Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В понедельник, 11 ноября, исполняется 45 лет Леонардо Ди Каприо, актеру, который уже почти три десятилетия умудряется разбивать сердца одновременно зрителей (и, конечно, зрительниц) и кинокритиков, что не удается никому из его ровесников. Журналист Алексей Королев специально для «Известий» рассказал о том, как актер-самоучка стал главной звездой мирового кино и почему «Титаник» обязан Ди Каприо куда больше, чем актер — «Титанику».

Талантливый мистер Лео

Голливуд всегда нуждался в юных кинозвездах. Джуди Гарланд и Микки Руни, Ширли Темпл и Татум О’Нил, Дакота Фэннинг и Маколей Калкин, Хэйли Джоэл Осмонт и Элайджа Вуд, Джоди Фостер и Кирстен Данст — у каждого поколения был свой чудо-ребенок, который растворял непосредственность в искренности и все соглашались, что это и есть талант. Практически никто из них не оставил актерскую профессию, повзрослев (в отличие, кстати, от аналогичных звездочек советского кино), из некоторых выросли вполне себе крупные по цеховым меркам фигуры.

И всё же Леонардо Ди Каприо в этом ряду стоит особняком. Начав кинокарьеру в 13, он не проснулся знаменитым. Зато впоследствии не просто удержался в высшей лиге — неуклонно рос как актер, последовательно и не торопясь беря всё новые вершины, пока к 45 годам не превратился в главную звезду мирового кино (кто бы что ни говорил про Дауни-младшего, Деппа и Круза).

Ди Каприо вырос в Лос-Анджелесе — географические обстоятельства, разумеется, сыграли в выборе ремесла главную роль (хотя ребенком он мечтал о карьере морского биолога). Он не посещал курсов актерского мастерства, не кончал престижный университет (строго говоря, он и школу-то толком не окончил) — то, что он актер от бога, стало понятно, когда Ди Каприо не исполнилось и двадцати.

Джонни Депп и Леонардо ДиКаприо в кадре

Джонни Депп и Леонардо Ди Каприо в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа?»

Фото: Paramount Pictures

Так случилось, что ему сразу же страшно повезло — партнером по первой серьезной работе, «Жизнь этого парня» (1993), был Роберт Де Ниро, а по второй — «Что гложет Гилберта Грейпа?» — Джонни Депп. Кроме того, вторая картина попала в число тех, которые каждый год выбирают американские критики в качестве «любимого уродца» — прессе нравится возносить малобюджетный фильм, не слишком обласканный кассой. Ди Каприо, впрочем, сыграл и впрямь хорошо и в 18 лет получил первую номинацию на «Оскар». Это означало путевку в большую жизнь — и действительно, он сразу же получил кучу соблазнительных предложений.

Он выбрал три — и не прогадал. Если в «Быстром и мертвом» Сэма Рейми он все ещё эксплуатировал образ восторженного щенка, а в «Дневниках баскетболиста» был слишком «играбельный» персонаж — юноша-наркоман, то «Полное затмение» Агнешки Холланд стало чем-то вроде удостоверения с печатью: «Талант есть, и огромный, использовать по назначению».

Виртуозный дуэт с Дэвидом Тьюлисом, сложнейший драматический материал — преступное влечение друг к другу двух гениев, Рембо и Верлена, требовательный режиссер. Ди Каприо справился блестяще — строго говоря, с точки зрения ремесла это до сих пор одна из лучших его ролей. На борт «Титаника» Ди Каприо взошел самым многообещающим актером Голливуда.

В поисках режиссера

Про главный блокбастер в истории кино (дело в не в собранных «Мстителями» или «Аватаром» суммах — понятие «блокбастер» не исчерпывается содержанием кассы) нужно понимать, в числе прочего, следующее. Значение Ди Каприо в успехе ленты, которую главным образом ценят за технологическую масштабность, колоссальное. Не то чтобы Лео продемонстрировал какую-то нечеловеческую актерскую глубину (особенно по сравнению с тем же «Полным затмением»), да и сценарий «Титаника», откровенно говоря, плосковат. Но 23-летний исполнитель главной роли сумел проделать очень сложную штуку — не перетягивая на себя канат, не приковывая слишком большого к себе внимания, добиться того, что зрители не только смотрели на взмывающие до неба волны, но и следили за драматургическими перипетиями, что называется, иногда могли «выдыхать». Именно благодаря Ди Каприо «Титаник» не остался в памяти просто выдающимся аттракционом.

Главный вопрос, который возникает после столь грандиозного успеха, — а что же будет дальше? Следующую роль Ди Каприо ждали затаив дыхание — и дождались. Не то чтобы короля Людовика и его заточенного в Бастилии двойника Ди Каприо сыграл как-то особенно бездарно — просто «Человек в железной маске» сам по себе оказался убийственно плох.

кадр из фильма Человек в железной маске с Леонардо Ди Каприо

Кадр из фильма «Человек в железной маске» с Леонардо Ди Каприо

Фото: MGM/UA

Из-под листьев заслуженно полученной «Золотой малины» Лео выбирался пять лет, призывая на помощь Вуди Аллена («Знаменитость»), Дэнни Бойла («Пляж») и Стивена Спилберга («Поймай меня, если сможешь»), всё вроде бы было неплохо, да не то. Теперь-то понятно, что Ди Каприо просто лихорадочно искал своего главного режиссера — и нашел его в 2002 году.

К моменту начала работы над «Бандами Нью-Йорка» Мартин Скорсезе уже больше 10 лет, с «Мыса страха», пребывал в полноценном творческом болоте. «Казино», «Кундун», «Век невинности» — при всей их мастеровитости — конечно, очень странно смотрелись в фильмографии автора «Таксиста», «Короля комедии» и «Бешеного быка». Скорсезе остро нуждался в новом любимом актере, втором Де Ниро — и нашел его. Выражение «сошлись звезды» никогда еще не было столь недвусмысленно уместным.

Судьба актера в Америке

Союз Ди Каприо и Скорсезе это не просто пять фильмов за 10 лет, фильмов, среди которых нет ни одного даже посредственного, не то что неудачного. Это тот самый идеальный симбиоз, который так часто встречается в дикой природе и почти никогда — в искусстве. Скорсезе расширил диапазон Ди Каприо, доказав, что он может играть человека любого века, ранга и даже возраста (правда, это последнее наилучшим образом доказал всё же Клинт Иствуд, сняв Лео в «Эдгаре Гувере»). Ди Каприо же буквально влил в старые скорсезевские меха новое вино — немолодой уже режиссер снимает с азартом и страстью, которые, казалось, иссякли у него еще в 1980-е.

Для звезды его уровня Ди Каприо довольно редко снимается — всего восемь фильмов за последние 10 лет (для сравнения: Том Круз — в 11, Роберт Дауни-младший — в 14, про какого-нибудь Дуэйна Джонсона с его 25 работами и говорить нечего), зато без единого провала и даже «проходняка». Он не снимается в сериалах и не озвучивает мультфильмы, неутомимо меняет моделей в собственной спальне, его Twitter и Instagram неописуемо скучны и формальны и заведены только потому, что «надо».

Леонардо Ди Каприо на премьере фильма

Леонардо Ди Каприо на премьере фильма

Фото: Global Look Press/Kento Nara/Geisler-Fotopress

Столь же стерильна и его общественная жизнь — ни одного существенного скандала или даже развода (оно и понятно: для того чтобы развестись, нужно сперва жениться, а это не к Лео). Словом, совершеннейшая звезда золотого века Голливуда — ну, с поправкой на увлечение экологической проблематикой, чему, кажется, он отдает всё время, оставшееся от съемок и моделей.

И насколько же эта своеобразная старомодность оказалась уместной в тарантиновском «Однажды в Голливуде», за который Ди Каприо, конечно, обязаны дать его второй «Оскар»: мало кто так тщательно, до самых тонкостей, изучил, что это значит — быть большим актером в «Городе, полном мишуры».

Прямой эфир