И хорошее настроение не покинет больше вас

Малахов вернулся причесанным и приодетым. В прошлом остались вихры а-ля панк на голове ведущего и легкомысленные костюмчики кислотной расцветки. В прошлом и пикантные темы. Теперь у Малахова все по-взрослому: респектабельный вид, суперстудия с красными диванами, общественно значимые (как было заявлено) темы.
Программа "Пять вечеров" стартовала с опозданием на неделю. Трагические события в Беслане, национальный траур отодвинули, но не отменили долгожданную встречу зрителей с обновленным Малаховым.
Слов нет, хорош! Костюмчик сидит, ботиночки блестят, дорогие очки придают лицу ведущего необходимую интеллектуальность. Он больше не подпрыгивает, не братается с публикой и не кричит "Вау!"
Это, так сказать, визуальные впечатления. Теперь - по существу. Все телевизионщики стараются подобрать для старта новой программы супертемы и супергероев. В этом залог грядущего успеха. Как лошадь запряжешь, так она и пойдет.
Для премьерного выпуска "Пяти вечеров" выбрали чрезвычайно общественно значимую тему: "Искусство принадлежит народу". Искусство, принадлежащее народу, представляли Николай Басков (в студии) и Анастасия Волочкова (в заранее снятых сюжетах). Супостатом, отнимающим это изумительное искусство у народа, выступал художественный руководитель и главный дирижер Большого театра Александр Ведерников.
Увольнение "соловушки"-Баскова из штата Большого театра пресса активно обсуждала летом, так что к моменту выхода малаховской программы тема несколько подтухла, не говоря уже о том, что накопилось немало других "общественно значимых" тем, пообсуждать которые в режиме актуального ток-шоу телевидению сам Бог велел. К примеру, страшно сказать, последние события в стране. К примеру, страшно даже подумать, их возможные для страны последствия.
Но Басков и его отнюдь не печальная судьба перевесили все прочие общественно значимые темы. Подумать только! Главный театр страны в страшной опасности: прежде народ туда валом валил, мечтая посмотреть на Баскова с Волочковой (а то народу на них глядеть больше негде!), а теперь Большому светят нераспроданные билеты и полупустые залы. Народу искусство без Баскова ни к чему.
На следующий день в "Пяти вечерах" обсуждали итоги последней Олимпиады: 27 медалей - победа или поражение России? Почему российских спортсменов унижают и засуживают? Помогает ли нашим спортсменам вера в Бога?
В среду обратились к мату. Допустимо ли публично материться (конфликт Киркоров-Ароян), стоит ли узаконить мат как художественный прием в произведениях литературы и искусства, приемлема ли непристойность в рекламе?
У меня есть подозрение, что пилотную серию "Пяти вечеров" писали как минимум две недели назад и к выходу ее в эфир ничего менять не стали. И не беда, что за это время фактически поменялась страна. Во-первых, ни о чем по-настоящему общественно значимом со зрителем никто и не собирается разговаривать (как говорится в анекдоте, не выпендривайтесь, Петр Иванович, с вашим Брамсом, слушайте песню "Валенки"). А во-вторых, на пилот затрачены денежки - не пускать же их псу под хвост в угоду каким-то там интересам и запросам общества.
А может, и нет никаких особенных запросов у общества, читай - телеаудитории, и все это выдумки зловредных либералов, из последних сил раскачивающих лодку? Может, и нет. Тогда "Пять вечеров" - самое оно. Легкий треп на злобу дня создает иллюзию общения ТВ со страной, а выбор тем - иллюзию их общественной значимости. Тем более когда ниша абсолютно пуста.
На прошлой неделе вернулся в эфир и Александр Гордон. Его интеллектуальные ночные посиделки в прежней программе войдут в историю телевидения прежде всего потому, что вопреки явной "нетелевизионности" (умные дядьки, ведомые бесстрастным Гордоном, часами рассуждали о своем, о научном, ничуть не заботясь об адаптации материала для массовой аудитории) доказали: телевизор - далеко не "ящик для дураков". Думающим тоже необходима своя ниша, и они, думающие, готовы даже тратить бесценные ночные часы, встречая в эфире себе подобных и испытывая чувство самоуважения: "когда такие люди в стране российской есть".
Но, как и все незаурядное на телевидении, "и это прошло". В минувшую пятницу Александр Гордон представил аудитории НТВ свой новый проект под названием "Стресс". Его старт, как и старт малаховских "Пяти вечеров", был отложен на неделю в связи с трагическими событиями в Беслане. Тогда Гордон, появившись в кадре, объяснил: мол, моя программа о стрессах в мирное время - и сегодня, когда страна переживает стресс в условиях войны, - неуместна.
Увы, чувство неуместности этого "Стресса" не исчезло и через неделю после объявленной премьеры. Или это я одна такая - вторичная, как говорят психологи, жертва теракта?
Да нет, не одна. Многие мои знакомые поделились таким же чувством, посмотрев первый выпуск новой программы Гордона. Все произошедшее было еще слишком близко и слишком болезненно, только что в программе "Страна и мир", выходящей в эфир прямо перед Гордоном, показали детей и взрослых Беслана в состоянии тяжелейшего стресса, а следом женщина откровенничала о самом страшном событии в ее жизни: ей откусили ухо!
Программа "Стресс" напомнила мне "Окна" - при всех ее явных отличиях от нагиевского почти что порнографического шоу. Там подставные, а здесь реальные люди выворачивают душу наизнанку, а ведущий - там циничный, здесь участливый - помогает им в этом выворачивании.
Аудитория, думаю, обеспечена. Всегда полно людей, обожающих смакование чужих бед, людей, которым хорошо, когда другим плохо.
А Гордона жалко. И ведущего, и раритетную теперь программу под названием "Гордон". Однако ж куда интеллектуалу податься, если прежнюю нишу намертво зацементировали под предлогом того, что народ хочет не заумных разговоров, а сплетен и зрелищ? Приходится осваивать другую нишу. Телевидение, как и искусство, принадлежит народным массам, а не отдельным умникам, увлекающимся невесть чем.
На этой неделе вновь заступил на дежурство по стране и Михаил Жванецкий на канале "Россия". Первый выпуск программы совпадал с днем траура, и его также перенесли на неделю вперед. Трудно было ожидать от государственного канала немыслимой смелости, но от Михал Михалыча лично я ожидала мудрых и точных оценок произошедшего. Его ведь не особо причешешь, его не заставишь говорить то, что надо, а не то, что он на самом деле думает.
Ведущий Андрей Максимов не обошел главного события, случившегося в стране. Сообщил, что программа записывается, когда самое страшное уже произошло, но число жертв еще неизвестно (то есть вечером 3 сентября, очевидно, или в крайнем случае в субботу, 4 сентября). Спросил: "Как теперь жить? Что делать обычным людям?" - "Продолжать шутить, составить завещание поскорее", - ответил Жванецкий и перешел к шуткам. "Дежурный по стране" удачно острил, публика в студии от души смеялась. Лица присутствующих были светлы и безоблачны.
"Задача нашей передачи - создавать людям хорошее настроение, несмотря ни на что", - с явным облегчением подытожил ведущий.
Такая вот установка: несмотря ни на что!