Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Каире 4 мая пройдет встреча при участии Египта, Израиля, Катара, США и ХАМАС по Газе
Мир
В Госдепе США заявили о необходимости сотрудничать по вопросам космоса с Россией
Мир
Военкоматы на Украине смогут штрафовать граждан заочно и без суда
Мир
Суд в Непале постановил снизить количество разрешений на покорение Эвереста
Мир
В Вашингтоне при стрельбе у школы пулей зацепило ученицу
Здоровье
В Роспотребнадзоре рассказали о защите от клещей
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Финляндии дать сведения о задержанных россиянах
Мир
Кандидат в президенты Литвы назвал Крым российским
Мир
Эксперты МАГАТЭ сообщили о многочисленных выстрелах возле ЗАЭС
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ее имя было неразрывно связано с самим понятием русского театра более полувека — с тех самых пор, когда Галина Волчек впервые вышла на сцену «Современника». Сегодня Галины Борисовны не стало. Кажется, даже огни рампы отныне будут светить вполнакала — без ее таланта, энергии и невероятного чувства сцены. «Известия» отдают дань уважения величайшему режиссеру ХХ столетия.

Она родилась 19 декабря 1933 года в артистической семье: отец — известный кинорежиссер, лауреат нескольких государственных премий; мать — сценаристка-вгиковка. Отрочество будущей звезды театра прошло в тяжелые военные годы, в эвакуации. В 1946 году к общей неустроенности послевоенного быта добавилась и личная драма: родители расстались. Галя осталась с отцом, вскоре бросила школу и сдала экзамены экстерном. Никто не прочил ей большого будущего, но, к удивлению родных и знакомых, девочка успешно поступила в Школу-студию МХАТ. Одного из ее преподавателей звали Олег Ефремов...

Художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек ( в центре) на традиционном сборе труппы перед началом нового сезона

Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек (в центре) на традиционном сборе труппы перед началом нового сезона

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В 1956 году Волчек вошла в группу молодых актеров, выпускников Школы-студии, собранных Ефремовым для нового, революционного (хотя, конечно, тогда таких слов тщательно избегали) театра, получившего название «Современник». В те времена это само по себе было событием: первый за долгие годы театр, созданный без повеления «сверху», по инициативе самих людей сцены. Атмосфера оттепели в стране сделала свое, и «Современник» очень быстро занял место в сердцах театралов Москвы, а затем и всей страны. Дальнейшее, как говорится, история: уже в 1970-е «Современник» превратился едва ли не в самый главный театр страны, задававший и темп, и тональность театральному процессу Страны Советов. С 1972 года главным режиссером «Современника» была Волчек (в 1989-м она стала и художественным руководителем). И именно ей было суждено вывести театр с Чистых прудов на международную орбиту, одной из первых прорвать железный занавес, поставив «Эшелон» Рощина на сцене в Хьюстоне. Сегодня подобный культурный обмен воспринимается как нечто обыденное, но тогда сам выезд советского режиссера за границу был делом экстраординарным — для обеих сторон.

Галина Волчек на Творческом вечере

Галина Волчек на творческом вечере

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Говоря о Волчек, обычно вспоминают ее великие постановки на сцене «Современника» — «Три сестры», «Двое на качелях», «Крутой маршрут». Но несправедливо было бы обойти вниманием и Волчек-актрису и не только театральную. Ее блестящие актерские работы в кинематографе запоминаются с первого кадра — будь то трагическая Регана в «Короле Лире» Козинцева или совершенно, казалось бы, проходная, безымянная покупательница магнитофона в «Берегись автомобиля».

Она всегда шла чуть впереди — и чуть в стороне, не подстраиваясь под «тренды» и требования момента. «Я всегда (и раньше, и теперь) понимала, что подделываться под моду — последнее дело, надо моду приспосабливать к себе, но не проходить мимо нее — ни в коем случае. Тогда это уже будет консерватизм», — писала Галина Борисовна в своем блоге. Что само по себе говорит, кстати, о ней многое: Волчек всегда была открыта к экспериментам, к новому и на сцене, и в обычной жизни. В отличие от многих людей ее поколения она не боялась интернета, не боялась и всех технологических чудес, которые пришли в последние десятилетия в театр.

Но главным в театре для нее, конечно, оставались люди — зрители. «Для меня театр — это полный зал затихших людей, сопереживающих тому, что происходит на сцене. То, что называл Станиславский «вольтовой дугой», когда энергия идет со сцены в зал и возвращается обратно. Это всегда было и, уверена, останется приоритетом русского театра», — говорила Волчек в своем последнем интервью «Известиям».

Владимир Путин поздравляет Галину Волчек с юбилеем

Владимир Путин поздравляет Галину Волчек с юбилеем

Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

Кажется, совсем недавно мы отмечали юбилей Волчек — и лучшим подарком для нее стало тогда возвращение «Современника» в родные стены на Чистых прудах. «Вас по праву считают безгранично талантливым, увлеченным человеком — подлинным творцом и созидателем. Вера в высокое предназначение искусства, ответственное отношение к своему призванию, любовь к родному театру и зрителям — в полной мере воплотились в вашем вдохновенном творчестве, в служении российской культуре, людям, стране, снискали вам непререкаемый авторитет и огромное уважение», — так поздравил Волчек с 85-летием Владимир Путин. К 86-му дню рождения ей был сделан еще один подарок — открылась заново Другая сцена театра.

Когда уходит великий артист, принято говорить «ушла эпоха». О Галине Борисовне этих слов, пожалуй, мало. Она была больше, чем эпохой, она была самим театром — его душой и духом. После нее русский театр уже не будет тем потрясающим, невероятным зрелищем, которому рукоплескали зрители от Москвы до Нью-Йорка и от Тбилиси до Хельсинки. Как говорила о своем театре сама Галина Борисовна: «У нас не просто место работы, у нас театр-дом. Когда приходят наши ребята и говорят: «Мы хотим пожениться. Можно свадьбу сделать в «Современнике»?» Я отвечаю: «Конечно». Или несчастье какое-то: «Можно мы почтим память родных в театре, сделаем прощальный вечер?» — «Конечно». В эти дни в этот дом пришло самое большое горе. Прощайте, Галина Борисовна.

Прямой эфир