Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Лидер КНР совершил официальный визит в Сербию впервые за восемь лет
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +7 градусов в Москве 8 мая
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Армия
Расчеты РСЗО «Град» уничтожили замаскированные украинские САУ в зоне СВО
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Мир
Судебный процесс по делу Трампа о хранении секретных документов отложен
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Дед погибает, а бабе смех

Николай Васильевич Гоголь написал пьесу "Игроки", а Юрий Иванович Еремин ее переписал, дал броское название "Дама! Дама! Еще дама..." и поставил на малой сцене Театра имени Моссовета. Мужчины стали женщинами: шулер Ихарев (Александр Филиппенко) попадает в лапы к шайке мошенниц, обдирающих его как липку. Он один, баб много - где уж ему с ними справиться: даже ихаревский слуга Гаврюшка оказался служанкой Февроньей. Ихарев сожительствует с белокурой бестией, затем героиня Татьяны Родионовой изменяет ему с одной из дам. Бедняга обижен, унижен и гол как сокол, но они не оставляют его в покое: нежные услуги Ихареву навязывает нордическая женщина, трактирная горничная Марфа
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Николай Васильевич Гоголь написал пьесу "Игроки", а Юрий Иванович Еремин ее переписал, дал броское название "Дама! Дама! Еще дама..." и поставил на малой сцене Театра имени Моссовета. Мужчины стали женщинами: шулер Ихарев (Александр Филиппенко) попадает в лапы к шайке мошенниц, обдирающих его как липку. Он один, баб много - где уж ему с ними справиться: даже ихаревский слуга Гаврюшка оказался служанкой Февроньей. Ихарев сожительствует с белокурой бестией, затем героиня Татьяны Родионовой изменяет ему с одной из дам. Бедняга обижен, унижен и гол как сокол, но они не оставляют его в покое: нежные услуги Ихареву навязывает нордическая женщина, трактирная горничная Марфа (ее играет Дарья Фекленко - у Гоголя парня звали Алексеем). А поддельный гоголевский чиновник Псой Стахич оборачивается, во-первых, унтер-офицершей, а во-вторых - Агафьей Тихоновной (хоть и Мурзофейкиной). Это спектакль-шутка, вольная фантазия на гоголевские темы с издевательским хеппи-эндом. Мужчина теряет деньги, зато получает девушку: Глова-младшего играет прехорошенькая Инна Дымская, спектакль заканчивается поцелуем и репликой Ихарева: "А ты, Марфа, принеси нам всем шампанского!" Зачем это нужно? Чтобы залу стало смешно. Есть и другой резон: Юрий Еремин поставил перед актрисами очень интересную профессиональную задачу. Третья причина не менее весома: любой театральный человек пересмотрел на своем веку многое множество "Игроков", "Вишневых садов", "Чаек" и "Ревизоров" -- и восприятие среднестатистического классического спектакля для него давно превратилось в медитацию. Все известно и предсказуемо, реплики персонажей выучены наизусть, так же как и возможный набор трактовок... И тут Еремин выкладывает на стол свои карты: вот вам! Дама! Дама! Еще дама... Моссоветовские дамы играют хорошо. Пожалуй, даже лучше Филиппенко, хотя и тот интересен: его Ихарев, наивный, одержимый идеей игры пройдоха, и смешон, и трогателен. Но он обычен, а морочащие его мошенницы ни на что не похожи: ни мужчины, ни женщины - ловкие, бесполые, способные пролезть в любую щель оборотни. Порой кажется, что Еремин затронул очень важную для Гоголя, не раскрытую нашим театром тему - обошел вокруг, посвистел, да и пошел себе мимо. Сравнивать ереминский текст с текстом Гоголя, разумеется, не приходится, но шутка ему определенно удалась. Иногда автора пьесы подводит вкус (сочинять сценические версии гоголевских пьес дело рискованное), но на шутку можно списать все что угодно. Театр пошутил, зритель посмеялся, актрисы всласть поиграли - те, кто побывал на спектакле, запомнят и маленького и неистового Утешительного Нины Дробышевой, и вкрадчивого Кругеля Ольги Анохиной, и всех их компаньонок. Но тема морока и вселенской чертовщины, ирреальности гоголевских персонажей, в некоторых сценах ереминского спектакля звучащая необыкновенно остро, к финалу растворяется в гэгах. И об этом можно только пожалеть. Какой мог бы получиться спектакль, если бы режиссер не озаботился объяснениями происходящего, не стал сочинять свой собственный текст и выстраивать параллельный сюжет! В столкновении Ихарева - обычного, живущего по общепринятым правилам человека - с существами иной физической и духовной природы уже заложен смысл. Жил-был плут, а потом на его голову свалилась банда - но не людей, а чертей. Пройдоха ненароком попал в зазеркалье и вывалился оттуда, отдав нечистой силе то, ради чего он жил... Но фантазии остаются фантазиями: спектакль ставил не критик, а режиссер, и - будем надеяться, что это так! - получил то, что хотел. А театральная Москва получила занятную премьеру: милую, смешную, с хорошими ролями - подарок для тех, кто идет в театр, чтобы приятно провести время. Но в ней виден абрис другого спектакля, где ирония мрачна, а речь идет о мистической природе гоголевских персонажей. Юрий Еремин его не поставил и упустил возможность добиться настоящего успеха или провалиться с оглушительным, остающимся в истории театра треском.
Комментарии
Прямой эфир