Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Общество
Суд в Москве арестовал журналистку Кеворкову на два месяца
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Саудовской Аравии развитие отношений РФ и КСА
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Захарова предрекла, что беженцы и оружие с Украины сыграют с ЕС «кровавую шутку»
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Президент Абхазии отправил в отставку главу МИД страны
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Общество
МЧС предупредило о похолодании в Подмосковье до -3 ночью и утром 8 мая
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Связанные одной Сетью

Разговоры о современном обществе, в котором информация - одна из важнейших ценностей, хороши лишь до тех пор, пока не выясняется, что ценностью является не какая-то информация вообще, а сведения о себе, любимом. Мы оставляем личные данные в интернете, в магазинах, на избирательных участках и у потенциальных работодателей, не задумываясь о последствиях. А они иногда могут удивить или даже расстроить. Можно вспоминать оруэлловского всевидящего "Большого Брата", а можно говорить о том, что мир просто стал слишком тесен, но с личной информацией в любом случае стоит обращаться осторожнее. Ущерб может оказаться как моральным, так и вполне материальным.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Разговоры о современном обществе, в котором информация - одна из важнейших ценностей, хороши лишь до тех пор, пока не выясняется, что ценностью является не какая-то информация вообще, а сведения о себе, любимом. Мы оставляем личные данные в интернете, в магазинах, на избирательных участках и у потенциальных работодателей, не задумываясь о последствиях. А они иногда могут удивить или даже расстроить. Можно вспоминать оруэлловского всевидящего "Большого Брата", а можно говорить о том, что мир просто стал слишком тесен, но с личной информацией в любом случае стоит обращаться осторожнее.

Чем дальше, тем очевиднее становится то, что интернет - техническое средство повышенной опасности, если пользоваться им неосторожно. Ущерб может оказаться как моральным, так и вполне материальным.

Корпоративный скелет в шкафу

В ноябре прошлого года Рунет был взбудоражен сообщением о том, что американскую стюардессу Эллен Симонетти попытались уволить с работы за ее фотографию в корпоративной униформе, размещенную в ее общедоступном интернет-дневнике (блоге). Причиной конфликта стало не разглашение Симонетти какой-то секретной корпоративной информации, а просто запрет на использование униформы без разрешения компании. Доставалось и пользователям Рунета, в частности, владельцам онлайн-дневников на сервисе Livejournal.com (он же - Живой Журнал, он же - ЖЖ).

- В рамках одного ЖЖ-сообщества я имел глупость обсуждать процессы, происходящие в компании, где я работаю, - рассказывает 26-летний Алексей. - Естественно, наибольшее внимание привлекали ляпы и ошибки, которые встречались в нашей работе. Окончилось это все звонком от начальства и очень неприятным разговором.

- Существует особенность восприятия интернета как личного пространства из-за того, что человек сидит один перед монитором и не видит своих собеседников, - говорит Илья Стернин, ведущий специалист департамента внутрикорпоративных коммуникаций компании "PRопаганда". - Нет "якорей", которые бы напоминали о социальном контроле, соответственно, уровень критики, которую человек себе позволяет в интернете, выше.

Пишите письма. Себе

Отдельный вид опасности - размещение в интернете произведений частных лиц. Вам бы хотелось, чтобы они находились только там, куда вы их поместили, и копировались со ссылкой на вас и в некоммерческих целях. А если и в коммерческих, то с выплатой вам вознаграждения. Но все чаще раздаются возмущенные возгласы о том, что картинку или текст, размещенный в интернете, утащили и использовали без ведома автора. Один из последних примеров - конфликт нескольких художников с весьма солидной компанией, которая использовала их работы в своей рекламе. Разрешения на это художники не давали и о нецелевом использовании своих работ узнали случайно. По словам одной из пострадавших художниц - Алеси Савиной, свой рисунок, попавший потом на рекламный постер компании, она размещала в интернете на нескольких сайтах для обсуждения с коллегами-художниками. "Все эти сайты при регистрации сообщают, что защищают права авторов всеми доступными способами, - сетует Алеся. - Какие именно способы - я не знаю, не углублялась в этот вопрос. Верила на слово". Теперь Алесе придется делать для своего заказчика новый рисунок.

- Когда человек что-то нарисовал, придумал, написал, авторское право возникает автоматически, - говорит адвокат юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков. - Доказывать его не нужно. Но иногда все-таки приходится это делать. Существует очень простая и дешевая процедура подтверждения авторства. Создав произведение, человек должен запечатать его в конверт и отправить самому себе обычной почтой. Для верности можно сделать это заказным письмом с уведомлением о вручении. Получив это письмо, нужно, не вскрывая, хранить его и распечатать только на суде, если до него дойдет дело.

Неглубоко личное

Не менее опасен интернет и для личной жизни. "Когда мой дневник только начинался, его читало всего несколько человек, - рассказывает уже упоминавшийся Алексей. - Соответственно, в сети я себя чувствовал практически анонимом. Однако вскоре ситуация изменилась. Я понял, что мой журнал самым тщательным образом читают завистники. Пару моих неосторожных высказываний эти добрые люди распечатали и принесли общим знакомым".

Историями, подходящими для завязки фантастических романов, чревато опубликование в сети собственных фотографий. В декабре прошлого года 22-летняя Александра получила от приятеля ссылку на сайт знакомств, где была размещена анкета некой Ольги из Праги. Анкета сопровождалась семью фотографиями, на которых Александра узнала себя. Александра написала своему "двойнику" письмо с просьбой убрать фото, но успеха не добилась: Ольга продолжала настаивать, что на фотографиях - она. Тогда девушка предала дело огласке в сети и направила жалобу в администрацию сайта, которая в итоге заблокировала злополучные фотографии.

А вот совершенно анекдотичный случай, связанный с неосторожным распространением в сети информации о себе. Он тоже некоторым образом касается сайтов знакомств. 24-летняя и в тот момент одинокая девушка Валентина решила кардинально изменить жизнь, заведя новый роман. На ее анкету с сайта знакомств пошли отклики с перечислением всех мыслимых и немыслимых достоинств кандидатов. Но Валентина оказалась девушкой дотошной. "Маленький совет: если надумаете знакомиться таким вот методом, заведите себе для этого дела отдельный почтовый ящик, - смеется она. - Некоторые ушлые девицы имеют привычку забивать в поисковик адреса электронной почты новых знакомцев. Я, например, таким способом выяснила, что один из кандидатов засветился на форуме любителей орального секса, а ведь в своей анкете он этот интерес постеснялся указать". Таким же образом было изучено прошлое и другого кандидата - назовем его Александр. "От результатов, которые поисковик выдал на запрос с мейлом Александра, у меня аж голова закружилась, - вспоминает Валентина. - "Переводы с английского/на английский", "Сборка шкафов и другой мебели", "Муж на час" и - внимание! - "Временная или постоянная прописка в Москве".

Однако информацию о себе в интернете добровольно оставляют не только простые граждане, но и публичные персоны.

- Все мерзости, которые мне можно сделать, сделают и без интернета, я не особо прячусь, - говорит сатирик Виктор Шендерович, владелец онлайн-дневника. - В каком-то смысле для известных людей в интернете относительно меньше опасности. Частное лицо, заведя дневник или другим образом "засветившись" в интернете, из полной неизвестности попадает в относительную известность в определенных кругах и привлекает к себе внимание не только друзей.

Адресок не подскажете?

Личная информация о каждом из нас давно стала доступной

Если бы угроза частной жизни человека исходила только из интернета, это, наверное, было бы полбеды. Но масса ценной информации о каждом из нас хранится в огромном количестве баз данных, а потом используется совершенно неожиданным для нас способом. Ворованными базами телефонных операторов, базами ГИБДД и даже налоговой службы уже никого не удивишь и даже не испугаешь: что ж теперь, машину не регистрировать или телефон не покупать? Но часто наша информация о нас распространяется из таких источников, откуда мы меньше всего ожидаем.

Подайте сколько не жалко

Не так давно несколько сотрудников "Известий" и их знакомых получили от представительства ЮНИСЕФ в России письма с просьбой пожертвовать денег на программы реабилитации беспризорных детей. Какие-то из этих писем были именные, в каких-то был обозначен только адрес. Послание было настолько неожиданным, что вопрос, давать денег или не давать, отступил перед размышлениями, откуда взялся домашний адрес, да еще и с фамилией-именем-отчеством.

- Мы обращаемся к компаниями, которые общаются с людьми и могут иметь легальную - это очень важно! - базу данных и просим их сделать такую рассылку, - объяснила "Известиям" сотрудник отдела по привлечению средств на программы ЮНИСЕФ в России Любовь Таланкина. - Мы не видим, кому эти письма попадают, это спонтанный компьютерный выбор.

В пресс-релизе ЮНИСЕФ об аналогичной прошлогодней июньской рассылке говорится еще определеннее: "Адреса граждан были взяты из легальных источников, предоставленных компаниями, ведущими списки покупателей товаров по каталогам и списки клиентов различных торговых компаний".

Корреспонденты "Известий" как частные лица обратились за разъяснениями в компании, рассылавшие письма ЮНИСЕФ. В одной из них нам пояснили, что список рассылки неименных писем был составлен самой компанией. Письма рассылались по районам, в которых, по мнению компании, проживают обеспеченные люди. В другой компании, приславшей именное письмо, рассказали, что это была случайная выборка из базы данных правительства Москвы в целях развития социальных проектов города. "У нас есть официальное разрешение, - сообщила нам девушка на телефоне. - Если вам очень нужно, мы можем его выслать. Для этого вам надо оставить свой адрес, телефон, факс, место работы и фамилию-имя-отчество". Шокированные объемом затребованной информации, мы изменили тактику и попытались получить от агентства официальный комментарий. "Ничем не можем вам помочь", - был нам ответ. В департаменте соцзащиты Москвы, куда "Известия" обратились за разъяснениями по поводу "базы данных правительства", нас заверили, что никаких совместных программ с ЮНИСЕФ не проводят. В пресс-службе правительства Москвы также затруднились ответить, о какой базе может идти речь.

"Непаханое поле"

В маркетинге рассылку подобных адресных посланий называют "директ-мейлом", на ней специализируются целые агентства. Считается, что это один из самых эффективных видов рекламы именно из-за адресности и близкого контакта с клиентом. Однако часть адресатов ощущает вовсе не радость от того, что незнакомые люди обратились к ним по имени-отчеству, а возмущается вторжением в свою частную жизнь. Один из источников информации о человеке - коммерческие компании, которые ведут базы данных своих клиентов - частных лиц.

- Тема защиты частной жизни в России - непаханое поле, - говорит председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Единственное, что на эту тему есть в законодательстве, - упоминание в Конституции и закон о кредитных историях, который обязывает заручаться письменным согласием человека на передачу информации о нем в бюро кредитных историй. Обычно в договорах пункт о согласии человека на передачу информации о нем третьим лицам пишется не на самом видном месте. Компании вообще не нужно ничего у вас спрашивать, потому что законодательство эту сферу никак не регламентирует.

По словам доцента кафедры маркетинга Российской экономической академии Ирины Скоробогатых, коммерческие компании вряд ли будут продавать свои базы данных, опасаясь потерять клиентов. Однако эта информация все-таки распространяется за их пределы благодаря партнерским отношениям между компаниями, которые могут делиться друг с другом своими базами.

За рубежом существуют так называемые "списки Робинсона", в которые включают клиентов, не желающих получать рассылки. В нашей стране составление таких списков пока находится на стадии обсуждения, равно как и создание этических кодексов, регулирующих деятельность директ-маркетинговых агентств.

"Персональная информация в России никак не защищена"

В возможность полной защиты частной информации в современном мире верится с трудом. Решаем или нет этот вопрос на самом деле, кто должен защищать базы данных и как со временем будет меняться ситуация, корреспонденту "Известий" Наталье Коныгиной рассказал заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" Алексей Демидов.

известия: Защищена ли в нашей стране законодательно персональная информация о людях?

Алексей Демидов: Нет. Это связано и с несовершенством действующего законодательства, и с отсутствием национальной политики в рассматриваемой области, и с недостаточной готовностью государства, бизнеса и конкретного гражданина жить в условиях информационного общества.

известия: Получается, что информацию обо мне заинтересованным лицам может передать даже паспортный стол, потому что нигде не сказано, что это запрещено?

Демидов: Формально, конечно, делать этого нельзя, но проблема в том, что ни в одном законе не написано, как надо наказать сотрудников паспортного стола, если они передадут информацию о вас в третьи руки. То же самое можно сказать и о наблюдателе от какой-нибудь не вполне зрелой партии на избирательном участке, который может получить полный список избирателей со всеми данными, а потом делать с ним что пожелает, и даже об учителе, имеющем доступ к информации о родителях своих учеников. Более-менее прилично этот вопрос решен только в отношении адвокатов. Им профессионально-этически и законодательно запрещено передавать информацию о своих клиентах.

известия: А если говорить о базах данных, которые составлены из добровольно предоставленной гражданами информации? Например, я заключаю контракт с сотовым оператором и оставляю ему всю необходимую информацию о себе...

Демидов: Если переданная вами на условиях доверия информация окажется у посторонних, в принципе вы вправе потребовать компенсации. Другое дело, что определить и доказать, от кого "уплыла" информация, очень сложно.

известия: В прошлом году Госдума пыталась принять закон о персональных данных. Он улучшит положение?

Демидов: Одна из главных целей этого закона - не ввести тотальный контроль, а определить рамки для оборота этой информации.

известия: Но ведь вся информация о человеке будет собрана в одном месте, и «стащить» ее оттуда будет проще...

Демидов: Вот этого как раз не будет. Замминистра связи Дмитрий Милованцев и другие разработчики законопроекта, представители законодательных органов об этом не раз уже говорили. Пример: у налоговой службы есть база, где имеется информация о вас, как о физическом лице, в связи с вашим налогообложением - она так и останется у налоговиков. То же самое касается и баз телефонных операторов, органов здравоохранения и других собирателей и хранителей информации о человеке. Общая база данных нужна только для того, чтобы все эти разрозненные базы данных «привязать» к вашему личному идентификационному номеру. Но физически они не будут находиться в одном месте. Они так и останутся у органов и учреждений - их создавших и отвечающих за их безопасность. Хотя все знают, что были случаи "утечки" баз данных.

известия: Где-то в мире есть эффективные способы борьбы со спамом?

Демидов: Один из лучших законов против спама - американский, хотя в нем тоже нет понятия "спам", там говорится о нежелательных коммерческих сообщениях. По нему не так давно спамера приговорили к выплате штрафа в 11 миллионов долларов. Но нам этот закон не подходит из-за разницы правовых систем: у них прецедентное право и состязательные процессы, поэтому в законе возможны расплывчатые формулировки. У нас же надо все четко прописывать. Эксперты нашего комитета приняли участие в подготовке предложений по правовому регулированию борьбы со спамом. По нашему мнению, более эффективно было бы вносить поправки о борьбе со спамом не в закон о рекламе, а в закон о связи, потому что спам - это не содержание сообщения, а принцип его распространения, навязывание информации против воли получателя. Правда, по нашему законопроекту адресные сообщения не подпадают под категорию спама, потому что мы определяем спам как рассылку сообщений в адрес неопределенного круга лиц. Эта лазейка должна закрываться законом о персональных данных, передача информации о человеке третьим лицам без его согласия должна быть запрещена. Наш закон о борьбе со спамом пока лежит и ждет своего часа. Ближе всего к принятию находится закон о рекламе, в котором тоже есть статья, касающаяся спама. Но, по моему мнению, этот закон ничего не даст. В нем нет абсолютно никакого практического смысла, одни декларации.

Дороже всего стоит информация о недвижимости и прописке

Цены на базы данных очень разнятся, причем не только в зависимости от информации, содержащейся в них. Даже на один и тот же товар цена может отличаться в разы. Так, база ГИБДД Москвы 2005 года стоит от 400 рублей до полутора тысяч. Некоторые продавцы даже не скрывают ее назначение. "База данных ГИБДД Москвы является отличным маркетинговым инструментом и содержит полную информацию об автомобилях и их владельцах", - гласит ее описание. База подмосковного ГИБДД обойдется несколько дешевле - от 400 до 1000 рублей. Примерно столько же стоит и справочник МГТС 2003 года по частным телефонам: 350-1000 рублей. Оптом - дешевле: набор из шести баз предлагают всего за 1500 рублей. База налоговой инспекции стоит три тысячи рублей за 2004 год или 8 тысяч за период с 1999 по 2004 год. Дороже всех свежая база БТИ и сведения о прописке граждан - пять тысяч рублей.

Комментарии
Прямой эфир