Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о 55 пострадавших в США из-за столкновения автобуса и поезда метро
Мир
Глава ВОЗ назвал возможную операцию Израиля в Рафахе гуманитарной катастрофой
Мир
Польша предупредила о передвижении военной техники вблизи границ с Россией
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +19 градусов в Москве 1 мая
Мир
Основателя криптобиржи Binance приговорили к четырем месяцам тюрьмы
Происшествия
Губернатор сообщил об атаке беспилотника на Рязанскую область
Мир
В США допустили отказ от программы межконтинентальной ракеты Sentinel
Спорт
«Бавария» и «Реал Мадрид» сыграли вничью в первом матче полуфинала Лиги чемпионов
Армия
Снайперы из Бурятии ликвидировали группу пехоты ВСУ и сорвали их ротацию у Часова Яра
Мир
В Евросоюзе указали на зависимость блока от удобрений из России
Мир
В Колумбии обнаружили пропажу со складов более 1 млн патронов и других боеприпасов
Политика
Захарова возмутилась намерением ЕС передать Киеву украинцев-призывников
Мир
Истребитель F-16 разбился в США
Происшествия
Силы ПВО сбили беспилотник над Курской областью
Мир
Сенат США одобрил запрет импорта урана из России
Армия
Расчеты гаубиц Д-20 уничтожили блиндажи украинских боевиков в приграничном районе
Здоровье
Доктор назвала картофель наиболее вредным овощем

Штрафная линия: почему в России спорят о пороге превышения скорости

К чему приведет снижение допустимого предела до 10 км/ч
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Осенью и зимой 2019 года в России снова разгорелась дискуссия о необходимости снижения ненаказуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч. За такое решение выступали в ГИБДД, но МВД посчитало меру избыточной. Споры идут в кабмине и парламенте. По словам противников предложения, уменьшение лимита ни на что не повлияет. Мы узнали у транспортных экспертов – специалистов НИУ ВШЭ, что они думают об этом. Подробнее — в материале «Известий».

Вероятность и физика

В начале декабря 2019-го тогдашний премьер Дмитрий Медведев выразил сомнение по поводу снижения нештрафуемого порога превышения скорости. «Я на самом деле считаю, что вот эти 10 км/ч — непонятно, чуть-чуть нажал [на педаль], и всё», — сказал он на встрече с гражданами в офисе «Единой России». Однопартийцы его поддержали.

Между тем в ГИБДД не раз высказывались о необходимости этой меры. В сентябре 2019-го замглавы ведомства Владимир Кузин отметил, что в МВД поддерживают это предложение, но вскоре после заявления Медведева министр внутренних дел Владимир Колокольцев высказался против идеи.

Чаще всего противники инициативы утверждают, что снижение порога не принесет никакой пользы и может даже навредить.

Иначе считают эксперты НИУ ВШЭ. По их мнению, если уменьшить ненаказуемый лимит превышения скорости до 10 км/ч, смертность в ДТП снизится на 10%, до 5 км/ч — на все 15%. В абсолютных цифрах мера соответственно позволит избежать от 1,5 до 2,5 тысяч смертей ежегодно.

«Первое — вероятность аварии как таковой. При более равномерном и гладком режиме движения, когда разброс между скоростями автомобилей в потоке минимальный, вероятность ДТП становится значительно меньше. Это бесспорный статистический факт. Второе — физика. У нас ведь одна из национальных задач — снизить количество трупов на дороге до цивилизованного уровня. В президентском указе отмечалась конкретная цифра — четыре погибших на 100 тысяч жителей. Это сложная и амбициозная цель. Так вот, тяжесть последствий аварии связана со скоростью. Количество погибших при превышении скорости на 40, 50, 60 раз и далее увеличивается уже не на проценты, а в разы», — пояснил «Известиям» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

При этом негативных последствий от снижения нештрафуемого порога эксперты не видят. Водителям не придется слишком задерживаться в пути. По мнению специалистов, относительное время перемещения по городу если и увеличится, то на считаные минуты. К тому же езда в городе чаще всего всё равно требует неторопливости.

«Есть улицы, а есть дороги. На улицах ездят медленно. В наших городах абсолютное большинство того асфальта, по которому мы катаемся, — это улицы. На дорогах можно и нужно ездить быстро, но, к сожалению, это очень маленькая часть всей дорожной сети», — отметил Блинкин.

Но существует проблема, которую следует рассматривать наряду с вопросом о снижении порога превышения скорости, добавил представитель ВШЭ. Это обоснованность тех или иных ограничений. «Очень часто они выставлены неправильно, и нештрафуемые пороги эти глупости сглаживают. Надо, например, убрать избыточные запреты. Специалисты из ГИБДД прекрасно это понимают», — сказал он.

Россия и другие страны

В 2018 году на российских дорогах произошло 168 тысяч ДТП, в которых погибло более 18 тысяч человек. Основные виды аварий — столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. Их совокупная доля от всех происшествий составляет 70%. Более половины аварий с наездом происходят из-за нарушения водителем правил дорожного движения. При этом, по данным ГИБДД, почти 90% всех штрафов выписывают за превышение скорости.

Для уменьшения аварийности и смертности на дорогах правительства разных стран в основном снижают допустимую скорость. В Финляндии, к примеру, уменьшение нормы с 60 до 50 км/ч позволило сократить число ДТП с погибшими на 24%.

В России скоростные режимы близки тем, что установлены в развитых странах, но ненаказуемый порог значительно выделяется на их фоне. Например, в Швеции и Дании он составляет всего 3 км/ч, в Японии — 10, в США — 16.

К тому же отечественные штрафы за превышение скорости — одни из самых маленьких. Россиянину нарушение лимита на 20–40 км/ч обойдется всего в 250 рублей, если заплатить сразу. В той же Швеции минимальный штраф в переводе на национальную валюту составит более 13 тыс. рублей, в Великобритании — 8,3 тыс., в США — 2,9 тыс., в Чили — 2 тыс.

«Самая простая вещь. Меня оштрафовали за нарушение правил парковки на 5 тысяч рублей. Но это фискальное нарушение, не представляющее опасности для неопределенного круга лиц. Другое дело — превышение скорости. Надо сбалансировать. Конечно, можно привести аргументы по поводу того, какая у нас зарплата, а какая у них, и прочее, но нужно смотреть. Даже в странах, где уровень дохода сравним с российским, нет таких щадящих штрафов. 250 рублей — это несущественное наказание», — подчеркнул Михаил Блинкин.

Дискуссия в ведомствах и Госдуме продолжается. Специалисты ВШЭ предлагают провести масштабный исследовательский проект по безопасности дорожного движения. По их мнению, это поможет обосновать необходимость изменения скоростного режима. Депутаты и чиновники ссылаются на негативное восприятие этой идеи общественностью. Но автомобилисты всегда принимали любые ограничения без восторга. Этот случай — не исключение.

Еще одна мера

Один из эффективных способов повысить безопасность дорожного движения в пределах города — организовать платные парковки. Основная цель такого решения — снизить загрузку улично-дорожной сети, упорядочить парковку, сделать улицы максимально безопасными для всех.

С вводом этой меры москвичей перестала беспокоить «хаотичная парковка», оборачиваемость парковочных мест выросла в четыре раза, создана безопасная и благоприятная среда для пешеходов, городского транспорта и автомобилистов.

Кроме того, сокращение «блуждающего» трафика, создаваемого водителями в поисках свободного места, позволяет уменьшать перепробеги транспорта и интенсивность движения, снижать количество загрязняющих выбросов и общий уровень шума городских улиц.

Вместе с тем уже давно пора применять современный подход к проектированию улиц, обустраивать островки безопасности, неровности, парковочные карманы, чтобы у водителя не было физической возможности разогнаться там, где не нужно, добавили во ВШЭ.

Прямой эфир