Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские страховщики приступили к разработке специальных продуктов для беспилотных транспортных средств, в том числе автомобилей. Об этом «Известиям» сообщили несколько крупнейших игроков рынка. Цена полиса на первом этапе будет выше стоимости традиционных ОСАГО и каско, но постепенно может снизиться. В Минфине не сомневаются, что предложения появятся в ближайшие годы, однако для введения обязательного страхования потребуются изменения в законодательство. Массовый продукт для беспилотных ТС стоит ждать не раньше 2030 года, отмечают эксперты и участники рынка.

Первый пошел

Крупные российские страховые компании заинтересовались продуктами для владельцев беспилотников, включая автономные автомобили.

— Это направление очень перспективно, мы планируем разработку соответствующих продуктов, — заявил «Известиям» руководитель центра управления страховым портфелем страхового дома ВСК Василий Бусаров.

Сейчас компания собирает статистические данные по эксплуатации беспилотной техники, изучает зарубежный опыт в этой сфере. В ближайшие 3–5 лет, по словам Бусарова, ВСК намерена предложить решения по страхованию всех видов беспилотников — как транспортных средств, так и летательных аппаратов.

Однако наиболее перспективное направление, полагают в компании, — страхование грузов, перевозимых дронами.

Такие проекты в России есть, и многие компании уже сейчас страхуют ответственность за доставку почты и грузов беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Группа «СОГАЗ» с конца 2015 года страхует гражданскую ответственность юридических лиц — владельцев беспилотных летательных аппаратов.

— По таким договорам покрывается вред жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при осуществлении деятельности, связанной с владением и эксплуатацией БПЛА, — сообщили «Известиям» в компании.

В «СОГАЗе» добавили, что «с учетом роста количества проектов, в рамках которых использование БПЛА является востребованным», компания прогнозирует увеличение спроса по этому направлению.

— Будущее беспилотников оптимистично — каждый день мы слышим о том, что та или иная компания занимается их тестированием либо внедряет доставку грузов с их помощью, — отметил в разговоре с «Известиями» директор по связям с общественностью компании «Ингосстрах» Карен Асоян.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Рудрон»

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Рудрон»

Фото: РИА Новости/Анна Огородник

Компания с октября 2018 года уже предлагает страховки владельцам дронов.

— Отмечаем рост интереса к этому продукту. Полис покрывает риски, связанные с ущербом здоровью и имуществу третьих лиц. Его стоимость начинается от 1,4 тыс. рублей в год, лимиты возмещения — от 50 тыс. до 300 тыс. рублей, — добавил Карен Асоян.

Ведущий специалист департамента «АльфаСтрахования» Александр Кондрашов назвал перспективы страховых продуктов для беспилотников «очень интересными». Пока здесь, так же как и в «Ингосстрахе», делают ставку на БПЛА.

Сейчас прорабатываются предложения по внесению изменений в законодательство о регистрации дронов и о требованиях к их страхованию, и это может стать прорывным инновационным продуктом, подчеркнул Александр Кондрашов. Он добавил, что компания с 2017 года работает с владельцами БПЛА — покрывает риск нанесения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате их эксплуатации.

Управляющий директор по автострахованию «Ренессанс страхования» Сергей Демидов отметил, что компания «внимательно следит за развитием направления, связанного с беспилотными автомобилями».

Создать базу

В мире к 2030 году рынок частных беспилотных автомобилей составит порядка $60 млрд, при этом около 70% будут занимать машины четвертого уровня автономности — с возможностью для водителя принять управление на себя, следует из недавней презентации национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет». При этом, согласно данным J’son & Partners Consulting, 33% этого рынка придется на Китай, 26% — на США, 21% — на Европу, а на все остальные страны, включая РФ, — оставшиеся 20%.

На первом этапе цена полисов для беспилотников будет выше, чем на продукты в традиционной транспортной сфере — ОСАГО и каско, отметил Василий Бусаров. По его словам, это связано с высокой неопределенностью по вероятной частоте и тяжести страховых событий, скромными объемами рынка и низкой конкуренцией. Но в перспективе 5–7 лет они могут начать снижаться. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя стоимость полиса ОСАГО в конце первого полугодия 2019-го составляла 5363 рубля. По данным ЦБ, в прошлом году средняя цена каско по договорам с физлицами составляла 28 тыс. рублей, с юрлицами — 70,3 тыс.

Генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож демонстрирует беспилотное такси

Генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож демонстрирует беспилотное такси

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев
Справка «Известий»

За рубежом также еще не выработали единого подхода и готовых страховых продуктов для автономных автомобилей. Для этого необходимо более плотное взаимодействие между производителями таких машин и страховщиками, отмечали в 2018 году аналитики международной страховой группы RSA в своем отчете. Они обращали внимание на пробелы в существующих механизмах распределения ответственности и андеррайтинга (страхования финансовых потерь).

Страховщики также отмечают, что появлению полноценного продукта для беспилотных автомобилей в РФ препятствуют «дыры» в законодательстве.

В частности, в пресс-службе «СОГАЗа» сказали «Известиям», что специальные полисы для беспилотных автомобилей будет целесообразно внедрять только после того, как в стране создадут детальную юридическую основу для их эксплуатации.

Действующие нормы страхования транспорта в стране не предусматривают какого-либо специального регулирования для беспилотных ТС, их нет также в ПДД, пояснили «Известиям» в пресс-службе Минфина. Это создает трудности, связанные как с понятийным аппаратом, так и с требованиями к операторам автономных машин и разработчикам ПО для них. При этом правовая неопределенность и отсутствие статистики, связанной с эксплуатацией беспилотных автомобилей, затрудняет реализацию норм ОСАГО. При этом в министерстве не сомневаются, что новые продукты для страхования таких ТС «несомненно, появятся, являясь неотъемлемой частью конкуренции среди страховщиков». Также в ближайшие годы, полагают в ведомстве, будут внесены соответствующие изменения в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». В министерстве подчеркнули, что сейчас владельцы беспилотников могут застраховать ответственность в рамках программ добровольного страхования.

В пресс-службе Банка России сказали «Известиям», что вопросы страхования беспилотного транспорта «должны решаться в увязке с регулированием движения таких ТС по дорогам общего пользования».

Беспилотное такси компании «Яндекс»

Беспилотное такси компании «Яндекс»

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Сегодня беспилотные машины уже тестируются на российских дорогах. Их разрабатывают несколько компаний — участников правительственного эксперимента. Постановление кабмина предполагает, что на весь период тестирования должен быть застрахован «риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц <... > на сумму 10 млн рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства».

В итоге цена страховки за каждый автомобиль составляет примерно 40–50 тыс. рублей, сказал «Известиям» пресс-секретарь НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.

В «Яндексе» сообщили «Известиям», что сейчас на дорогах Москвы тестируется шесть таких машин. На них получены и полисы ОСАГО.

Отдельный массовый продукт по страхованию высокоавтоматизированных ТС стоит ждать в России не ранее 2030 года, полагает Ярослав Федосеев.

Современные автомобили уже берут значительную часть управления на себя благодаря встроенным функциям, сказал «Известиям» партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Кислов. Но автолюбители не обвиняют программистов и инженеров в том, что их ошибки привели к аварии. Значит, виновником будет собственник до тех пор, пока не докажет, что причиной стали «баги» в ПО, полагает эксперт.

Прямой эфир