В Европу - за самолетами
За право участвовать в обновке Utair боролись и отечественные машины. Но Ил-114 и Ан-140 выбыли из борьбы уже на первых двух этапах, уступив дорогу в финал самолету ATR-42 французской компании ATR, структурного подразделения европейского концерна EADS, и DASH-8 производства канадского концерна Bombardier.
"Ан-140, если его адаптировать к рыночным условиям, будет конкурентоспособным на мировом рынке, - сказал гендиректор Utair Андрей Мартиросов. - Пока же мы решили остановить свой выбор на французских машинах".
Однако сотрудничество Utair с европейским авиапромом будет длительным. Мартиросов признал, что менеджмент компании не намерен делать парк самолетов разнотипным. "Приобретая самолеты ATR-42 мы надолго связываем себя с их производителем - эти машины к 2009 году должны заменить 30 самолетов Ан-24 и Як-40", - сказал он. Первая машина прибудет в Тюмень в конце этого года, а ее эксплуатация начнется не раньше весны будущего года.
Технические характеристики ATR-42 и DASH-8 приблизительно одинаковы. Решающим моментом в определении победителя, по словам финансового директора Utair Игоря Петрова, стала цена. Лучшие условия предложили французы: 5 самолетов обойдутся российской авиакомпании в $3 млн 890 тыс., без учета НДС и таможенных пошлин. По мнению консультантов Ernst&Young, окупить эти затраты тюменские авиаторы смогут за 5 лет. Причем делать это будут не за счет пассажира, подчеркивают представители Utair. Руководство компании уверяет, что цены на полет, в независимости от типа машины, Як-40 или ATR-42, на одном маршруте будут одинаковыми. На каких линиях клиенты компании смогут оценить комфортабельность 48-местных французских машин - пока неизвестно. Не исключено, что такие машины будут задействованы на линии Москва - Старый Оскол.
Главная проблема Utair с приобретением французских машин заключается в техническом обслуживании (ТО). Эти самолеты пока не летают в российском небе, и технической базы для них в отечественных аэропортах пока нет. Впрочем, такая проблема в определенной мере возникла даже при приобретении Ил-114 или Ан-140, которые также не имеют широкой сети техобслуживания по стране. Андрей Мартиросов утверждает, что в будущем эту проблему обязательно решат. Пока же самолеты будут проходить "тяжелый" ремонт только в Тюмени и Европе.
Справка "Известий"
Utair занимает пятое место среди российских авиакомпаний по объему пассажирских перевозок (1,5 млн человек в 2003 году). Авиапарк Utair насчитывает 117 самолетов и 184 вертолета. Чистая прибыль по итогам 2003 года составила 83 млн рублей.