За плечами у Евгении Крюковой десять главных ролей в театре и столько же в кино. Она не только одна из первых красавиц сегодняшней сцены, но и очень хорошая актриса. Об этом можно судить и по телесериалам ("Петербургские тайны", "Досье детектива Дубровского", "Бандитский Петербург"), и по фильмам, и по идущей на Малой Бронной "Анне Карениной". Сейчас Крюкова репетирует новую роль: в пятницу в Театре Моссовета состоится премьера, и актриса выйдет на сцену в пьесе Скриба "Дамская война". Между репетициями с ней встретился корреспондент "Известий" Алексей ФИЛИППОВ.
Евгению Крюкову надо смотреть в Театре Моссовета. Там она играет очень точно, очень сдержанно, и за этим всегда чувствуется сила; лирические героини в ее амплуа не входят. Их прелесть в сочетании хрупкости и воли, нежности и готовности немедленно за себя постоять: в шекспировской "Двенадцатой ночи" ее Виола была куда решительнее Себастьяна (брата-близнеца героини играл Егор Бероев). Неистовая Жанетта из "Черной невесты" Ануя оказалась настоящей дикаркой. Сценический образ так или иначе отражает характер: в молодости Крюковой случалось плавать в маленькой яхте по штормовому морю. Бывшей студентке архитектурного института ничего не стоит спроектировать дом или собственноручно сложить камин. С будущим мужем она познакомилась, когда ловила такси.
- Скриб, как правило, писал комедии, а для вас это новый жанр.
- В этом спектакле я играю некую графиню де Треваль, даму очень серьезную. Она всю жизнь держала себя в руках, воевала, обзавелась огромным количеством комплексов, а потом влюбилась в мальчика (его любит ее же племянница)... Затем моя графиня отказывается от своей любви, и скрибовский сюжет начинает напоминать "Горе от ума".
- Вы ведь не сразу поступили на актерский?
- У всех уже оскомина от сочетания слов "архитектурный институт" и "Крюкова". У меня за спиной пятнадцать лет актерской практики - не пора ли забыть о том, как и куда я поступала?
- Родители легко примирились с тем, что вы решили стать актрисой?
- Я очень рано стала самостоятельным человеком - практически с семнадцати лет. Сразу, как я приняла решение уйти из архитектурного. Тогда я стала сама о себе заботиться - сама зарабатывала и все решения тоже принимала сама. И ни с кем не советовалась.
- Как же вы зарабатывали?
- Да по-разному. Поступив в ГИТИС, работала на радио, снималась в кино... Около полугода мыла полы в детском садике. Драила их утром, перед институтом, и получала за это восемьдесят рублей в месяц.
- Вы одна из самых красивых актрис на сегодняшней сцене - и уж точно самая красивая актриса Театра Моссовета. Это обстоятельство как-то повлияло на вашу профессиональную карьеру?
- Наверное, как-то повлияло - когда хотели пригласить двух артисток, приглашали красивую. Но меня же могли и не утвердить на роль. Да, я такая - но я этим совершенно не горжусь и не размахиваю своей внешностью, как флагом. Это заслуга мамы с папой и Господа Бога. Я что-то пытаюсь делать, иногда у меня что-то получается... А иногда нет. Я всегда очень волнуюсь и иногда не понимаю, почему меня хвалят, - мне-то кажется, что я играю плохо. Я работаю, как работает любой нормальный человек, - и мне хочется, чтобы результаты моей работы были интересными. Чтобы зритель сказал: "Сходите в Театр Моссовета - и спектакль хороший, и Крюкова в нем хорошо играет".
- А в Театр Моссовета вы как попали?
- Я училась на курсе Павла Осиповича Хомского, главного режиссера Театра Моссовета. Со второго курса мы жили в этом театре, на третьем я репетировала две главные роли, а к концу четвертого у меня их было три.
- Театр никогда вас не разочаровывал?
- Нет, потому что у меня нет всепоглощающего желания жить ради искусства. Я играю тогда, когда мне это нравится, - я ведь отказывалась от многих ролей на сцене и в кино. Поэтому театр никогда не был мне в тягость и ни в чем меня не разочаровал.
- Сцена приносит огромное наслаждение: актер слушает молчание публики, чувствует, как во время аплодисментов из зала идет энергетическая волна...
- По-моему, все гораздо проще. Для меня театр - просто способ самовыражения: кто-то лечит людей, кто-то пишет картины, а я играю на сцене. Я имела возможность попробовать другие профессии, и они меня не занимали, а теперь я нашла свое, и мне это нравится. И не скучно, и не стыдно, и не надоедает.
- Многие артисты, раскрутившись в сериалах и кино, оставляют театр. У вас никогда не было такого соблазна?
- Нет, никогда. Театр - неотъемлемая часть моей жизни: это живое дело и ни с чем не сравнимый тренинг. Кино употребляет то, чему учит театр.
- А чему учит кино?
- Абсолютной органике, правде существования. Потом на этом можно что-то побольше и поярче нарисовать - и тогда будет театр.
- Вы сейчас где-нибудь снимаетесь?
- У меня в работе две картины. Это "Шестая рота" Владимира Бортко, а вторая картина снимается на студии "Мосфильм". Ее снимает Илья Макаров, называется она "Сдвиг ветра". (Название рабочее.)
- Фильм за фильмом.
- Не совсем. У меня был довольно долгий перерыв - практически год.
- Вы снимались в "Петербургских тайнах" и в "Досье детектива Дубровского" и играли вместе с...
- Партнеры действительно были замечательные, мне с ними везло. И с Соловьевым Сергеем Александровичем мне повезло - сейчас должен выйти его новый фильм о любви, поставленный по Чехову. Кроме меня в нем играют Збруев, Абдулов, Таня Друбич. Это безумно интересная работа, фильм получился очень красивый. Мне повезло и в том, что я снялась у Рязанова... Но если вы упоминаете "Досье детектива Дубровского", за которое мне стыдно, то вы, наверное, не смотрите хороших фильмов.
- Вы можете стыдиться сериалов, но у вас есть основания быть им благодарной - хотя бы за популярность.
- За "Петербургские тайны" мне не стыдно. И за "Бандитский Петербург" не стыдно. Но мои отношения с сериалами скорее всего закончились.
- Можно ли спросить вас о семье?
- О дочке - пожалуйста, о замужестве не стоит.
- Так расскажите о дочке.
- У меня замечательная дочь, ей два года. Она в совершенстве разговаривает и прекрасно думает, мне с ней очень интересно... Это самое лучшее, что есть в моей жизни.