В репертуаре театра Espace Cardin есть спектакли разных жанров. Но на гастроли в Москву (они проходят на сцене Театра Маяковского) приехали два мюзикла. "Это искусство любит молодежь. Мюзиклы передают самые яркие человеческие чувства", - объяснил свой выбор парижский кутюрье.
В кратком выступлении, предварившем спектакль "Тристан и Изольда", Пьер Карден рассказал о дружбе с Майей Плисецкой, Андреем Вознесенским и театром "Ленком", а также о том, как на одном из парижских концертов он познакомился с чеченским ансамблем танца "Ловзар" и пригласил его в свой мюзикл.
Умелый продюсерский ход оправдался на сто процентов. При каждом появлении на сцене строгих, подтянутых танцоров публика заметно оживлялась. Аплодировали и простым шествиям, и вихревым пляскам лихих чеченских мальчишек. На долю остальных исполнителей мюзикла выпал гораздо меньший успех.
Действие "Тристана и Изольды", поставленное режиссером Домиником Буателем, развивалось с бесхитростной простотой. Актеры пели о любви, страданиях и сомнениях так, будто участвовали в советском правительственном концерте. Застывали в значительных позах, пафосно разводили руками, особо важные слова распевали на несколько тактов аккомпанемента (композитор Марк Демельместер). Мюзикл звучал на французском - большая часть зала текста не понимала. Зато программка подробно описала каждое событие душещипательной истории.
Вместе с либретто организаторы гастролей напечатали фотографии парижского спектакля. Поступили крайне неосмотрительно. Такого богатства, как на картинках, на сцене Театра им. Вл. Маяковского не было. В Москву не довезли значительную часть декораций, детали реквизита и цирковых гимнастов, летающих над сценой в оригинальной версии спектакля. Все оформление гастрольного варианта "Тристана и Изольды" свелось к легкому тряпичному заднику, подсвечивающемуся то голубыми, то красными лучами. Иногда с колосников спускался черный полог. Конечно, декорации мрачных пещер и каменных сводов точнее передали бы атмосферу древней легенды. Зато на однотонном фоне эффектно смотрелись костюмы, придуманные маэстро Карденом для каждого персонажа спектакля.
Самые богатые одеяния, само собой, достались Изольде. Первое платье, похожее на гигантскую балетную пачку, превратило принцессу в призрачного павлина. В сцене свадьбы с королем Марком Изольда куталась в пышные рюши, а по умирающему Тристану страдала внутри кипы из серебристого тюля. Белокурая Магали Неслот прелестно демонстрировала не только наряды от кутюр, но и сильный вокал.
Хорошие голоса были практически у всех солистов "Тристана и Изольды". Жаль только, что петь им пришлось весьма невыразительные арии и ансамбли. В двухчасовом спектакле оригинально звучал один-единственный номер, стилизованные под старинную балладу куплеты трубадура Горвеналя (эту роль исполнил Максим Бэйльо).
Недостатки музыкального материала каждый актер компенсировал по-своему. Брис Пуарель (король Марк) серьезно пропевал каждую ноту, подчеркивая царственность своего героя. Мать Изольды, королева Ирландии, переживала за дочь не на жизнь, а на смерть. Анн-Мари Годар голосила так, будто вышла на сцену в последний раз. А исполнитель роли Тристана Стефан Рош блистал дивной красотой и безмерным обаянием. Казалось, этот рыцарь влюблен не только в Изольду, но и во всю Вселенную. Такой Тристан может только побеждать. Наверное, именно поэтому в финале спектакля воскресли все поверженные герои.
В следующем мюзикле звезда театра Espace Cardin сыграет еще одного победителя - художника Сальвадора Дали. Судя по актерской свободе Стефана Роша, роль должна получиться.