не менее значительные памятники - особенно дом N 14 с его "чешуйчатым" куполом над левым эркером.
Построенный недавно встык к нему новый дом N 14, строение 1 (офисное здание "Амбассадор"), при всей своей помпезности выглядит по сравнению с домом Гельриха как дешевая подделка под высокий стиль.
А некогда великолепный доходный дом N 7 сегодня пребывает в плачевном состоянии. Он рушится на глазах, и, кажется, власти только и ждут, пока он придет в аварийное состояние, и его можно будет сломать, продав территорию подходящему инвестору.
6. Датская усадьба
Посольство Дании (дом N 9) состоит из ампирного особняка, возведенного в 1820-м для гвардии капитана Воейкова, и пристройки, спроектированной в 1913-м еще молодым И.В. Жолтовским для вдовы Михаила Абрамовича Морозова Маргариты Кирилловны. Поклонница искусств, украсившая дом полотнами Серова, Коровина и Врубеля (в гостиной висело его знаменитое полотно "Фауст и Маргарита в саду"), принимала у себя Андрея Белого и участников Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева.
После Октября дом национализировали. Морозовой выделили комнатку в подвале, а верх отдали отделу Наркомпроса по делам музеев и охране памятников старины. Им ведала жена Троцкого Н.И. Седова.
В 1920-1930-х годах особняк занимала дипмиссия Норвегии, в 1945-1946-х - Югославии, а с 1947-го - посольство Королевства Дания. И слава богу: сегодня, пожалуй, только принадлежность иностранному государству гарантирует московским памятникам их сохранность.
7. Живое дело
О симпатичном доме N 18 (1901 года постройки, архитектор Г.А. Милков) можно сказать то же, что и о доме N 7 (см. выше), - он дышит на ладан. Не сегодня завтра объявится желающий все сломать и построить такое же, только лучше.
Но соседнему дому N 20, будем надеяться, это не грозит. Вновь выявленный памятник архитектуры, он был построен в 1910-м одним из создателей московского конструктивизма Г.К. Олтаржевским.
В 1911-м две квартиры на первом этаже были превращены в физическую лабораторию П.Н. Лебедева, который вынужден был оставить преподавание в Московском университете. Свою работу великий физик, здесь же и живший, называл "живым делом в Мертвом переулке".
ПРАКТИКА
Что увидеть
Особняки Валькота - дома N 8 и 10.
Что купить
Фитокосметику и прочие продукты для здорового образа жизни - в магазине Vivaton: Пречистенский пер., 12.
Декоративные растения и стеклянную посуду - в ООО "Colore": Пречистенский пер., 20
Где поесть
В ресторане "Нью Васюки" на углу со Староконюшенным переулком (см. предыдущий выпуск "Путеводителя" в "Неделе" от 13 апреля).