Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Военкоматы на Украине смогут штрафовать граждан заочно и без суда
Мир
Суд в Непале постановил снизить количество разрешений на покорение Эвереста
Мир
В Вашингтоне при стрельбе у школы пулей зацепило ученицу
Здоровье
В Роспотребнадзоре рассказали о защите от клещей
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Финляндии дать сведения о задержанных россиянах
Мир
Кандидат в президенты Литвы назвал Крым российским
Мир
Эксперты МАГАТЭ сообщили о многочисленных выстрелах возле ЗАЭС
Мир
На Украине банкам и ломбардам запретили брать в залог дроны
Здоровье
Эксперт дал советы по выбору куличей и яиц к Пасхе
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц

ИИзменение сознания: какими должны быть профессионалы будущего

Как развитие технологий повлияет на кадровую политику и к чему еще готовиться в ближайшие 15 лет
0
Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ближайшие 15 лет финансовая сфера в России и мире значительно изменится — в первую очередь из-за внедрения искусственного интеллекта. От работников будут требовать меньше технических навыков и больше социальных и эмоциональных. Так считают участники пленарной дискуссии форума инновационных финансовых технологий Finopolis, который прошел в Сочи в середине октября. Но как подготавливать таких специалистов? И к каким еще изменениям нужно готовиться? Об этом — в материале «Известий».

ИИ и регулирование

Финтех, в том числе российский сегмент, движется в сторону максимальной цифровизации и автоматизации бизнес-процессов. Это удобно и клиентам, и компаниям. Первые получают услуги высокого качества с наименьшими затратами по времени, вторые экономят человеческие ресурсы и повышают безопасность и доверие потребителей. К примеру, участники пленарной дискуссии на Finopolis высказали предположение, что в будущем банки перестанут нуждаться в отделениях — большинство действий и операций можно будет совершать в интернете.

Активное внедрение ИИ неизбежно приведет к изменению кадровой политики в финтехе. Эксперты уверены: главными навыками специалистов станут креативность, эмоциональный интеллект и умение общаться. Людям придется перестраивать свое понимание профессиональных компетенций.

По словам руководителя фонда «Талант и успех» Елены Шмелевой, через 15 лет технологии позволят значительно сберегать время, но они смогут справиться далеко не со всеми задачами.

— Я считаю, что идея и ответственность за ее внедрение станут главным фактором, который позволит усилить всё то, что мы получаем, экономя время. В этом плане повысится роль творчества, потому что вся рутина, мы надеемся, уже будет автоматизирована к этому времени. Понадобятся новые идеи. Они не возникнут из развития искусственного интеллекта, а будут все-таки формироваться за счет контакта человека с идеей, с природой, с социумом, с культурой, с окружающим миром в целом, — подчеркнула она.

С ней солидарен основатель банка «Тинькофф» Олег Тиньков.

— Эмоциональный и социальный интеллект — это намного важнее, потому что невозможно оцифровать, заменить креатив, креативное мышление. И, если вы хотите, это по-русски называется — переводчикам сейчас будет плохо, — «чуйка». Как это можно оцифровать? — сказал он на дискуссии.

Использование искусственного интеллекта в финтехе рождает еще одну трудность — как его регулировать? С одной стороны, есть требования законодательства, борьба с отмыванием денег и мошенничеством, с другой — клиент хочет быстрее, дешевле, качественнее и безопаснее. Нередко банки не могут полностью удовлетворить потребности людей из-за регуляторных ограничений, а регулятор в то же время не может их отменить.

Председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина согласилась, что контроль со стороны государства должен быть максимально гибким и удобным для банков и клиентов, но это сложно.

— Давайте работать вместе, — обратилась она на пленарной дискуссии к представителям банковского сектора. — Другого способа я пока не вижу, потому что требования останутся. Мы стараемся сделать их более прозрачными, риск-ориентированными, вместе с Росмониторингом, нашим специализированным агентством. Но эти требования останутся, и финансовая система должна будет вместе с ними научиться работать. Давайте вместе подумаем, как это сделать наиболее удобным для вас способом.

Набиуллина добавила, что регулятору тоже необходимо трансформироваться.

Нам нужно будет перестраиваться, потому что мы привыкли регулировать по институтам. Вот есть банк, мы знаем, как его регулировать. Есть страховая компания: мы понимаем приблизительно ее риски, регулируем. А ландшафт финансового сектора изменится, и нам надо будет меняться. Важно, чтобы регуляторы финансового рынка были гибкими и открытыми к инновациям, — подчеркнула глава Банка России.

ИИ и кадры

Внедрение ИИ даст компаниям важное конкурентное преимущество. В конце концов в гонке будут побеждать те, кто сможет максимально автоматизировать бизнес-процессы, сделать их эффективными, а анализ данных — быстрым.

Стратегии у всех разные. Кто-то в первую очередь делает акцент на клиентоориентированность, другие усиливают кибербезопасность, третьи используют ИИ при продажах. Например, банк ВТБ запустил кросс-канальную систему противодействия мошенничеству на базе методов машинного обучения. Росбанк с помощью технологий выбирает подходящие места для отделений, а Бинбанк смог снизить стоимость привлечения клиентов с помощью ИИ в маркетинге.

Над автоматизацией бизнес-процессов последовательно работает банк «Тинькофф». К примеру, если раньше каждый заполненный клиентом документ проверял человек, то теперь 60% таких бумаг обрабатывает ИИ. Стоимость этих действий в компании за последний год снизилась в два раза. Технологии помогают и при верификации. Например, до внедрения технологии распознавания речи Tinkoff VoiceKit приходилось уточнять личность человека по паспортным данным, специальным вопросам и ключевым словам, теперь программа узнает клиента по лицу и голосу.

— Там, где возможно применить ИИ, мы точно будем его применять: это делает продукт не только дешевле, но и качественнее для наших клиентов. В сотрудниках мы будем развивать человеческие качества — креатив, целеполагание, эмпатию. Это тоже важно, чтобы делать востребованный, качественный продукт, — отметил вице-президент «Тинькофф» Константин Маркелов.

Но для развития ИИ важно привлекать IT-кадры. Сейчас российские вузы не в состоянии выпускать столько специалистов, сколько нужно компаниям. К тому же бизнес не может полагаться на классическое образование: программы университетов и институтов быстро устаревают и не успевают за развитием технологий.

Предпринимателям остается самим выращивать кадры. По такому пути пошел «Тинькофф»: компания создала специальные образовательные IT-программы для школьников и студентов сразу по нескольким направлениям. Это курсы для студентов «Финтех-школа», для школьников — Tinkoff Generation, академические программы с вузами, проект Tinkoff Internship, а также мероприятия: хакатоны, олимпиады, встречи с выпускниками и так далее. Участники программ получают возможность показать свои способности, а сотрудники банка — увидеть их. После обучения и практики студенты, к примеру, могут получить работу в «Тинькофф» и решать задачи, которые стоят перед бизнесом здесь и сейчас.

Прямой эфир