Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Добрым молодцам урок: Третьяковка открыла мир русской сказки

Экспозиция на Крымском Валу собрала «волшебное» искусство трех веков
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Царевны и золотые рыбки, чудь болотная да хтонь подземная... Выставка Третьяковской галереи «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» собрала сюжеты отечественного фольклора и проиллюстрировала их произведениями искусства самых разных стилей и эпох. Крамской и Билибин здесь соседствуют с Пепперштейном и Гутовым, а советские мультики — с экспериментальным кино Рустама Хамдамова и новейшим видеоартом.

Направо пойдешь — в подземный мир попадешь, налево — русалки под воду утянут. А прямо — лес волшебный, где васнецовский Иван-царевич на сером волке скачет, да «Леший» Билибина свои владения осматривает. Никогда еще картина «Витязь на распутье», встречающая зрителей на входе в выставочное пространство, не была столь точным отражением сути проекта, соединившего путешествие по знакомым с детства сюжетам с научным анализом архетипов и постиронией.

Главная проблема Западного крыла Новой Третьяковки, где и проходит выставка, — размеры: для такого помещения органичны крупнейшие ретроспективы — как те, что музей проводит в изначально принадлежащей ему части здания (вспомним экспозиции Верещагина, Репина, Поленова...). Но подобные проекты готовятся несколько лет, а Западное крыло перешло в собственность ГТГ совсем недавно — весной 2019-го. Поэтому всё, что мы там видели — «Свободный полет», VIII Международная биеннале, — отличает размашистая, может, даже избыточная архитектура: «декорации» построить легче и быстрее, чем получить 200 шедевров.

«Русская сказка» — не исключение. Основное пространство здесь занимают бутафорские деревья, в которые вмонтированы картины, рисунки и фотографии. Понятно, что при стандартной развеске на той же площади поместилось бы в несколько раз больше произведений. Прибавим к этому огромные фальшстены и двухуровневые тоннели, образующие нечто вроде лабиринта, и получим не столько традиционную выставку, сколько квест «найди шедевры». Впрочем, с темой это отлично рифмуется: кто сказал, что в сказочном мире всё должно быть как на ладони? Хорошо хоть из лука не надо стрелять, чтобы Царевну-лягушку обнаружить: вот она, кисти Васнецова — главного героя экспозиции.

Царевен, к слову, здесь особенно много. И не только знаменитые васнецовские. Есть и раритеты. Например, крошечный эскиз маслом на картоне «Царевны-Лебеди» Врубеля — ценителям искусства будет любопытно взглянуть, из чего вырос шедевр. А современное искусство представлено, среди прочего, видеофиксацией перформанса Ольги Кройтор на «Архстоянии». Там Царевна спала в яме, накрытой стеклом, а зрители могли разглядывать полуобнаженную красавицу под ногами.

Еще одна венценосная особа представлена на фотографии и фрагментах фильма 2017 года «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. Художник и режиссер соединил дух русских сказок с эксцентрикой немого кино и поэтичным сюрреализмом. Подход Хамдамова — метамодернистская игра с лубочными образами, эстетская ностальгия по сюжетам детства — оказался близок концепции выставки в целом. Здесь тоже глубокомысленность оборачивается прелестной наивностью, а облако интеллектуальных аллюзий не затмевает сияния чистой красоты художественных образов.

Черно-белыми кадрами «Мешка без дна» услада для глаз не ограничивается. Хочется долго любоваться переливающимися сине-зелеными оттенками на крупном эскизе Бориса Анисфельда к постановке оперы «Садко»; «не можно глаз отвесть» от «Русалок» Ивана Крамского; завораживает мрачный «Девственный лес» Юлия Клевера — вроде и не сказочный сюжет, а обычный реалистический пейзаж, но зрительское сознание само дорисовывает лешего да избушку на курьих ножках.

А еще там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей. В центре зала — огромное чучело медведя, на которое можно залезть и даже лечь, а у стены — подиум для животных, одетых в чужой мех: это инсталляция «Ледниковый период» Дмитрия Цветкова. Здесь можно было бы порассуждать о зоозащитных трендах — все помнят нападки на Эрмитаж за выставку Яна Фабра, где фигурировали чучела котов и собак. В Третьяковке, понятно, звери бутафорские, а шубки искусственные, но кто его знает, чем и какие чувства в наши дни можно оскорбить...

Впрочем, было бы ошибкой воспринимать эту выставку в целом и конкретные кураторские решения всерьез. Равно как и сетовать, чего здесь не хватает. При всех смысловых играх и концептуальной амбициозности проект сохраняет ту детскую непосредственность, без которой настоящая сказка немыслима. И то, что взрослый прочитывает как лубок и ироничную метафору — например, огромную золотую рыбку под потолком, — юные зрители принимают за чистую монету. Возможно, этому утраченному искусству стоит у них поучиться.

Прямой эфир