Новые песни о главном
Главным праздничным событием Дня Победы "Первый канал" сделал "9 роту". С 9 мая у "9 роты" три совпадения: цифра "9", тоже военная тема и день рождения режиссера Федора Бондарчука, который появился на свет аккурат в День Победы, хотя и через 22 года после окончания Великой Отечественной.
В связи со всем этим Федор Бондарчук был зван в эфир праздничного утра на "Первом", где ведущая Арина Шарапова задавала всем приглашенным гостям один и тот же вопрос: "Что для вас Победа?" Победа, по честному признанию Федора, долгие годы ассоциировалась у него с собственным днем рождения: он даже в детстве искренне считал, что флаги и фейерверки на столичных улицах в его честь.
Ну на этот раз почти так и получилось. "9 рота" соотносится с событиями прошлой войны примерно так же, как соотносятся с ней георгиевские ленточки, украсившие "картинку" телеканалов и грудь некоторых ведущих. Яна Чурикова, к примеру, вела "Фабрику звезд", нацепивши на перси такую ленточку. Видимо, это должно было символизировать связь времен и память поколений. А выглядело скорее как пресловутое седло, которое решительно ни к чему мирной корове.
Точно так же смотрелась в этот день и пресловутая "9 рота" добротный, скроенный по голливудским лекалам блокбастер о никому не нужной и даже преступной войне, где, разумеется, тоже тысячами гибли люди, так и не поняв за что. Но это все же совсем другая песня.
В преддверии Дня Победы в программе "Судите сами" на том же "Первом канале" обсуждали тему: "Надо ли переписывать историю Великой Отечественной войны?" Спорить оппонентам было в сущности не о чем: почти все сошлись во мнении, что переписывать не нужно, а вот расширять наши представления об этой истории, дополнять ее вновь открывающейся правдой необходимо. Но были и голоса против "всей правды": мол, дайте ветеранам спокойно умереть, не оскорбляйте их чувства "всей правдой".
Не знаю, что больше "оскорбляет чувства" ветеранов пресловутая "вся правда" о войне, на которой они сами воевали, или современные представления о ней, которые формируют в том числе и новейшие военные фильмы, занявшие в День Победы главенствующее место в эфире. Старые военные картины "Баллада о солдате", "Живые и мертвые", "Небесный тихоход" удостоились на сей раз раннего утреннего времени (видимо, программисты исходили из того, что ветераны войны просыпаются рано вот вам, дорогие, наш вам ранний презент к святому празднику).
А ближе к вечеру в эфир косяком пошли фильмы, словно сделанные под копирку. В большинстве из них действуют группы доблестных советских разведчиков, отправляющихся на ответственное задание Родины в тыл немецко-фашистского врага. Несмотря на неравные силы, наши воины проникают в самое логово зверя и у него под носом вытворяют такое, что остается только диву даваться, отчего при таких-то мастерстве, навыках и удаче "наших" и исключительном раздолбайстве фашистов Великая Отечественная продлилась аж четыре года и увенчалась такими страшными жертвами. Эти доблестные советские пацаны взлетают над землей словно бэтмены, обрушиваясь в полете всей массой тела на оторопевшего врага, лихо мечут ножи прямо в горло зазевавшимся фрицам, берут "языка" из-под носа у целого подразделения отборных эсэсовцев ("Под ливнем пуль", "Диверсант", "Неслужебное задание"...) Потом они роняют скупую мужскую слезу над телом погибшего боевого друга и с утроенной силой бросаются на борьбу с фашистской гадиной ради жизни на земле, а также ради милой (медсестры, связистки, славной хуторянки), завоевавшей суровое сердце наших "джеймсбондов" в форме бойцов Советской Армии.
Вот это война! Что там "Баллада о солдате", где всего и событий-то, что боец Алеша Скворцов едет в родную деревню повидать мать, а увидев ее и обнявшись, тут же отправляется обратно на фронт, где и падет смертью храбрых, но как и при каких обстоятельствах мы не увидим и никогда не узнаем. В этих же новых фильмах бойцы и гибнут так же лихо и картинно, как и воюют. И никого не жалко при этом герои похожи на роботов, которым заложили программу: убить немца, а точнее, вот этого тупого лоха в немецкой форме, который, дремля у блокпоста, упорно не видит, как прямо к нему под сапог тянется из-под колючей проволоки ловкая рука советского разведчика.
Наверное, создатели таких фильмов работают в расчете на молодое поколение, выросшее на американских боевиках и способное воспринимать только такую героику войны. Многие сегодняшние молодые ведь и впрямь толком не знают, когда началась Великая Отечественная, когда закончилась и какой ценой далась стране победа. Правду о той войне они черпают из подобных творений, которые приближают их к знанию не больше, чем их предков приближали к правде о времени и о войне пафосно-пропагандистские фильмы типа "Падения Берлина" (его накануне праздника показал военно-патриотический канал "Звезда", правда, устроив по окончании обсуждение в эфире) или киноэпопеи "Освобождение". Это такая новая военно-патриотическая пропаганда, нацеленная на создание мифа о непобедимости и несокрушимости Советской (Российской) Армии и не имеющая, увы, никакого отношения к реальной истории.
А вот реальной-то истории было на телеэкране в эти праздничные дни совсем чуть. Так, создатели документального четырехсерийного фильма "Эвакуация" (идея Самария Зеликина, продюсер Алексей Ханютин) опросили не менее 100 человек детей военного времени, переживших ужасы и лишения эвакуации. Про это трагическое и массовое перемещение мирного населения с насиженных мест в места более чем отдаленные еще никто так подробно не рассказывал: снимались с мест заводы, институты, театры, музеи. Тряслись месяцами в продуваемых со всех сторон теплушках матери с малолетними детьми, брели по дорогам со своим скудным скарбом те, кому не досталось места в эшелонах. Миф об исключительном братстве всех советских людей в годы лихолетья меркнет под гнетом горестных свидетельств очевидцев тех событий: эвакуированные ("выковыренные" как трансформировали иностранное слово не слишком грамотные жители советской глубинки), не по своей воле уплотнившие местных, вызывали открытую неприязнь, а то и ненависть. Их били, унижали, с ними отказывались делиться едой. А потом еще на них же, эвакуированных, пали подозрения в трусости и предательстве: дескать, бежали от войны, струсили, сдрейфили. Многим так и не удалось вернуться в свой дом: оставайтесь там, где оказались. Живите как хотите.
Одна из серий фильма "Эвакуация" называется "Лауреатник" так назвали дом в Алма-Ате, куда поселили привилегированных эвакуированных, которые обязаны были в обмен на гарантированные льготы и пайки творить мифы о войне и великом полководце всех времен и народов. Что они и делали: в их пропагандистских фильмах, так же, кстати, как и в новейших сегодняшних, только уже цветных и дорогих, десятки удалых советских солдат пачками укладывали сотни поганых "фрицев" тогда как эти самые "фрицы" стояли под Москвой и надежда на победу была более чем призрачной. Но тогда хотя бы цель была понятна: необходимость возбуждения в народе боевого духа, необходимость укрепления веры в победу. Наше дело правое мы победим! А сейчас-то не война, чай? Или у нас всегда враг стоит у ворот и всегда на войне как на войне?
Такую правду главные телеканалы, вроде бы озабоченные вопросом, нужно ли переписывать историю войны, к себе в эфир не допустили. Фильм "Эвакуация" прошел по REN TV глубокой ночью, куда теперь вообще загоняют любую (а тем более горькую, тяжелую) правду.
Владимир Молчанов тоже расширил представления о войне в документальном фильме "Мелодии рижского гетто". Здесь немногие из рижских евреев, уцелевшие после уничтожения многочисленной еврейской общины, рассказывают о том, как это было. А сам Молчанов дополняет их воспоминания документами. Один из самых страшных приказ руководителя карательной операции закончить ее к 18.00, поскольку вечером офицерам надлежит прибыть в театр слушать оперу "Чио-Чио-сан".
А людей-то, способных рассказать о том, что они пережили во время той страшной войны, уже почти и не осталось. Каждый год редеют трибуны ветеранов во время парада на Красной площади. Успеть бы как следует расспросить оставшихся. Увы, не они, старики, "уходящая натура", были главными героями телеэкрана в День Победы. Героями стали их внуки, изображающие лихих вояк, стреляющих "от пуза". И это не ветеранам Великой Отечественной, а Федору Бондарчуку преподнес подарок в день рождения "Первый канал", приурочив к 9 мая показ "9 роты". Кстати, 9 мая родился и фронтовик Булат Окуджава, но об этом вспомнил лишь канал "Культура". И то накануне 8-го.