Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Общество
В Оренбуржье направили 1 млрд рублей на выплаты жителям в связи с паводком
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека

Наш современник

Театровед Григорий Заславский — о талантах и внутренней свободе Галины Волчек
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Галина Борисовна Волчек — безусловно, великий человек. Последний из создателей «Современника», кто еще продолжал работать, последний свидетель того, как рождался этот главный театр оттепели и один из ведущих сценических коллективов мира.

Она была выдающейся актрисой, в чем мог убедиться каждый, кто бывал на спектаклях. Как она играла Анну Андреевну в «Ревизоре» Валерия Фокина! Это была какая-то невероятная, упоительная, остроумная игра, от которой она сама получала огромное удовольствие, хотя потом не раз говорила о том, что не чувствует потребности выходить на сцену. Но главное — для публики это было огромным впечатлением.

Вместе с тем она была и выдающимся режиссером — причем, на мой взгляд, недопризнанным. Более того, на протяжении десятилетий она подвергалась травле критиков, хотя достаточно посмотреть (пьесу) «На дне», к счастью, сохраненную на пленке, или идущий и сегодня невероятно живой спектакль по прозе Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», чтобы понять, насколько это сильный постановщик. Волчек умела, как и Марк Захаров, делать спектакли на десятилетия. Кто из сегодняшних режиссеров способен создать театральный организм, который и спустя тридцать лет останется здоровым и нерасшатанным? Волчек могла, как мало кто.

Она единственная из советских режиссеров имела успех на настоящем Бродвее с долгими гастролями. К сожалению, я уверен, что немногие из сегодняшних постановщиков, даже самых известных, могут выдержать такое испытание.

Галина Волчек вывела в жизнь не одно поколение актеров. Опять же, здесь можно провести сравнение с Марком Захаровым: они оба умели делать звезд. Марина Неелова, Валентин Гафт, Василий Мищенко, Алена Бабенко, Чулпан Хаматова, Авангард Леонтьев, Галина Петрова… Неловко, что я многих сейчас не называю, можно долго перечислять артистов, которые прославились в ее спектаклях, в ее театре.

Она открывала и драматургов. Ставя новые тексты на сцене «Современника» и отстаивая их, Галина Борисовна не боялась советской власти, хотя не была партийной, не состояла депутатом в Верховном совете. Драматурги сами приносили ей свои сочинения и оставляли на служебном входе. А она прочитывала и давала дорогу действительно талантливым. Так стали известны Николай Коляда, Владимир Малягин и другие.

О Галине Волчек можно говорить часами, потому что она действительно была великой личностью. Редкий случай: без какого бы то ни было преувеличения ее можно назвать человеком-эпохой. Многие годы она находилась на вершине признания, общалась с президентами, миллионерами, звездами. Но при этом оставалась свободной. И в этом еще один ее уникальный талант.

Автор — театровед, ректор ГИТИСа

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир