Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Продажи рестайлингового Aurus Senat начнутся в 2025 году
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Экономика
Россия и Абхазия подписали соглашение об избежании двойного налогообложения
Общество
Умерла бывшая глава департамента образования Москвы Кезина
Авто
Россияне в апреле стали брать меньше автокредитов
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Саудовской Аравии развитие отношений РФ и КСА
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Политика
Завершилась церемония инаугурации президента России Владимира Путина
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин подписал указ о сложении полномочий правительством РФ
Авто
В Москве в майские праздники пройдет рейд по проверке таксистов
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Мир
Президент ОАЭ поздравил Путина с инаугурацией
Общество
В России выпустят аналог конструктора Lego под брендом Rubrick
Общество
МЧС предупредило о похолодании в Подмосковье до -3 ночью и утром 8 мая
Авто
Эксперты рассказали о приводящих к опрокидыванию машины на ходу неисправностях шин

Дачницу судят из-за орфографической ошибки в приговоре

Ирина трижды становилась "соросовским учителем". Но сейчас помимо преподавания и занятий наукой ей приходится вникать в тонкости юриспруденции. Рассказывая свою историю, Ирина постоянно ссылается на многочисленные российские и международные документы, касающиеся наркотических веществ, цитирует их едва ли не дословно. Кроме того, ей, зоологу и иммунологу по образованию, пришлось стать еще и ботаником - вопрос о том, что же за мак вырос у нее на огороде и является ли его выращивание уголовно наказуемым, был на процессе одним из основных. Когда на Батурину заводили уголовное дело, масличный мак еще не был запрещен.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Из-за орфографической ошибки в отчестве Смоленский областной суд отменил оправдательный приговор москвичке Ирине Батуриной, у которой на дачном участке выросло 536 кустов запрещенного масличного мака ("Известия" писали об этой истории 3 и 24 ноября 2004 года и 22 июля 2005 года). Дело направлено на новое рассмотрение - третье за полтора года. Адвокат Батуриной Станислав Маркелов опасается, что и оно может стать не последним.

Злоключения 51-летней Ирины Батуриной начались в августе 2004 года, когда на ее дачном участке в деревне Боталы Смоленской области сотрудники местного наркоконтроля обнаружили буйно разросшиеся бледно-сиреневые цветы - масличный мак. Женщине предъявили обвинение по пункту "в" ч. 2 ст. 231 Уголовного кодекса - незаконное культивирование запрещенных к возделыванию наркосодержащих растений в крупном размере. А именно - в количестве 536 кустов. Статья предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет. По словам Батуриной, "запрещенное растение" росло самосевом по всей деревне, а вся ее вина заключается в том, что после перенесенной онкологической операции она была не в состоянии регулярно его выпалывать.

Ирина трижды становилась "соросовским учителем". Но сейчас помимо преподавания и занятий наукой ей приходится вникать в тонкости юриспруденции. Рассказывая свою историю, Ирина постоянно ссылается на многочисленные российские и международные документы, касающиеся наркотических веществ, цитирует их едва ли не дословно. Кроме того, ей, зоологу и иммунологу по образованию, пришлось стать еще и ботаником - вопрос о том, что же за мак вырос у нее на огороде и является ли его выращивание уголовно наказуемым, был на процессе одним из основных.

Когда на Батурину заводили уголовное дело, масличный мак еще не был запрещен. Соответствующее постановление правительства вступило в силу только в сентябре 2004 года. Однако в экспертизе Госнаркоконтроля его приравняли к опийному маку на основании того, что они относятся к одному и тому же виду мака снотворного (Papaver somniferum L.). Справка с биологического факультета МГУ о том, что опийный и масличный мак - разные растения, суд не убедила.

Первый приговор - обвинительный - Угранский районный суд вынес Батуриной в ноябре 2004 года. Ее приговорили к трем годам лишения свободы условно. После кассационного представления прокуратуры и кассационной жалобы Батуриной и ее адвоката Смоленский областной суд отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение. 15 июля 2005 года судья А.В. Кирюхин вынес Батуриной оправдательный приговор.

Однако на этом мучения Ирины не закончились. Прокуратура снова подала кассационное представление с просьбой отменить этот приговор, как необоснованный. 18 октября 2005 года Смоленский областной суд просьбу удовлетворил. Однако мотивы для такого решения привели Батурину и ее защитника в недоумение. Приговор отменили из-за одной буквы в отчестве подсудимой. В оправдательном приговоре Батурина названа Ириной ГеннадЬевной, в то время как по паспорту она ГеннадИевна. Суд счел, что "приговор вынесен в отношении другого лица", и направил дело на новое рассмотрение. Вопрос о виновности или невиновности Батуриной будет решаться заново.

Батурина рассказывает, что в большинстве документов по делу ее отчество написано правильно. На то, что в оправдательном приговоре допущена ошибка, она, "наверное, внимание обратила, но значения не придала".

- В Уголовно-процессуальном кодексе нет такого основания для отмены приговора, - говорит Станислав Маркелов. - Если в отчестве ошибка - достаточно еще раз установить ее личность. Зачем начинать все заново?

- Если в паспорте имя с ошибкой напишут, это значит, что паспорт выдан не на того гражданина, то же самое и с приговором, - говорит гособвинитель Игорь Евстигнеев. - Суд второй инстанции не может сам эту ошибку исправить, он может только отменить приговор и направить его на новое рассмотрение для устранения нарушений. Суд первой инстанции тоже не может просто установить личность и оставить в силе предыдущий приговор, это законом не предусмотрено.

Обжаловать решение суда Батурина не смогла: оригинал решения суда, который только и годится для обжалования, адвокату выдали спустя два с половиной месяца после судебного заседания, когда срок обжалования давно прошел. По пессимистичным прогнозам Маркелова, новое рассмотрение дела может стать не последним.

- Если будет вынесен оправдательный приговор, прокуратура может подать протест из-за того, что были допущены процессуальные нарушения: не все стороны получили кассационное определение, - объясняет Маркелов. - Если приговор будет обвинительным, то же самое сделаю я. Дело может длиться бесконечно.

Разорвать замкнутый круг, по мнению Маркелова, могла бы прокуратура, обжаловав последнее решение Смоленского областного суда или вообще отказавшись от обвинения. Адвокат уже написал соответствующее письмо в Генпрокуратуру, но ответа пока не получил. А на Ирину тем временем свалилось новое несчастье - за месяц до очередного рассмотрения в ДТП погиб ее муж Андрей.
Комментарии
Прямой эфир