Андрей Василевский: "Многослойность будет отличать нашу литературу и впредь"
14:57 Александр
Как Вы относитесь к состоявшейся премии "Российский сюжет" и к тому, что все победители - авторы из провинции? Произрастет ли русская литература провинцией?
Я являюсь членом попечительского совета “Российского сюжета”. Это премия учреждена новым московским издательством “Пальмира” при участии журналов “Знамя” и “Новый мир”. 30 сентября я вел в ЦДЛ заключительную церемонию “Российского сюжета”. Эту премию правильнее называть конкурсом. Поскольку участвуют в нем в основном неопубликованные рукописи сюжетный романов или повестей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все победители этого года люди совершенно неизвестные. Сделать их известными и является задачей издательства и конкурса. Могу добавить, что победители получают по 10 тысяч долларов в качестве гонорара за издание книги в “Пальмире”. В случае продажи рукописи другому издательству, лауреату остается только слава без денег.
Русская литература безусловно прирастает именно провинцией. Большинство московских писателей это бывшие провинциалы. В качестве примера наиболее успешного и недавнего завоевания Москвы провинциальным литератором могу назвать Ольгу Славникову. Она прозаик, эссеист, литературный критик и организатор литературного процесса. За последние несколько лет, когда она переехала в Москву, она стала неотъемлемой частью московской литературной жизни. Она куратор молодежной литературной премии “Дебют”, член попечительского совета “Российского сюжета”, член общественного совета журнала “Новый мир” и проч.
15:01 Влад, Бурятия
А что вообще дает литературная премия известному писателю и наоборот малоизвестному? Деньги? Хорошего издателя? имя? На мой взгляд ничего- так вспышка интереса на полдня.
В первую очередь премия дает деньги. Никаким иным способом современный литератор не может получить сразу столько денег сколько может ему дать авторитетная премия: “Букер” - 12 тыс. долларов, премия имени Аполлона Григорьева - 25 тыс. долларов и так далее. Существует обоснованное мнение, что литературная премия сегодня единственное мерило литературного успеха. В сущности, современные авторы делятся на уже премированных, еще непремированных и на тех, кто никогда не будет премирован. На тиражи премии не являют. Хороший издатель? Возможно. Многие премии либо учреждены издательствами, заинтересованными в притоке новых произведений, либо связаны с издательствами. Известность? Только в литературных кругах. Но и это немало.
15:04 Матвей Шаравский
Мой брат пишет шикарную литературу, но не в состоянии в силу разных причин каким-то образом издать их. Издателям нужны детективы, а Алексей - глубокий философский, психологический писатель тратит талант на пресс-секретарскую работу одной из газет. Может ли он выдвинуть свои труды на суд экспертов и получить премию, если не публиковал книги?
Рукописи, по моим сведениям, принимает конкурс “Дебют”, но только от молодых писателей до 25 лет. Рукописи принимает конкурс “Российский сюжет”, но только - сюжетные произведения, исторические, семейные, детективные. К сожалению, год назад прекратила свое существование литературная премия “Антибукер”, связанная с “Независимой газетой”. Я в свое время работал в жюри “Антибукера”, мы там рассматривали и рукописи тоже.
15:11 Алексей Ковальчук
Можно ли получить премию за деньги? В смысле как обстоят дела с коррупцией в кругах тех, кто раздает престижные метки в мировой литературе?
Мне не известно ни одного случая, чтобы кто-то получили авторитетную премию за деньги. Я также ни разу не слышал от своих коллег, чтобы кто-то будто бы по слухам получил премию за деньги. В этом смысле прямой коррупции среди столичных литературных премий нет. Это не значит, что дележом славы и денег во всевозможных жюри, комиссиях, оргкомитетах занимаются ангелы. Нет, это живые люди со своими пристрастиями, знакомствами, деловыми и личными интересами. Но правильно построенная процедура номинирования, отбора и премирования, а также коллективный характер принятия решений позволяет находить разумный и неизбежный компромисс между интересами литературы и досадными человеческими слабостями. Что касается знаменитых мировых премий, таких как Нобелевская, то там решения зачастую принимаются с учетом политических факторов и интересов, что, видимо, исключает коррупцию в вульгарном смысле слова.
15:14 Алексей Ковальчук
Может ли писательский профсоюз оспорить сомнительное решение комиссии, которая определяет нобелевского лауреата в области литературы?
Нет, никакой писательский профсоюз или другая организация не могут оспорить решение нобелевской комиссии, каждое из которых встречается из года в год шквалом критики. Но это нормально. Публицист Дмитрий Галковский заметил недавно, что Нобелевскую премию ругают напрасно. Даже если 50 процентов попаданий - уже хорошо. А даже если 25 процентов разумных решений - и это нормально. Значит премия работает, процесс идет.
15:21 Надежда
Читали ли вы сами победительницу конкурса "Русский сюжет" Светлану Борминскую и ее роман "Охота на старушку" и понравился ли он вам?
Я сам не читал полностью роман Светланы Борминской. Я являюсь членом попечительского совета “Российского сюжета”, а не членом жюри. Но я уже беседовал со многими людьми, которые книгу прочли и большинству она не просто понравилась, а очень понравилась. Руководству издательства “Пальмира” рукопись понравилась настолько, что они приняли решение печатать роман независимо от того, будет ли рукопись премирована. И действительно, книга вышла чуть раньше, чем жюри объявило свое решение. Роман Борминской читала моя жена с большим удовольствием, время от времени зачитывая мне вслух наиболее вкусные цитаты, особенно про котов. Собственно, роман про котов и есть. Конечно, это не “высокая” литература, но это и не дешевка. Это та самая качественная беллетристика, поощрять которую и призван конкурс “Российский сюжет”. Именно такую качественную беллетристику собирается издавать издательство “Пальмира”, которая не перекупает авторов у других издательств, а пытается творить новые репутации с чистого листа.
15:30 Алексей
Уважаемый Андрей Витальевич, роман А. Проханова "Господин Гексоген" был удостоен премии "Национальный бестселлер". Кто состоит в жюри этой премии? По каким критериям она вручается? и еще: считаете ли Вы, что русская Литература возрождается и на смену "мести бешеного" и им подобным придут настоящие лит. произведения? Спасибо!
Национальный бестселлер - это петербургская премия связанная с издательством “Лимбус-пресс”. Эта премия отличается очень сложно выстроенной процедурой. Сначала отобранные оргкомитетом номинаторы выдвигают произведения (в том числе и рукописи) на рассмотрение Большого жюри. Большое жюри, сформированное оргкомитетом отбирает из очень большого числа номинированных произведений некоторое разумное количество, которое передается на рассмотрение Малого жюри. Круг номинаторов, Большое жюри и Малое жюри не совпадают по составу участников. Это по мнению организаторов премии делает невозможным не только вульгарную коррупцию, но и всяческую вкусовщину, пристрастность и проч. На деле окончательные решения оказываются вполне субъективными. В первый год премию получил роман Леонида Юзефовича, на второй год - роман Александра Проханова. Особенностью премии является то, что на всех этапах в ней принимают участие представители разных творческих союзов, идеологических ориентаций и проч.
В современной литературе не “месть бешеного” сменяется настоящими произведениями и не настоящие произведения - “местью бешеного”, а они существуют параллельно, одновременно с еще несколькими литературами внутри одной литературы. Видимо, такая многослойность будет отличать нашу литературу и впредь.
15:35 Ирина, г.Екатеринбург
К сожалению, наши дети перестали читать книги. Что на Ваш взгляд необходимо сделать, чтобы книга вновь стала для наших детей насущной необходимостью? Или с развитием ТВ и Интернета - книга уже не сможет быть востребована как раньше? Спасибо.
То, что перестали читать - это очень плохо. Гораздо хуже, чем думают. Потому что чтение является абсолютно незаменимым фактором формирования интеллекта, особенно в юном возрасте. То есть я сейчас говорю даже не о содержании книг, а о самом процессе чтения, об активном преобразовании черных значков, написанных на белой бумаге, в мысли и образы. Ни кино, ни музыка, ни телевизор не способны заменить чтение для ребенка, подростка. Конечно, доля чтения в досуге современных детей уменьшается. Недавно я прочел не помню чье высказывание, что в современном мире те, кто читали книги будут править теми, кто смотрел и смотрит кино и телевизор. Впрочем, прозаик Владимир Маканин недавно высказался в том смысле, что чтение книг, становясь все более редким занятием, будет становиться, как все редкое, все более престижным.
15:39 Александр
Почему российские писатели разошлись по разным союзам и академиям? Не пора ли объединяться?
Писательские союзы, академии и проч. являются в сущности вариантами общественных организаций. Общественные организации, согласно действующему законодательству, равноправны и являются добровольными объединениями граждан. То есть в рамках нынешнего законодательства не возможно создать одну универсальную писательскую организацию, поскольку даже небольшая группа литераторов может тут же организовать свой союз, и формально эти организации будут равноправны. В рамках нынешнего законодательства государство не может само выбрать один творческий союз, который оно будет поддерживать, поощрять. А средств принудить всех писателей организоваться в один союз, к счастью, ни у кого сегодня нет.
15:41 Дмитрий М.
Такое впечатление, что в настоящее время наступил кризис в литературной московской жизни. Согласны ли Вы со мной?
В литературной московской жизни, то есть в отношениях между литературными людьми, - да. Похоже, что все друг от друга устали.
15:44 alex
Почему премия АРСС названа именем Аполлона Григорьева?
Премия имени Аполлона Григорьева учреждена Академией Русской Современной Словесности и Росбанком. Имя Аполлона Григорьева выбрано потому, что он представляет из себя универсального русского литератора - поэта, прозаика, драматурга, литературного критика. А премия его имени присуждается за произведение в любом жанре, кроме литературной критики. Во-вторых, это имя, согласитесь, не так затаскано, как другие. Всегда полезно и приятно еще раз напомнить литературной общественности и читающей публике о полузабытом русском писателе.
15:47 Ашот Саркисов
Каков критерий членства в Академии русской словесности?
Академия Русской Современной Словесности является по существу корпоративной организацией профессиональных литературных критиков, занимающихся среди прочего текущей отечественной литературой. Она была создана в 97 году небольшой группой отцов-основателей, к которым я не принадлежал. Потом Академия пополнялась и достигла в настоящее время 39 человек. Академия является закрытой структурой. В нее нельзя вступить, но в нее можно быть принятым, если так решит Академия, которая оповещает нового избранника о своем выборе. А этот критик может сам определиться: принять ему наше приглашение или нет.
15:52 Валентина, г.Москва
Добрый день, уважаемый Андрей Витальевич. Следите ли Вы за номинантами других литературных премий таких, например, как “Российский сюжет”, “Дебют”, “Бронзовая улитка”, “Триумф” и др.?
Премия “Триумф” стоит особняком - она вручается не за конкретное достижение, скажем минувшего года, а за выслугу лет. Все ее лауреаты - люди более чем известные. Я конечно их знаю.
Я являюсь членом попечительского совета премии “Российский сюжет”, но не являюсь членом жюри этой премии, поэтому с лауреатами знакомлюсь задним числом.
Куратором молодежной премии “Дебют” является постоянный автор “Нового мира” - Ольга Славникова. Я стараюсь следить за работой этой премии.
О существовании “Бронзовой улитки” я, конечно, знаю, но специально за ней не слежу. О лауреатах узнаю из газет. Иногда оказывается, что некоторых я читал.
15:53 Вилен, г.Зеленоград
Что Вы можете сказать о творчестве нового Нобелевского лауреата по литературе венгерского писателя Имре Картеса?
К сожалению, ничего. Это, конечно, мой собственный недостаток.
16:02 Роман Злобин
Здравствуйте. Насколько объективна на Ваш взгляд процедура присвоения любой литературной премии и премии Аполлона Григорьева в частности? Спасибо.
Объективных литературных премий не существует. По крайней мере, среди тех, что вручаются за конкретное произведение по итогам минувшего года. Каждая хорошая литературная премия субъективная по своему, поэтому их должно быть много.
Особенностью литературной премии имени Аполлона Григорьева является то, что и номинаторами, и членами жюри являются только члены Академии Русской Современной Словесности. То есть - эксперты по текущей литературе. 8 октября этого года в Литературном музее в Трубниковском переулке мы провели четвертые Аполлоно-Григорьевские чтения, во время которых по традиции был определен новый состав жюри. Он определяется только по жребию - из кепки тянут бумажки с номерами. Все члены Академии рано или поздно поработают в жюри. В конце года остальные академики выдвигают на суд жюри по одному произведению, которое они считают лучшим за минувший год. Это может быть и большой роман, и повесть, и книга рассказов, и один рассказ, и подборка стихов, и даже одно стихотворение. На Татьянин День, 25 января, жюри объявляет трех лауреатов премии, а на Масленицу объявляют, кто из трех лауреатов получит большую премию (25 тысяч долларов), а кто малые премии (по две с половиной тысячи долларов). Понятно, что решение любого жюри субъективно и компромиссно, но в то же время его можно рассматривать как коллективное “высказывание” экспертов о состоянии современной словесности. С этим “высказыванием” можно не соглашаться, но прислушиваться к нему необходимо. Тем более, что Аполоно-Григорьевское жюри коммерческих успех тех или иных произведений во внимание не принимает.
16:09 Зинаида Петровна, г.Москва
Уважаемый г-н Василевский, чем Вы можете объяснить всемирный бум вокруг книги Джоана Роулинга про Гари Поттера? Каким образом у нас в стране поощряются детские писатели? Есть ли к-л специальные премии для писателей, чье творчество специально обращено детям и юношеству?
Успех Гарри Поттера - для меня загадка. Ничего существенного от себя сказать не могу. в “Новом мире” еще год назад были две статьи о первой книге про Поттера, одна статья скорее положительная, другая, скорее критическая. Конечно, было бы лучше, если бы наши дети также зачитывались отечественными детскими писателями. Они есть. Но по моим наблюдениям, какое-либо планомерной работы по их продвижению не ведется никем. На слуху два-три имени (Эдуард Успенский, Григорий Остер и др.) Новому детскому писателю выдвинуться очень трудно. Издателю проще переиздать уже популярную книгу (Винни Пух, Три толстяка, тот же Поттер, тот же дядя Федор). Но надо отметить, что в этом году в молодежном конкурсе “Дебют” выделили специальную номинацию для детской литературы. Кроме того, в этот понедельник под Москвой открывается Второй форум молодых писателей (я там буду вести семинар по критике) - там будет специальный семинар для детских писателей.
16:11 Алексей
Г-н Василевский, куда делся русский Букер?
Русский Букер никуда не делся. Он теперь называется “Букер - открытая Россия” и финансируется фондом “Открытая Россия” на деньги Ходорковского. Совсем недавно была объявлена шестерка финалистов минувшего года. В нее вошли произведения Дмитрия Бортникова, Вадима Месяца, Олега Павлова, Александра Мелихова, Сергея Гандлевского и, к сожалению, Владимира Сорокина.
16:20 Сергей Петровский
Могут ли деньги стимулировать талант? Кто является спонсорами АРСС? Судя по размеру премии Аполлона Григорьева - они весьма солидны.
Стимулировать талант деньги не могут. Они могут вознаградить талант, они могут стимулировать работоспособность.
У АРССа как организации нет спонсоров. Она изначально создавалась как общественно-безденежная и может существовать в таком качестве сколько угодно. Премия имени Аполлона Григорьева учреждена АРСС и Росбанком. Росбанк предоставляет необходимые денежные средства, Академия берет на себя организационную и собственно экспертную часть работы. При этом вложения Росбанка в премию постепенно возрастают. Кроме собственно премии с прошлого года вручается премия-стипендия молодому литератору в размере двух с половиной тысяч долларов. По решению Академии первым стипендиатом стал литературный критик Илья Кукулин. Кроме того, в прошлом году впервые академики, выдвинувшие кандидатуру лауреата Большой премии (им был Андрей Дмитриев) тоже получили вознаграждение. Три академика разделили между собой одну тысячу долларов. А также по следам премии на деньги Росбанка небольшим тиражом издается книга лауреата Большой премии. Например, книга стихов Веры Павловой “Совершеннолетие” вызвала большой интерес у литературных обозревателей и читателей.
16:28 Решетов Андрей, г.Тула
Свою премию "Национальный бестселлер"за роман "Господин Гексоген" Александр Проханов во время церемонии вручения передал в фонд поддержки сидящего в Лефортовском СИЗО Эдуарда Лимонова, а что думаете Вы, г-н Василевский, по поводу ареста вашего коллеги по перу Э.Лимонова?
Я думаю, что дело Лимонова - не литературное. Писателя арестовывают за его книги - за какую же книгу арестовали Лимонова? Я думаю, что он предан суду именно как руководитель молодежной радикальной организации. По стечению обстоятельств, он является одновременно известным литератором, но мог бы им и не быть. Не все известные писатели возглавляют политические организации. Не все политические организации возглавляются писателями. Замечу, что употребленное мною слово “радикальный” принадлежит самому Лимонову. Корреспондент спросила его: считает ли он свою партию экстремистской? Лимонов ответил: она радикальная. Что касается конкретных обвинений, то об этом я ничего существенного сказать не могу, поскольку черпаю информацию, как и вы, из газет.
Могу еще сказать, что мне очень не понравилось одно место в открытом письме Лимонова к министру культуры Швыдкому. Там, где Лимонов вдруг вспоминает, что он является гражданином Французской Республики (это действительно так) и напоминает министру культуры, что о нем, Лимонове, “сам Ширак знает”. Мне кажется, что французский гражданин не должен создавать в нашей стране радикальных молодежных организаций - из наших детей, а руководитель российской радикальной молодежной организации не должен прикрываться иностранным паспортом - за остальных национал-большевиков тоже Ширак заступаться будет?
16:37 Ольга Лескова, г.Москва
Уважаемый г-н Василевский, не кажется ли Вам, что при таком обилии “лоточной” печатной продукции толстые журналы изжили себя?
Толстые журналы существуют совсем в другом измерении, чем обыкновенная лоточная печатная продукция. Именно поэтому Вы не увидите на лотках ни “Нового мира”, ни “Знамени”, ни “Дружбы народов”, ни даже “Иностранной литературы”. Розничный рынок периодики сформировался без нас. Журнал “Новый мир” распространяется в настоящее время почти исключительно по подписке. Кстати, в Интернете есть и электронная версия журнала. Основная причина падения тиражей (по крайней мере в последние годы) состоит в том, что люди в наибольшей степени сохранившие желание читать толстые журналы в наименьшей степени способны выписывать их себе домой за собственные деньги. Поскольку денег этих нет. А чтение журнала в библиотеке или даже дома (на один вечер) это уже не то. Нарушается необходимая интимность в общении постоянного читателя со своим журналом. Тем не менее, в провинциальных библиотеках буквально стоят очереди за “Новым миром”, люди записываются на свежий номер заранее.
Цены и тарифы непрерывно растут, отпускная цена журнала не может не увеличиваться, а доходы потенциальных подписчиков не увеличиваться в соответствующей пропорции. Собственно, сейчас разошлись эти понятия - читатель и подписчик, которые когда-то были единым целым. Мы конечно любим всех наших читателей, независимо от того, как им попадает в руки наши журналы. Но для независимого экономического существования журнала нам нужны именно подписчики. Пока они есть. В количестве достаточном, чтобы не задаваться вопросом, не изжил ли себя “Новый мир”. Но веселого, конечно, мало.
16:38 Николай
Сейчас появилось очень много мемуарной литературы. Чем Вы это можете объяснить и как Вы к ней относитесь?
Мемуарный жанр - лукавый, двусмысленный. Собственно, есть три категории: правда, неправда и мемуары. Но за это мы их и любим (те, кто любит). Я люблю.
16:41 Людмила Хаджиева, г.Москва
Какие цели Вы ставите пред редколлегией “Нового мира” для завоевания места под солнцем? Спасибо.
“Новый мир” является наиболее универсальным из всех толстых литературных журналов. На страницах одного номера можно встретить и новую повесть Виктории Токаревой, и очень сложную филологическую статью, посвященную текстологии Евгения Онегина и, допустим, серьезную культурологическую статью о саундтреках на нашем телевидении. Такая эклектика может быть и позволяет нам держаться на плаву, привлекая разнообразную по интересам аудиторию.
16:43 nikols
Придерживаетесь ли Вы какого-либо конкретного политического течения в своем журнале?
“Новый мир” не является политическим журналом. Мы журнал литературный, то есть не обязаны реагировать на всякий политический чих и самоопределяться по отношению к тем или иным политическим событиям. Но в целом, наш журнал можно (приблизительно) охарактеризовать как либерально-консервативный или консервативно-либеральный. Более подробный ответ занял бы слишком много времени.
16:44 Лариса Окуневская
Предпринимаются ли вашей академией какие-нибудь попытки для очищения русского языка от мата и тюремного сленга на ТВ и радио?
Возможности нашей Академии в этом отношении равны нулю. Понятно почему.
16:49 Татьяна Новикова
Каков сегодня тираж “Нового мира”? Что Вами как главным редактором предпринимается, чтобы повысить тираж? Какие новые проекты ожидают читателей “Нового мира” в ближайшем будущем? Спасибо.
Тираж “Нового мира” 9,5 тысяч экземпляров. К сожалению, приходится думать скорее о сохранении нынешнего тиража, чем о его росте. Поскольку подписная цена поневоле увеличивается каждые полгода, а доходы наших читателей растут не так быстро, если вообще растут.
“Новый мир” активно развивает свою электронную версию в Интернете (//magazines.russ.ru/novyi_mi). Конкуренции при этом с бумажной версией почти не возникает, поскольку в Интернете нас читает одна публика, более молодая, а на бумаге совсем другая, более пожилая.
16:51 Вениамин
Андрей Витальевич, было ли среди публикаций за этот год что-либо, что произвело на Вас неизгладимое впечатление? Если да, то что именно и почему?
Я только что прочел поэтическую книгу Ирины Ермаковой “Колыбельная для Одиссея”, выпущенная журналом поэзии “Арион”. По-моему, это лучшая поэтическая книга года и я уверен, что она будет номинирована кем-то из наших академиков на премии имени Аполлона Григорьева.
16:52 Геннадий
Добрый день Андрей Витальевич. Не кажется ли Вам, что все, что сегодня происходит с писателем Владимиром Сорокиным - это умело сработанный пиар?
Если и пиар, то не Сорокина, а - “Идущих вместе”.
Но мне кажется, что на самом деле ситуация гораздо сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд. К сожалению, новизну этой ситуации наши СМИ не заметили, предпочтя интерпретировать происходящее по старой схеме противостояния художника и власти.
16:53 Галина Елизарова
Довольны ли Вы качеством современной русской прозы?
По большому счету - нет. Но есть много интересного (интересное - не обязательно хорошее).
16:56 Невельский Андрей г.С-Петербург
Ваше отношение к финалистам литературной премии “Букер - открытая Россия” - 2002 г. и, в частности, к тому, что в “коротком списке” оказался Владимир Сорокин с его романом “Лед”?
Я рад, что в финал выше роман Александра Мелихова “Любовь к отеческим гробам”, напечатанный в прошлом году в “Новом мире”. Но и удивлен тоже, потому что никак не думал, что этот роман туда попадет (по разным причинам).
Включение Владимира Сорокина в список финалистов и политическое заявление жюри, объясняющее это включение “протестом против травли писателя” (то есть причинами не литературными) - это, по-моему, большая ошибка, наносящая ущерб репутации авторитетной премии.
16:58 Семен Заславский, г.Москва
Почему в Академии российской современной словесности так часто меняются президенты : Вы -третий за 7 лет?
Должность президента в нашей Академии - общественная. Никакого оклада за это не полагается. А нагрузка (организационная) - большая. Поэтому должность эту мы занимаем по очереди, по два года каждый. Первым президентом был Александр Архангельский, вторым - Наталья Иванова, третьим - я, весной следующего года изберем нового президента.
17:01 Дмитрий Щербицкий, г.Орел
В чем Вы видите сегодня достоинства толстых журналов?
Получая толстый журнал, вы получаете сплотку самых разных по жанрам и темам материалов, но сплотку не случайную, а вполне осмысленную. Кроме того, книжное изобилие наблюдается сегодня только в столице и отчасти в Петербурге, а в регионы доходит то, что доходит. Наилучший способ для регионального читателя подключиться к современному литературному процессу - регулярно читать толстый литературный журнал, например, “Новый мир”.
17:04 pavell
Скажите, сможет ли "Новый мир" возродиться как центр интеллектуальной жизни России или же его время прошло?
“Центр интеллектуальной жизни России” - это громко сказано. Таких “центров” должно быть много. Но “Новый мир”, безусловно, играет средообразующую роль в современной культуре, являясь центром притяжения для многих современных некоммерческих писателей и образованных читателей, недовольных предлагаемым массовым культурным ассортиментом.
Я благодарю всех участников конференции за присланные вопросы. Мне было приятно увидеть среди незнакомых - и знакомые мне имена. К сожалению, я не успел ответить на все вопросы. Если этот разговор будет продолжен, я отвечу на них позже. До встречи!