- Жизнь каждого человека делится на периоды. У меня своя эволюция. Революционный романтизм в "Вестях", стрингерство на Ближнем Востоке, "политическая неделя", чужие новости на Украине. Но сегодняшняя политика перестала быть телевизионной. Мы видим голую политику, а собственно телевизионные вещи делаются за стеклом... В "Вестях", в Иерусалиме, в Киеве я всегда искал и находил какую-то поэтику. Теперь она кончилась. Я понял, что могу найти ее и сохранить свой телевизионный почерк, свою личную интонацию в культуре, на "Культуре". Теперь я нахожусь в стадии как бы двойного поиска: во-первых, я пытаюсь разобраться, чего именно не понимаю, и, во-вторых, как нужно делать новости культуры. Пока я лишь могу утверждать: знаю, как не надо.
- Как же?
- Не надо делать новости в общепринятом понимании этого слова. Нужно рассказывать о событиях. И мы не с новостью как таковой должны работать, а с ситуацией, с событием как частью большого явления или процесса, видеть ситуацию в целом и интерпретировать событие. Интерпретация - вот тот великий соблазн, который, как мне кажется, доступен теперь только в области культуры. Культура, может быть, единственная из всех областей жизни, где журналист может и должен быть субъективным. Политик обращается к массе, художник - к личности... Потом не нужно придерживаться жесткого канона подачи информации, как это неизбежно происходит в универсальных выпусках новостей. Где раз и навсегда закреплен порядок следования событий.
- Новости культуры отличаются и тем, что там плохая новость - это ненужная новость?
- Вопрос выбора между плохой и хорошей новостью на "Культуре" вообще не стоит. У нас другая проблема. Мы должны, наверное, постепенно выработать у публики понимание того, что то, что ее интересует, находится не только в магазине или сберкассе, а в гораздо большей мере - в культуре. Мы слишком долго жили в обыденной среде неотремонтированных крыш и уже забыли, как двадцать лет назад стояли в очереди, но потом, жуя добытую ветчину, говорили о книгах и спектаклях. Так вот теперь, когда в политике похожая предопределенность (хотя и без очередей), надо возвращать себе вкус к тем вещам, о которых мы говорим на канале "Культура".
- Однако на практике вы приближаетесь к реализации всех этих теоретических постулатов неспешно. Нет времени - ведь вы помимо руководства всей службой еженощно выходите в прямой эфир - или команды?
- Это отдаленная перспектива, задача, выполнение которой потребует много времени. Пожалуйста, учтите, что служба новостей на канале "Культура" еще не настолько сильна технически и организационно. Команда есть. Она готова работать по-новому. Полуночный выпуск новостей уже звучит иначе. Он уже не выглядит как список премий, премьер, юбилеев и книжных презентаций. Верстка свободная, форматы произвольные. Репортеры быстро осваивают новый стиль подачи: о фактах - лаконично, о явлениях - подробно. Мы снабдили ночные выпуски авторскими рубриками: "Загрузка" - новости культуры из Интернета, "Карта мира" - события мирового культурного процесса. Для чего? Для того, чтобы догнать время, от которого отстали академические новости вчерашнего дня.
- Новости канала "Культура" в подавляющем большинстве имеют столичное происхождение. Вы считаете такое положение дел адекватным реальности?
- С корсетью пока большие проблемы. Мы ежедневно получаем репортажи из городов России. Их делают грамотные ребята, которые занимаются проблемами отключения электроэнергии, региональными выборами и тому подобным. И по тем же канонам: "приехали - сняли - спросили", то есть вне всякого культурного контекста, делают и сюжеты для нашей программы. А ведь именно информация из провинции в этом самом контексте нуждается больше, нежели столичная.
- О столице поговорили, о провинции тоже. А Питер? Вы считаете, что в среднем один сюжет с невских берегов на выпуск - предел?
- Конечно нет. Но и в Питере, и в провинции есть проблема отбора сообщений о событиях, за которыми нам из Москвы следить пока сложно. Идеальный вариант: треть новостей из Москвы, треть - из Питера и треть - из провинции. Но для этого нужны ресурсы.
-То есть нужны деньги?
- Деньги, желание, решимость, вкус.
- Предполагаете изменения в новостной сетке?
- Не самое важное сегодня. Важно, что наступил момент, когда зрителю перестало не нравиться то, что мы делаем. Это лучший период, самый многообещающий, самый интригующий, момент развития, конец застоя. Надо пользоваться моментом и начинать нравиться.