Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Минобороны Польши заявило о восстановлении буферной зоны у границы с Белоруссией
Мир
Сергей Лавров прибыл с визитом в Гвинею
Мир
Еврокомиссия может ввести новые ограничения против российских СМИ
Мир
Республиканская партия выдвинет Трампа кандидатом на выборы независимо от приговора
Экономика
Сохранение сделки ОПЕК+ укрепит котировки на уровне 90$
Мир
Швейцария не присоединится к запретам ЕС в отношении российских СМИ
Мир
В МИД РФ объяснили, почему Швейцария больше не может считаться нейтральной страной
Общество
Синоптики предупредили москвичей о возможных дождях с грозой и градом 3 июня
Мир
В Японии произошло землетрясение магнитудой 5,9
Мир
Эксперт назвал признание Зеленским Палестины попыткой «задобрить» арабские страны
Экономика
Корпоративный портфель Райффайзенбанка сократился почти втрое с февраля 2022-го
Мир
Трамп пообещал Нурмагомедову остановить войну в Палестине
Армия
Российские танкисты рассказали «Известиям» о помощи пехоте в наступлении
Армия
Расчет ЗРК «Тор-М2» уничтожил разведывательный беспилотник ВСУ «Лелека-100»
Мир
В Румынии заявили об обсуждении возможности передачи Украине системы Patriot
Наука и техника
В России создали устройство для оценки эффективности иппотерапии
Общество
Политолог заверил в уязвимости ЗРК Patriot в случае их использования против ВКС РФ

Испанский воротник

Эксперт РИСИ Игорь Пшеничников — о долговечности нового правительства в Мадриде
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Испании новое правительство. Уже состоялось его первое заседание. В королевстве завершился многомесячный политический кризис. Он длился фактически с июня 2018 года, когда в отставку досрочно ушло правительство консервативной Народной партии (НП), отдав государственный штурвал социалистам. Только в минувшем году в стране дважды проводились внеочередные парламентские выборы с последующими безуспешными до сего дня попытками лидера Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) Педро Санчеса найти партнеров для правительственной коалиции. Теперь ему удалось договориться с теми, с кем еще совсем недавно союз казался невозможным. Это довольно радикальное левое движение Unidas Podemos (UP, «Вместе мы сможем»).

У нынешней ситуации есть как минимум две изюминки. Одна заключается в том, что это первое не монопартийное, а коалиционное правительство за всю новую демократическую историю Испании. Практически все время после смерти диктатора Франко в 1975 году на политической арене Испании были два главных игрока — социалисты в лице ИСРП и консерваторы в лице Народной Партии, которые попеременно набирали большинство в парламенте и формировали однопартийные правительства. С недавнего времени в парламент ворвались и другие силы, которые ранее были маргиналами, — как с левой, так и с правой стороны политического спектра. Прежде всего это уже упомянутое левое движение Unidas Podemos, правая партия Vox, а также ряд малопредставительных региональных партий, в том числе каталонских, которые все вместе, однако, представляют собой определенную силу как потенциальные партнеры вероятных правительственных коалиций.

Вторая изюминка заключается в большом вопросе — насколько прочно новое коалиционное правительство, или далека ли Испания от очередного затяжного политического кризиса? Первые шаги нового кабмина покажут, насколько он, уже будучи левым в силу участия в нем ИСРП, может еще более полеветь из-за союза с левыми радикалами. Дело в том, что движение UP всегда находилось не просто в маргинальной, левой зоне политического спектра, но включала в себя откровенно радикальных политиков, которых в другое время назвали бы экстремистами.

UP сравнивают с известной радикальной греческой партией СИРИЗА, успех которой на выборах в Греции якобы вдохновил испанских левых разного толка сформировать аналогичное движение из нескольких разрозненных группировок. В рядах UP много тех, кто называет себя и троцкистами, и сторонниками левых латиноамериканских движений, и т.д., и т.п.

Учитывая свой радикализм, движение UP, вероятно, даже не рассчитывало получить когда-нибудь места в правительстве. Но постоянные неудачи Педро Санчеса найти союзников для коалиционного правительства обернулись для Unidas Podemos удачей. И пять членов этой партии, включая ее лидера Пабло Иглесиаса, который стал вице-премьером, вошли в новое правительство, которое в целом насчитывает 22 министра, не считая премьера.

Уже анонсированные новым кабмином переговоры между работодателями и профсоюзами о повышении минимальной зарплаты станут лакмусовой бумажкой, которая покажет, насколько радикален будет «левый поворот» нового испанского правительства. На данный момент минимальная зарплата в Испании — €900 в месяц. На первых порах планируется поднять планку до €1 тыс. Но UP ранее заявляло, что хочет добиться повышения на 60%. И этот сигнал уже вызвал беспокойство в бизнес-среде.

Пока неясно, как далеко влево может пойти премьер-министр Санчес, учитывая, что через своих министров UP будет пытаться проводить свою ультралевую политику. Unidas Podemos, например, полагает, что вся социальная сфера, в которую входят, в частности, культура, образование, здравоохранение, транспорт, информация и ЖКХ, должны быть в руках государства. UP не видит частного предпринимательства в этих областях. И остается вопросом, как поведет себя партия на этот счет, уже будучи облеченной исполнительной властью. Означает ли это, что новое правительство Испании будет «сильно социалистическим» и премьер-министр Санчес не сможет делать реверансы в пользу крупного капитала и бизнеса? Не поставит ли это под сомнение целостность кабмина и не будет ли страна снова ввергнута в политический кризис?

Испанская пресса, конечно, много спекулирует по поводу того, насколько долговечна и прочна будет новая коалиция из-за залихватских планов UP. Как пишет El País, «все жесты и послания, которые делаются как социалистами, так движением Unidas Podemos, направлены на то, чтобы отогнать призрак того, что это правительство будет нестабильным и продлится очень недолго». И понятно, почему. Во-первых, никто в Испании не хочет слышать об очередных досрочных парламентских выборах и о новом политическом кризисе. Это уже будет похоже не на представительную демократию, а на театральное политиканство и неспособность договориться ради спокойного управления страной.

Во-вторых, парламентское коалиционное большинство ИСРП и UP, как пишет El País, «скудное и сложное». При этом оппозиция в лице Народной партии (правившей до лета 2018 года) крепка. И потому возможные внеочередные выборы, которые могут быть назначены из-за вероятного развала коалиционного правительства, не гарантируют ни для ИСРП, ни тем более для UP достаточного числа мест в конгрессе депутатов и, соответственно, возможности вновь формировать кабинет министров. В-третьих, движение Unidas Podemos, что называется, дорвалось до власти и получило уникальный шанс воплотить в жизнь нечто подобное тому, о чем его члены могли говорить только на страницах своей печати или на дружеских сходках в кафе.

Поэтому можно предположить, что обе участницы коалиции будут держаться друг за друга и выступать с единых позиций даже по спорным вопросам, которые будут представлены как не вызывающие разногласий. Педро Санчес уже сказал по поводу разношерстности своего кабинета, что «все члены правительства будут петь на свой лад, но одни и те же слова». Между тем более связанным в этой ситуации выглядит именно он сам. Ему как воздух нужен сам факт формирования правительства. В противном случае после многомесячных неудачных переговоров о коалиционном кабинете лидер ИСРП мог бы бесславно завершить свою политическую карьеру, будучи еще довольно молодым. И, учитывая это обстоятельство, движение Unidas Podemos может сыграть для Санчеса роль «испанского воротника» — известного инструмента пытки инквизиции, который не давал «испытуемому» возможности ни свободно передвигаться, ни прилечь, ни присесть. И еще надо посмотреть, кто, ИСРП или UP, будет в этой ситуации хвостом, а кто — собакой.

Автор — эксперт РИСИ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир