Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Запаситесь специальным набором на случай изнасилования, и тогда вряд ли парень (или девушка) на вечеринке осмелится приставать, уверены создательницы бруклинского стартапа MeToo Kit. Они предложили закупить в кампусы коробки с инструментами для самостоятельного сбора доказательств сексуального насилия, чтобы поддержать попавших в трудную ситуацию, — ведь движение MeToo в первую очередь о поддержке. Предпринимательниц, однако, обвинили в моральной и юридической безответственности. Пока авторы разоблачения о продюсере Харви Вайнштейне один за другим выпускают книги, активисты констатируют, что реальная проблема едва ли сдвинулась с мертвой точки. Подробности — в материале «Известий».

Сам себе следователь

«Наша миссия — помочь жертвам сексуального насилия, у которых нет возможности обратиться в полицию или больницу для неотложного сбора образцов ДНК», — пишут создатели MeToo Kit, набора для проведения самостоятельного медицинского освидетельствования для жертв насилия. Они обещают простоту в использовании, конфиденциальность данных и доступную цену. Какую именно — неизвестно, чтобы получить набор (а входят в него палочки для взятия образцов, баночка для слюны и герметичные пакеты), нужно встать в очередь.

Авторы MeToo Kit также заявляют, что эти доказательства можно будет использовать в суде против насильника. Целевая аудитория — студенты, для которых набор должен стать гарантией сексуального здоровья и безопасности. Каждая четвертая девушка и 4% парней подвергаются тем или иным формам сексуального насилия во время учебы в колледже или университете, причем сообщают об этих случаях единицы — 20% пострадавших, по статистике общественной организации Rape, Abuse & Incest National Network. С MeeToo Kit ситуация изменится, уверены активисты, — само по себе существование набора должно остановить насильника.

Содержимое набора для самостоятельного медицинского освидетельствования
Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Bill Ingram

Правда, описание продукта разнится. И в стандартной рубрике «вопросы-ответы» создатели признают, что вообще-то не факт, что собранные с помощью набора доказательства будут приемлемы в суде, но «мы будем лоббировать» продукт. Изначально на сайте значился слоган типа «Долго ждать 4–6-часовую официальную процедуру? Поприветствуйте MeToo Kit!».

Автор цитаты

Инновационные методы борьбы с насильниками в кампусах не первый раз вызывают критику. В 2014 году группа американских студентов рассказала о разработке лака для ногтей, работающего как проявитель наркотиков и усыпляющих средств. То есть если опустить палец в напиток на вечеринке, можно вычислить, если в него что-то подмешали.

Проект нью-йорского стартапа не получил той поддержки, что привычно следует за обвинением в харассменте в адрес очередной звезды. В теории идея хорошая — по разным причинам (будь то недоверие полиции, занятость медиков или незнание языка) жертвы не заявляют о преступлении. Только вот домашний набор «cделай сам» проблему не решает — он вообще не включает необходимые процедуры, что делает инициативу морально и юридически безответственной, заявили в организации по защите жертв насилия Day One.

Девушка в отделении полиции
Фото: Depositphotos

«Создатели этих наборов беззастенчиво пытаются извлечь выгоду из движения #MeToo, при этом вводя в заблуждение жертв насилия, заявляя, что это жизнеспособная альтернатива судебной экспертизе», — заявила генеральный прокурор штата Мичиган, член Демократической партии Дана Нессель. Проще говоря, жертва потеряет не только возможность добиться справедливости, но еще и деньги. Нессель направила 23-летней главе стартапа Мэдисон Кэмпбелл письмо с требованием отказаться от поставок набора в Мичиган.

Ее позицию поддержал генеральный прокурор Северной Каролины, окружная прокуратура Манхэттена, а также общественные организации по защите жертв насилия нескольких штатов.

Под знаком Вайнштейна

Движение MeToo, имя которого получил набор, зародилось еще в 2006 году с подачи правозащитницы Тараны Бёрк, которая работала с подростками — жертвами сексуального насилия. Спустя 11 лет после разоблачения домогательств продюсера Харви Вайнштейна актриса Милана поставила одноименный хештег — и понеслось.

Пока в СМИ обсуждают первое с 2017 года публичное появление Кевина Спейси (тот прочитал в Национальном музее Рима поэму «Боксер» Габриэля Тинти), которого обвинили в насилии и приставаниях порядка 30 мужчин, в США отменили концерты нового фигуранта MeToo — оперного певца Пласидо Доминго.

10 сентября вышла книга She Said («Она сказала») о расследовании по делу Вайнштейна и цепочке последовавших скандалов журналисток New York Times Джоди Кантор и Меган Тухи, с разоблачительного материала которых и началась голливудская антихарассмент-революция. В 2018 году они поделили Пулитцеровскую премию с Ронаном Фэрроу из The New Yorker, книга которого Cath and Kill («Поймай и убей») — всё о том же Вайнштейне — выйдет в октябре.

Харви Вайнштейн

Харви Вайнштейн (в центре) покидает здание уголовного суда Нью-Йорка после очередного слушания по делу о домогательствах, 18 декабря 2018 года

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Lev Radin

Ронан Фэрроу связан с сексуальным скандалом 30-летней давности, который всплывает всё чаще, пока дела против Вайнштейна и Спейси разваливаются. Речь об обвинениях в изнасиловании семилетней приемной дочери в адрес режиссера Вуди Аллена — отца Фэрроу, выдвинутых еще в 1993 году. Впоследствии Ронан заявлял, что семейная история помогла ему понять жертв домогательств.

Автор цитаты

Однако в 2014 году, когда Дилан Фэрроу впервые выступила с публичным обвинением в адрес приемного отца, Ронан отмалчивался. Утверждает, что ему за это стыдно.

Из-за новой волны старых обвинений в США возникли проблемы с показом нового фильма Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке» — от ее проката отказалась Amazon. Сам Вуди Аллен продолжает настаивать, что полностью поддерживает #MeToo и даже мог бы стать ее рекламным лицом — актрисы на него не жаловались и платил он им, как и мужчинам.

Тем временем в реальном мире

В Голливуде #MeToo похож на затихающую грызню (реальным сроком пока закончилось дело об изнасиловании против Билла Косби). Не обошел он и другие сферы, в том числе гейминдустрию. В начале сентября стало известно о смерти канадского разработчика Алека Холовка. За несколько дней до предположительного самоубийства его публично обвинила в насильственных сексуальных действиях разработчица Зои Куинн. В посте, который девушка уже удалила, она, с одной стороны, подробно описывала, как именно над ней издевался Холовка, а с другой — подчеркивала, что не хочет никаких последствий.

Через несколько дней его уволила геймстудия. А еще через пару дней сестра разработчика сообщила о его смерти. Девушка заявила, что не может отрицать абьюза со стороны Алека — он страдал от ментального расстройства.

Автор цитаты

17 января частная волонтерская организация «Национальный центр безопасного спорта США»» публично предъявила обвинения в растлении малолетних спортсменок двукратному чемпиону США по фигурному катанию Джону Кафлину. На следующий день стало известно, что он покончил с собой. В предсмертной записке спортсмен отвергал все обвинения. Фигуристки в рамках #MeToo продолжали рассказывать, как Кафлин к ним приставал, и после его смерти.

Глобально MeToo, кажется, привел совсем не к тем последствиям, которых ожидали участники акции. По данным исследования, которое оказалось в распоряжении Forbes до публикации в научном журнале, 21% опрошенных мужчин и 12% женщин признали, что теперь неохотно берут женщин на работу, которая предполагает тесное взаимодействие с сотрудниками противоположного пола. Почти каждый пятый респондент-мужчина и порядка 6% женщин также признали, что после #MeToo вряд ли возьмут на работу привлекательную девушку. Такой расклад издание называет шокирующим. По иронии судьбы, пришли к выводу авторы исследования, борьба за права женщин снизила их шансы на трудоустройство.

Офисные работники
Фото: Global Look Press/David Oxberry

Два опроса разных исследовательских компаний показали, что более половины мужчин (50–60%) после MeToo стали чувствовать себя некомфортно при взаимодействии с женщинами. В декабре несколько десятков менеджеров с Уолл-стрит признались в беседе с Bloomberg, что из-за опасения за репутацию не обедают, не разговаривают наедине с коллегами-женщинами, да и попросту не берут их на работу.

До акции подобный опрос проводился для New York Times. Тогда 22% мужчин признались, что избегают встреч наедине с противоположным полом во избежание неловких ситуаций и возможных беспочвенных обвинений. Юристы отмечали, что такой подход может привести к обвинениям по другой статье — о дискриминации по половому признаку. Отказ брать на работу после MeToo может пройти по той же статье.

А что дальше

За два года власти разных уровней в США, по подсчетам USA Today, разработали 261 законопроект, так или иначе связанный с отстаиваемыми в рамках MeToo ценностями. За год до этого их насчитывалось не шибко меньше — 238. «Все думают, что с движением #MeToo произошли какие-то массивные изменения в законодательстве. Но это не так», — сетует президент женской адвокатской группы Legal Momentum Кэрол Муди. Это касается, в частности, повсеместного доступа к медсестрам, которые проводят освидетельствование, увеличения срока давности по подобным делам и предоставления бесплатных наборов для проведения экспертизы после нападения, как это делаю в Мичигане.

Медсестра
Фото: ТАСС/AP/Pat Sullivan

После критики от прокурора штата автор идеи MeeToo Kit Мэдисон Кэмпбелл напомнила, что именно в Мичигане начинал врач женской олимпийской сборной по гимнастике Лари Нассар, который осужден на 175 лет за растление нескольких десятков подопечных.

«Мы должны искать альтернативные способы решения этих проблем, а не пытаться подавить, как вы знаете, команду из двух девушек младше 25 лет, которые просто пытаются помочь людям», — заявила она, признавшись, что цену для набора еще не придумали, да и готов он будет в лучшем случае к весне 2020 года.

Прямой эфир