- Почему канал "Культура" начинает сезон не в начале осени, а в ноябре?
- Мы этот сезон и не завершали, и летом у нас было много премьер. Такое, скажем, условное открытие сезона 1 ноября связано с тем, что именно 1 ноября - пять лет работы канала "Культура" в эфире. А в сентябре и октябре мы хотели показать все лучшее, что уже выходило на канале. С ноября изменится оформление "Культуры", появятся новые телевизионные линейки. Кроме того, с октября мы начали вещание по орбитам, то есть по всей России нас будут видеть в том же временном формате, что и в Москве. А в Москве мы начали вещать не с 12:30, а с 10:00.
- Это приведет к изменениям во всей телевизионной сетке?
- Да, например, ежедневно утром будет выходить "Литературное бистро" - программа о книжных новинках. Будет также целый набор передач, где мы предложим еженедельное обозрение во всех областях культурной жизни. "Сценограмма" - обзор театральной недели. "Графоман" - книжное еженедельное обозрение. "Артпанорама" - обозрение выставочного бизнеса. "Время музыки" - музыкальный еженедельный журнал. Также мы введем новую рубрику "Черные дыры, белые пятна" - передача о науке. В этих программах мы будем давать больше оценок, обозначать позицию канала. Венчать эти обзорные и новостийные программы будет передача "Тем временем". Мы очень хотим вызывать телезрителей на дискуссию. Помимо "Культурной революции", у нас появились ток-шоу "Школа злословия", "Оркестровая яма", "Линия жизни", подготовили литературное шоу "Апокриф". К декабрю начнем цикл авторских программ Андрона Кончаловского, с ноября появится тоже авторский цикл Михаила Шемякина.
- Выходя с вещанием на Россию, вы увеличиваете рейтинги канала...
- Конечно, нам интересно, кто нас смотрит и какова наша аудитория. Но ведь любые измерения аудитории направлены на то, чтобы выяснить, каковы рекламные возможности канала. Но мы не рассматриваем своих телезрителей как потребителей некоего товара. Цифры, которые дают нам телеизмерения, для нас существенны, но не определяющие. Я думаю, что, как и другие специализированные каналы, "Культуру" нельзя мерить по общим стандартам. Мы должны проводить собственные исследования среди нашей аудитории.
- Не логично ли отказаться от общепринятой системы измерений?
- Эти цифры нам, конечно, нужны. Мало того, если программа показывает высокие рейтинги, для нас это тревожный знак. Это значит, что мы снизили планку и стали каналом широкого потребления. Мы себе отчетливо представляем, какой должна быть наша аудитория. Нам не надо больше, но и меньше, конечно, тоже не надо.
- Руководство ВГТРК определилось с тем, какой будет реклама на канале "Культура" и будет ли она вообще?
- Мы считаем, что если будет найдена возможность достаточно серьезно зарабатывать с помощью эфира на "Культуре", то этой возможностью нужно воспользоваться. Но нельзя выплеснуть с водой и ребенка. То есть не должны измениться ни стиль, ни атмосфера, ни интонации канала. Мы не должны прерывать передачи и фильмы рекламой. Мы не должны размещать рекламу, которая не соответствует стилю канала. Идет реклама спектаклей, фестивалей, но рекламного конвейера не будет. Реклама не решит всех наших проблем, мы все равно будем настаивать на том, что канал должен иметь государственное финансирование. Кроме того, стоит сохранить ту практику, когда коммерческий канал "Россия" делится с нами своими доходами.
- С нового года "Россия" перестает финансироваться из госбюджета...
- Да. И это для нас проблема. У "России" будет меньше денег, а значит, и меньше возможностей делиться заработанными деньгами с каналом "Культура".
- Каково соотношение бюджетных денег и тех, что вы получаете от канала "Россия"?
- Примерно равное. И мне кажется, что было бы логично, если и другие коммерческие каналы выделяли бы деньги на содержание "Культуры". Хотя это пожелание, конечно, из области фантастики.
- Вы довольно долго проработали на коммерческом канале, не скучаете по бизнесу?
- Здесь я чувствую себя гораздо комфортнее. На ТВ-6, где мы полностью зависели от того, что зарабатывали, работать было изнурительно. Ведь надо было еще и лицо сохранить. Здесь существуют другие стимулы - хочется понять свою аудиторию. Это задача более увлекательная.
А что вы думаете об этом?