Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Спикер парламента Молдавии призвал граждан назваться румынами для членства в ЕС
Мир
Возле японского архипелага Огасавара произошло землетрясение магнитудой 6,9
Спорт
Олимпийский огонь отправился на паруснике из Греции во Францию
Мир
Суд отклонил иск против солиста Aerosmith о сексуальном насилии
Происшествия
Украинский дрон атаковал автобус с пассажирами в ЛНР
Общество
Минцифры предложило обязать иностранцев сдавать биометрию для покупки сим-карт
Общество
Более 1,7 тыс. затопленных домов в Оренбургской области подлежат сносу
Общество
Следствие запросило арест еще одного соучастника теракта в «Крокусе»
Общество
Устроивших массовую драку в Туапсе узбекистанцев выдворят из РФ
Мир
Песков заявил о продолжении попыток выдавливания РФ с энергетических рынков
Мир
Журналист Карлсон заявил о мошенничестве на выборах президента США в 2020 году
Происшествия
В Ингушетии школьник в ходе ссоры ранил сестру ножом
Происшествия
Пять человек пострадали при повторном ударе ВСУ по селу в Белгородской области
Происшествия
В Москве пенсионерка отдала мошенникам 34 млн рублей
Общество
Почти треть месячной нормы осадков выпала за 1,5 часа в центре Москвы
Мир
Глава МИД Италии поручил вызвать посла России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Две работы кисти художника-импрессиониста Жан-Луи Форена и рисунок голландца Константена Гиса, похищенные нацистами, 22 января вернутся к наследникам французско-еврейского коллекционера Армана Дорвиля. Полотна побывали в собрании известного немецкого арт-дилера Хилдебранда Гурлитта: две картины до 2012 года пылились на складе сына Хилдебранда, одна задержалась в частной коллекции на юге Германии. После начала Второй мировой войны из завоеванных стран, в том числе Польши, Австрии, Франции, были вывезены тысячи, десятки тысяч предметов искусства. Даже союзная Италия не досчиталась половины экспонатов галереи Уффици. В это же время здание французской национальной галереи Же-де-Пом использовалось как сортировочный пункт: что-то оседало в частных коллекциях верхушки Третьего рейха и в германских музеях, что-то выставлялось на продажу, а некоторые полотна (в том числе признанные «дегенеративным искусством» картины Пикассо и Дали) попросту сжигали. Сортировкой занимался лично Герман Геринг. «Известия» расскажут о самых известных похищенных картинах.

«Дама с горностаем» да Винчи

До прихода нацистов картина кисти Леонардо да Винчи радовала глаз посетителей музея Чарторыйских в Кракове. За всю жизнь Леонардо написал портреты четырех женщин, одна из них — Чечилия Галлерани, любовница герцога Миланского Лодовико Сфорца. Выдвигались разные версии, с чего вдруг у девушки на руках горностай. Во-первых, название зверька созвучно с фамилией дамы: «гале» с греческого — горностай. Во-вторых, животное могло указывать на самого герцога, который был членом ордена Горностая неаполитанского короля Фердинанда I. В-третьих, мех горностая — символ незапятнанной чести, что могло читаться как: «Вы не смотрите, что любовница, всё равно девушка чистая и честная». Еще одна, самая практичная версия — зверек мог удачно прикрывать, возможно, округлившийся живот Чечилии.

дама с гоностаем леонардо да винчи война польша

Картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» перед возвращением в Польшу в апреле 1946 года

Фото: commons.wikimedia.org

Единственное «польское» полотно Леонардо да Винчи берегли как зеницу ока и, предупреждая тяжелые времена, постоянно прятали. В Первую мировую войну ее выставляли в Дрезденской картинной галерее. Накануне Второй мировой войны «Даму» вместе с другими ценными экспонатами из коллекции княжеского рода Чарторыйских спрятали в подвале дворцового флигеля в польском городе Сенява, но немцы разрушили стену, разбили ящики и вынесли ценности. Было решено, что «Дама с горностаем» станет экспонатом будущего музея фюрера в Линце — по образцу галереи Уффици. Но в 1945 году, убегая из Кракова, полотно да Винчи вместе с картиной Рембрандта «Пейзаж с добрым самаритянином» прибрал к рукам генерал-губернатор Польши Ганс Франк. Картину нашли в его доме в Нойхаузе.

Сейчас «Дама с горностаем» снова выставляется в музее Кракова.

«Портрет молодого человека» в розыске

Картина «Портрет молодого человека» Рафаэля тоже была гордостью обширной коллекции князей Чарторыйских и вместе с «Дамой» вывезена из Сенявы. Арестованного Ганса Франка трясли как грушу, чтобы понять, где искать шедевр. Тот назвал несколько мест, куда нацисты свозили художественные ценности, но ни в одном из них картину так и не нашли.

«Портрет молодого человека» Рафаэль

«Портрет молодого человека» Рафаэля

Фото: commons.wikimedia.org

В 2012 году едва не произошла сенсация: представитель МИД Польши по вопросам реституции культурных ценностей Войцех Ковальский заявил, что с картиной всё в порядке, она не сгорела и не была уничтожена и находится в «безопасности в одном из банковских сейфов». Ходили слухи, что «Портрет молодого человека» (а есть предположение, что автор изобразил самого себя) проделал долгий путь: из рук швейцарских банкиров он перекочевал к кому-то в России, а затем, перелетев океан, оказался в Северной Америке. Позже новость о находке признали уткой.

Примерная стоимость картины — около $100 млн.

Верните «Вазу с цветами»

1 января этого года галерея Уффици напомнила властям Германии, что в одной из немецких семей до сих пор находится картина «Ваза с цветами» нидерландского художника Яна ван Хёйсума. А между тем с 1824 года полотно хранилось в коллекции Палаццо Питти во Флоренции. В 1940 году картину эвакуировали в коммуну Поджо-а-Каяно, а через три года ее забрали немецкие военные. Между строк читалось: имейте совесть, верните!

«Мы надеемся, что в этом году мы наконец-то увидим возвращение в галерею Уффици во Флоренции знаменитое произведение искусства под названием «Ваза с цветами», — отмечается в обращении пресс-службы музея. И пока радостный момент возвращения не наступил, вместо картины в Палаццо Питти будет висеть ее черно-белая фотография с надписью «Украдена» на итальянском, английском и немецком языках.

армия сша картины германия

Американские солдаты с украденными нацистами картинами, 1945 год

Фото: Global Look Press

К слову, голландского художника Яна ван Хёйсума называют цветочным Рафаэлем — на его полотнах цветы как живые, а каждая деталь не случайна. Вот так можно расшифровать скрытое послание голландского художника: бабочка и стрекоза — это бессмертная душа; муха — скупость; орехи в скорлупе — душа, скованная грехом; отрезанный или не до конца очищенный лимон — двойственность человеческой натуры (снаружи красивый, а на вкус кислый); догоревшая свеча, пустой бокал, разбитая посуда символизируют скоротечность земной жизни.

Сокровища Ротшильдов

Из различных коллекций династии Ротшильдов немцы изъяли более 5 тыс. предметов искусства, о ценности которых можно только догадываться. К примеру, в 1999 году на аукционе Christie's 250 лотов (из собрания австрийской ветви семьи) ушло с молотка за $90 млн.

ян вермеер астроном

Фрагмент картины Яна Вермеера «Астроном»

Фото: commons.wikimedia.org

Конечно, в собрании было немало жемчужин по части живописи, которые пришлись по вкусу Третьему Рейху. Так, картину фламандского живописца Питера Пауля Рубенса «Грации в садах Гесперид» обнаружили в замке Нойшванштайн, а «Астронома» нидерландского художника Яна Вермеера — в соляной шахте австрийской Альтаусзее. В импровизированном подземном хранилище находилось свыше 6 тыс. картин, среди которых были полотна Микеланджело, Рембрандта. В случае поражения нацистcкой армии шахту было приказано взорвать, кто именно не допустил катастрофы, доподлинно неизвестно. Американский искусствовед Линкольн Керстайн считал, что помогли австрийские шахтеры, которые подменили взрывчатку на менее мощную — от взрыва завалило лишь вход в шахту.

Кстати, об «Астрономе» Яна Вермеера. Известно, что Адольф Гитлер очень любил картины нидерландского художника: за «Аллегорию живописи» он заплатил 1,65 млн рейхсмарок (около $660 тыс.) и не расставался с фотографией «Астронома».

Все на «Гентский алтарь»

«Гентский алтарь» Яна ван Эйка был украден из собора святого Бавона в Генте и обнаружен в соляной шахте в Альтаусзее. Несмотря на свое бельгийское происхождение, Ян ван Эйк, по разумению Третьего рейха, подпадал под параметры «истинно арийского» художника, а «Гентский алтарь» должен был стать чуть ли не главным украшением музея в Линце. И Гитлер, и Геринг были поклонниками творчества ван Эйка. Считалось, что алтарь поможет выиграть войну.

На 24 панелях изображены около 300 фигур: пророки, праотцы, апостолы, мученики, святые, ангелы. В основе — сцена поклонения жертвенному агнцу, который символизировал Христа. Полностью алтарь открывали по большим религиозным праздникам, а общий вес произведения составлял около 2 т.

альтаусзее соляная пещера картины германия сша

«Гентский алтарь» Яна ван Эйка в соляной пещере в Альтаусзее, 1945 год

Фото: commons.wikimedia.org

После войны алтарь снова вернули в Гент. За время своих злоключений (алтарь горел, его подделывали, семь раз похищали) шедевр лишился оригинальной створки «Праведные судьи». На ее месте сейчас копия кисти реставратора Джефа ван де Фекена.

Интересно, что на обороте алтаря сохранилась надпись: «Губерт ван Эйк, самый знаменитый художник из всех, известных людям, начал это произведение искусства; и его брат Ян, кто был вторым в искусстве, закончил заказ Йоса Вейдта». Поэтому иногда говорят, что это алтарь «братьев ван Эйков». Хотя некоторые исследователи считают, что никакого старшего брата Губерта (Хуберта) не было, это всего лишь мистификация.

Прямой эфир