Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
В Чехии определились четвертьфиналисты ЧМ-2024 по хоккею
Мир
Глава ВОЗ заявил о крайне тяжелой ситуации в Газе и призвал Израиль снять блокаду
Мир
На Украине водители массово отказываются работать из-за усиления мобилизации
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обнаружения тела ребенка в реке в Москве
Общество
Автомобилистам в Москве рекомендовано быть внимательнее из-за тумана
Политика
В Госдуме объяснили отказ ООН принять проект РФ об оружии в космосе
Мир
Маск высмеял роль США «в защите демократии» на Украине
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Очередной «ярбух» Виктора Пелевина делится на две части и три самостоятельных вещи: молодежный мистический триллер «Иакинф», пародия на конспирологический интеллектуальный детектив «Искусство легких касаний» и очерк тюремных нравов «Столыпин». Критик Лидия Маслова прочитала весь opus magnum и волей-неволей представила его как книгу недели для «Известий»

Виктор Пелевин

Искусство легких касаний

Москва: Эксмо, 2019. — 416 с.

Применительно к Пелевину говорить об отдельных сочинениях не очень сподручно: он давно уже пишет некий надмирный метароман, где объясняет общее устройство мироздания, не склонного к принципиальным изменениям (меняется только дизайн), а потому предлагающего писателю стабильный круг привычных тем для вышучивания.

В «Иакинфе» четверо друзей отправляются на трекинг в Кабарду, где встречают мудрого седобородого проводника Акинфия Ивановича, который в процессе хождения по горам с любознательным молодняком постепенно трансформируется в Иакинфа (он же Гиацинт, друг Аполлона по ЛГБТ-линии), коротко знакомого с древним рогатым богом Баалом. Иакинф втирает «малятам» много полезной информации, в частности, объясняет, зачем на самом деле людям нужны дети.

Это, пожалуй, некая тематическая новинка для Пелевина, который вроде бы в своих книгах уже всё на свете разъяснил, но и к детскому вопросу подходит с присущей ему печальной трезвостью: конечно же, человек заводит детей не ради них самих, а в наивной попытке перехитрить время и откупиться от смерти.

Всё больше дистанцирующийся от реальной русской жизни в сторону общечеловеческой философии, Пелевин тем не менее предлагает в «Иакинфе» любопытный социальный срез, описывая четыре варианта карьеры, открывающейся в «новой России» перед молодым человеком: телевизионная говорящая голова средней руки (извините за анатомический казус), банковский брокер, замерщик в остеклительной фирме «Балконный материк» и социолог, осмысляющий вполне бессмысленную деятельность первых трех.

Целых четыре карьерных опции по нынешним временам — это много, можно сказать, целый веер головокружительных возможностей, между тем как искушенный читатель Пелевина давно знает, что всё кажущееся многообразие расходящихся тропок перед амбициозным юношей, обдумывающим житье, по сути сводится к двум: устроиться известно кем у клоунов или клоуном известно у кого.

Аналогичным образом борхесовский квартет базовых литературных сюжетов Пелевин (точнее, Иакинф) одним взмахом бритвы Оккама редуцирует до двух: «Вот был один латиноамериканец, который говорил, что сюжетов всего четыре. Я уже не помню, что там у него — какие‑то герои, крепости, путешествия. А по‑моему, сюжетов всего два. Первый — как человека убивают из‑за денег. Второй — как человека приносят в жертву». А уже на следующей странице писатель небрежным жестом бывалого иллюзиониста разоблачает оптический обман: у читателя просто двоится в глазах, а на самом деле это один сюжет с разных ракурсов.

В позапрошлой пелевинской «Лампе Мафусаила» обильно цитировался монументальный труд «Новейшая история Российского масонства» «заметного, но противоречивого и спорного» русского историка и философа К. П. Голгофского. Теперь Голгофский накатал собственно новеллу «Искусство легких касаний», детектив с культурологическими претензиями в духе «Кода да Винчи», основанный на реальных событиях — загадочной смерти его соседа по даче, генерала ГРУ Изюмина.

Расследование (усушенное в компактный дайджест услужливым ресурсом «Синопсис для VIPов», позволяющим себе комментировать с либеральных позиций «ватный» дискурс автора) приводит Голгофского в часовню при Калининградском кафедральном соборе, лионский бордель, знаменитое у парижских интеллектуалов Café de Flore, в норвежские фьорды и окрестности Сухума.

Завершается этот конспирологический травелог сенсационным открытием — современная духовная ситуация в Америке это на самом деле результат тщательно спланированной многолетней операции советских спецслужб под руководством генерала Изюмина, одержавшего блистательную победу: «…Его задачей было разрушить то главное, что делало Америку Америкой — ясный, рациональный и свободный американский ум. В идеале он хотел превратить США в такое же тупое и лживое общество, каким был Советский Союз семидесятых. Задачей Изюмина было свернуть свободу слова и создать в Америке омерзительную и душную атмосферу лицемерия».

америка статуя свободы
Фото: Depositphotos

Победа, однако, оказывается не окончательной — на запущенную Изюминым ментальную ядерную бомбу приходит американская ответка, накрывающая Голгофского на кратовской дачной улочке, озаренной вечерним солнцем, однако вместо прекрасного заката ученый с небывалой ясностью вдруг видит «скелет когда‑то великой страны, где всё настолько давно и надежно украдено, что нет никакой надежды ни на будущее, ни на прошлое».

Вторая часть «ИЛК», точнее, заключительная треть называется «Бой после победы» — как третий фильм советской кинотрилогии о разведчиках, снятой по повести Василия Ардаматского «Сатурн почти не виден» (это название первой части пелевинской книги, хотя всё это зашифрованное структурирование смахивает на легкое издевательство, как и украшающая форзац хулиганская криптоикона Сатурна в виде лося с клюшкой и надписью: «И нам, рогатым, откатывай!»).

«Бой» состоит только из одного «Столыпина», да в общем-то в пелевинском понимании и вся Россия состоит из одного «столыпина», в смысле вагона с сидельцами, занятыми обсуждением оттенков смысла между понятиями «зашкварить» и «зафоршмачить» (по виртуозности диалогов «Столыпин» приближается к уроку боевого НЛП в «Зале поющих кариатид», где растолковывались нюансы терминов «опущение» и «присоединение»).

Если «Иакинф» примерно так же предсказуем, как голливудский хоррор для юношества (удовольствие тут не в сюжетной неожиданности, а в манере повествования), то «Столыпин» готовит читателю своего рода сюрприз, связанный с появлением героев прошлой книги «Тайные виды на гору Фудзи» — олигархов Федора Семеновича и Рината Мусаевича, с помощью нового аттракциона, организованного стартапером Дамианом Улитиным, наконец-то вернувшихся домой после опасного буддийского путешествия к свету.

Виктор Олегович Пелевин не Дамиан — придумывать новые аттракционы для пресыщенной публики не нанимался, однако его поклонники почувствуют себя в нынешней книге как дома или как в любимом заведении, где им подадут проверенный ассортимент пищи для ума из продвинутых органических букв.

Прямой эфир