Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

"Мастер и Маргарита" в тысячный раз

В субботу в Театре на Таганке будет дан тысячный спектакль по роману Булгакова "Мастер и Маргарита". До сих пор непонятна загадка столь потрясающего успеха: вот уже четверть века эта постановка собирает аншлаги. В судьбе спектакля на сцене Таганки прослеживается мистическое начало. «По замыслу, это был наш подарок Булгакову, к его дню рождения и к 10-летию театра, - рассказывает Юрий Любимов. - Но тогда не дали денег. И вот я взял все лучшее, что было придумано за 10 лет жизни театра. Комиссия по наследию Булгакова спектакль одобрила. Это была какая-то защита»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В субботу в Театре на Таганке будет дан тысячный спектакль по роману Булгакова "Мастер и Маргарита". Юрий Любимов задумывал его к 10-летию своего театра, но премьера состоялась спустя еще три года - 6 апреля 1977 года. Ныне спектаклю двадцать пять лет. Его судьба на сцене Таганки складывалась по сравнению с другими постановками благополучно. Он не был запрещен и вот уже четверть века неизменно собирает аншлаги. Почему? На этот вопрос режиссер и актеры театра ответили корреспонденту "Известий" Георгию МЕЛИКЯНЦУ. Юрий Любимов, художественный руководитель Театра на Таганке: - Откуда долговечность "Мастера" на Таганке? Форма держит. Найденная форма как футляр для скрипки: скрипку могли бы раздавить, а в футляре она лежит спокойно. Актеры, конечно, могут разрушать форму. Но если она крепко сбита, то можно разрушителя вынуть из футляра и достать такого, который не разрушает спектакль. Актеры, увы, склонны к разрушению. Это природа, быть может, поэтому я и бросил актерство. По замыслу, это был наш подарок Булгакову, к его дню рождения и к 10-летию театра. Но тогда, на десятилетие, не дали денег, мол, делайте, там посмотрим. Когда сделал, начали вызывать: кто разрешил?! Появилась разгромная статья в "Правде". Ну как же, атеистическая страна, а тут Христос ходит по сцене. Но спектакль, к счастью, уже жил. Тут какая-то мистика, с булгаковскими книгами всегда что-то приключается, чертовня какая-то происходит. Когда мне отказали в деньгах, взял все лучшее, что было придумано за 10 лет жизни театра. Занавес из "Гамлета" - я имел право его взять, ибо я его придумал. Тогда нельзя было достать шерсть, я должен был просить разрешения у самого Косыгина. Мой директор по финансам, когда я попросил: сделайте мне чашу вечного огня из меди для "Павших и живых", сказал: никакой меди вам не будет, это стратегическое сырье! Тут я, конечно, вышел из себя. Директор исчез, как булгаковский персонаж, как черт испарился из кабинета, и пошел доносить, что, мол, Любимов неуправляемый, требует невозможного. Медь я, конечно, достал. Но уже готовую чашу хотели погасить пожарные. Я просил пожарного генерала приехать в театр. Он приехал, посмотрел кусок "Павших и живых", и когда вся публика встала, приветствуя "вечный огонь", сказал: беру на себя! Пусть горит! И вот этот вечный огонь теперь горит в "Мастере и Маргарите". На это в свое время тоже кричали: "Кому я его зажигаю?!" Из "Тартюфа" я взял рамы, из "Часа пик" - маятник. Спросив, конечно, разрешение у наших художников. Комиссия по наследию Булгакова спектакль одобрила. Это была какая-то защита. Правда, они настоятельно советовали закончить спектакль на том, что, мол, "Рукописи не горят". А я говорю: но ведь они горят. И даже человек сгорает, в лагерях. Они: "Ну, Юрий Петрович, ну не обостряйте..." Виктор Семенов, исполнитель роли автора в "Мастере и Маргарите". Играет в спектакле с премьеры: - Я сужу по реакции зрителей - как на премьере было, так и сейчас реагируют. Единственное место, когда Воланд говорит: "Что ж это у вас, чего ни хватишься - ничего нет", - так вот раньше оно воспринималось намного острее, потому что действительно у нас ничего не было. Сегодня остались из первого состава немногие. И тем не менее 25 лет аншлаги. Это, конечно, мощнейшая режиссура Любимова. Это Булгаков... Удивительно: мы стареем, а спектакль нет. И что бы ни творилось в мире, спектакль идет и будет идти. Выживем и в двухтысячный раз сыграем. Лев Штейнрайх, исполнитель роли Каифы, литератора и Поплавского (дяди Берлиоза). Играет с премьеры: - Чтобы такой спектакль ожил и жил, надо было обладать способностью Юрия Петровича Любимова, который сделал спектакль, можно сказать, из талантливого материала и собственной души. Теперь в нем много новых актеров - вся массовка, эпизоды, даже иные главные роли играют другие. Но спектакль так сбит режиссерски, что разговор с Богом остался. И остался духовный контакт с теми, кто прежде играл в "Мастере". А что Вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир