Тянут-потянут...
Русские американцы показали, на что они способны. Они сняли телесериал "ПМЖ" (постоянное место жительства) о самих себе. В нем есть криминальный мотив, есть быт - судя по всему, достоверный, есть то, что сегодня принято называть романтическими отношениями. Русская бабушка (Елена Соловей) полюбила русского дедушку (артист Сичкин). Русская дочка едва не была изнасилована негром в метро. Русская внучка пропадает с американским наркоманом и т.д.
Наша народная сказка о том, как дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку... тянут-потянут эмигрантскую жизнь, так впечатлила местных кинокритиков, что о ней была напечатана в газете "Нью-Йорк таймс" статья. Это признание, качество которого можем оценить и мы, поскольку на ОРТ уже показано несколько серий. Кроме того, в "Ночной смене" Дмитрия Диброва отечественной публике были представлены режиссеры этого произведения Георгий Гаврилов и Алексей Панин - симпатичные молодые люди. К тому же патриоты. Они задались вопросом: чем хуже русская диаспора итальянской, которая подарила Голливуду криминальные сюжеты о своей мафии. Она же подарила легенды о своих мафиози, великих актеров, режиссеров и детектива Коломбо.
И мы чего-нибудь в обозримом будущем им подарим, а пока над ночным Нью-Йорком в рамках фильма "ПМЖ" льется песня на русском языке, где есть такие слова: "Россия и Америка - два незнакомых берега...". И далее в том духе, что между этими берегами океан соленый, как жизнь.
Следите за пластикой
Разделенные океанами Россия и Америка ощутимо стали ближе друг к другу. И это не все.
Джед Купер из вестерна "Вздерни их повыше", показанного на ОРТ, - воплощенный и, можно сказать, олицетворенный закон. Он законник не по службе, а по душе. То же самое - детектив Нэш, который не в первый раз гость нашего телеэкрана. В какой-то степени таков и Наш - следователь прокуратуры Павел Пафнутьев из сериала "Гражданин начальник" режиссера Николая Досталя.
Чем всегда американские шерифы и копы подкупали? Не преданностью государству или верностью служебному долгу в первую очередь, а абсолютной самодостаточностью, каким-то врожденным чувством собственного достоинства. Оно в походке, в жестах, во взгляде...
Сегодня на нашем телеэкране крутится несметное число серийных детективов. А скоро будет их еще больше. Бандитов еще как-то запоминаешь, а благодетелей - не очень. "Гражданин начальник" - один из немногих сериалов, где герой не воспитан, не вымуштрован честным, порядочным служакой, но где он от природы такой и не может быть другим. Хоть что с ним делай. Хоть ухо отрезай, хоть глаз вынимай... Потому следишь не столько за интригой, сколько за пластикой. Почти как в американском вестерне.
Вспомним отца Федора
В последних "Итогах" комментатор Владимир Чернышев поделился сокровенным наблюдением: "Сегодня в России, куда ни пойдешь, непременно наткнешься на Кремль". Честно говоря, это наблюдение уже устарело. Сегодня в России натыкаешься главным образом на то, что рядом с Кремлем, - на "Россию" в кавычках, где обустроена стеклянная квартира. Она - фокус. Она - ракурс, линза, метафора, гипербола, просто образ, просто низость, дурость, извращение и т.д. И куда ни плюнь, натыкаешься если не на "Застеколье", то на его тень или эхо.
У Ильфа и Петрова: отец Федор плюнул и снова попал.
В КВН пародируют, в "Куклах" интерпретируют, на передачах в прямом эфире комментируют. Где-то во глубине сибирских руд и академических городков в это уже играют заключенные, студенты и школьники.
Как ярлык "Застеколье" уже приклеено ко всему, к чему можно было его только приклеить, - к политическому истеблишменту, к парламенту, к артистической тусовке, к обществу в целом и, разумеется, к телевидению в частности.
Играем в слабый пол
Опять же Губерман в другой передаче на ехидный вопрос, что радует в сегодняшней России и что огорчает, ответил: "Радует свобода, а огорчают ее проявления". И добавил: "За стеклом" - одно из них.
...Внимание телевизионной аудитории с "Застеколья" постепенно переключается на еще одно "проявление" - на "Последнего героя". У Макса и компании уже все позади. Сегодня они выйдут из заточения так же триумфально, как, бывало, космонавты выползали из капсулы и с космического корабля попадали на "Голубой огонек". Эти прибудут на ток-шоу Кирилла Набутова. Мачо-шоумен и генеральный конструктор (господин режиссер) уронят по скупой мужской слезе.
...А у племени черепах самое интересное только начинается. Пока вся интрига в том, кто как себя чувствует, прожевывая и глотая червяков. Кто-то это делает легко, кто-то с отвращением. Потом они садятся друг против друга и соревнуются в поедании насекомых на скорость. Камера с любопытством заглядывает через рот в желудок: упало ли? Потом избавляются от женщин, которые для игроков на тропическом острове - балласт.
Слабый пол - слабое звено. Как на корабле в море.
Плевки на точность
Плюнул поэт-песенник Симон Осиашвили и тоже попал в очередное проявление свободы.
Он посетил некий московский ресторан, где на потеху публике держат человека в клетке, разумеется, с согласия зека. Червяков узнику есть не надо, ему подают ресторанную еду. Тем не менее поэт потерял аппетит и подал в суд на устроителей "риалти-шоу". Суд был телевизионный. Его показали в эфире ТВЦ в минувшее воскресение (а записан он был месяца два тому назад - вот откуда плевок долетел). Истец требовал аннулирования шоу, оскорбляющего человеческое достоинство. Ответчик отплюнулся. И тоже удачно: какое может быть унижение, если это выбор того, кого унижают.
Есть здесь, правда, еще одна заинтересованная сторона -- общество, на глазах которого происходит то, что происходит. Оно-то более всего в проигрыше. Но тут в качестве эксперта является доктор, профессор, культуролог и т.д., который со снисходительной улыбкой объясняет судьям случай с высоких позиций. Что в этом мире не вуаеризм, то эксгибиционизм. И то и другое в природе человека. На этом стоят и фотография, и кино, и телевидение...
"И зоопарк", - добавил от себя ведущий программы "Без протокола" во время беседы с сексологом Николаем Кибриком. И тоже попал. "И это суровая правда", - резюмировал другой ведущий.
Желание поправить имидж таблоидной программы столь велико, что приходится ставить под сомнение границу между миром животных и сообществом людей.
Приехали
Сомнение это получило подтверждение в документальном фильме "Живая природа", снятом на Би-би-си и серия за серией показываемом на ОРТ.
Во-первых, операторы - классные соглядатаи. Как они глубоко прозрели жизнь и поведение замечательных насекомых! Во-вторых, сами животные - тоже выдающиеся и изощренные вуаеристы. Уж как старался мелкий бычок схорониться от акулы-молота, а не смог. Она, оказывается, "смотрит" головой. А крот-звездорыл видит носом. У совы лицо как спутниковая тарелка. Змея-пескопласт подглядывает кожей. Лучше других защищена от сглаза стеклянная креветка. Она прозрачна и сливается с любым фоном. Но не для каракатицы, у которой есть специальное на этот случай устройство - рентгеновский аппарат.
Стало быть, никто из обитателей Земли не защищен в своей интимной жизнедеятельности от постороннего взгляда. Вот только человек по какой-то непонятной для господ Разлогова, Бермана, Набутова, Макса и Марго причине завел дурную привычку таить некоторые проявления своей физиологии.
Пора с ней кончать. Одна из последних идей "застекольщиков" - проект создания порнопродукта с собственным участием. Макс привел убийственный довод: они на мне зарабатывают, должен же и я положить себе что-то в карман. Сказал цинично, но логично. Совершенно в духе и в стиле того, что делают инициаторы проекта и все, кто имеет к нему отношение.