Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Приморье пожар охватил 6 тыс. кв. м кооператива
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Меньше половины первокурсников планируют работать по специальности после окончания вуза. Об этом свидетельствуют данные опроса образовательной компании Maximum Education (документ есть в распоряжении «Известий»). 50% респондентов считают, что их работа будет лишь частично соответствовать полученному образованию. При этом большинство опрошенных (68%) заявили, что выбирали специальность самостоятельно. Эксперты отрасли связывают ситуацию с низким уровнем профориентации в школах, а также с большим разрывом между учебными программами и компетенциями, необходимыми для работы.

Рудимент индустриализации

Работать по специальности после окончания вузов и институтов собираются только 45% первокурсников, следует из данных опроса. 50% респондентов уверены, что их будущая профессия только отчасти окажется связана с выбранным факультетом. Оставшиеся 5% вовсе не соотносят свое образование с работой.

При этом, согласно результатам того же опроса, направления учебы вчерашние школьники в большинстве своем (68%) выбирают сами. Четверть респондентов (25%) ориентировались на мнение родителей. И всего 6% опрошенных положились на результаты профориентационных тестов или мнение психологов. Еще 1% студентов при выборе будущей профессии пошли на поводу у друзей.

— Общество и государство уделяют огромное внимание развитию профориентации школьников. Инициируется создание федеральных проектов,на уровне как государства, так и частных компаний. Однако результаты опроса показывают, что большинство первокурсников при выборе специальности ориентировались на собственное мнение, а не на результаты профориентационных тестов или советы психологов, — пояснил генеральный директор Maximum Education Михаил Мягков.

Студентка на форуме «Московский день профориентации и карьеры» в Москве

Студентка на форуме «Московский день профориентации и карьеры» в Москве

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Сегодня в школах категорически не хватает профориентации, считает заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, первокурсники очень плохо представляют, чем им впоследствии придется заниматься. Того же мнения придерживается и директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская.

— Между знаниями и компетенциями, которые студенты получают в вузах, и реальной работой очень слабая связь, — отметила она.

Выбирая, например, направление «Экономика», вчерашний школьник не думает о том, что ему, скорее всего, придется работать операционистом. А для этого нужно владеть документооборотом и уметь общаться с клиентами, а не только знать все тонкости банковской системы, пояснила эксперт.

Решить проблему частично может система «2+2+2», когда студент после второго курса и бакалавриата может сменить направление, считает Ольга Назайкинская.

студенты на лекции
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Само же понятие «работа по специальности» было актуально только в индустриальном обществе и условиях плановой экономики, подчеркнула она. Сейчас это рудимент, от которого нужно избавляться, полагает эксперт.

— Сегодня рынок труда настолько междисциплинарный, что работать в рамках одной узкой профессии не получится. Особенно это заметно в социогуманитарной сфере, — объяснила Ольга Назайкинская.

В качестве примера она привела ситуацию с профессией ивент-менеджера: ни один вуз не предлагает освоить мастерство организации мероприятий, но в такую сферу часто приходят социологи или пиарщики. Формально это не считается работой по специальности, но знания, полученные ими в процессе обучения, оказываются здесь полезными.

Медик навсегда

Разочарование в профессии после первого курса — распространенная проблема, отметила Ирина Абанкина.

— Дело еще и в том, что первый курс перегружен так называемыми фундаментальными составляющими — в этом плане университеты не очень доверяют школам. Так что профориентированности на первых порах мало, — сказала она «Известиям».

Кроме того, вчерашние школьники на этом этапе еще адаптируются к новым условиям. Им нужно привыкнуть, что теперь они предоставлены сами себе и отвечают за полученные навыки тоже самостоятельно.

Большинство опрошенных первокурсников (64%) отметили, что преподаватели в университете уделяют студентам меньше времени, чем школьные учителя. 23% респондентов сочли «уровень внимания к учащимся» одинаковым, только 13% заявили, что в вузах студентами занимаются больше, чем в школах.

Фото: ТАСС/Михаил Джапаридзе

Многое зависит и от длительности «студенческих лет». Самый большой процент трудоустройства по специальности, по словам Ирины Абанкиной, наблюдается в области здравоохранения. Медики учатся своему делу дольше остальных, а потому, потратив столько лет только на образование, стараются оставаться в рамках своей области.

А вот с инженерами ситуация, наоборот, очень сложная, — отметила эксперт. — С одной стороны, поступление на это направление очень поощряется, и у нас достаточно много вузов, предлагающих различные программы такого рода. Но на этапе трудоустройства у ребят начинаются проблемы.

В традиционной сфере применения инженерных наук, объяснила она, очень слабая ротация кадров — специалисты трудятся на своих позициях годами и продолжают работать даже после выхода на пенсию. В инновационном же секторе просто не хватает рабочих мест, особенно в регионах.

Прямой эфир