Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сергей Безруков выстроил художественную политику Губернского театра, которым руководит уже шестой год, и вернулся к активным съемкам в кино: в рабочем графике актера сегодня четыре больших проекта. Об этом народный артист России рассказал «Известиям» после награждения победителей театрального фестиваля «Фабрика Станиславского».

— Сергей Витальевич, вы и дальше планируете награждать на «Фабрике Станиславского» только артистов, игнорируя заслуги других сотрудников театрального цеха, в частности режиссеров?

— У нас действительно нет номинаций за режиссуру, поскольку на вооружение мы берем слова Константина Сергеевича Станиславского о том, что режиссер должен умереть в актере, раствориться, его не должно быть видно. Для меня странно, что у нас есть потрясающие артисты, есть хорошие фестивали, в том числе государственного масштаба, но многие из достойных работ почему-то не попадают даже в лонг-листы.

Мы не создаем альтернативу и ни с кем не соревнуемся, но хотим наградить тех, кто этого заслуживает, то есть отметить замечательные достижения в области русского психологического театра, на котором все мы держимся.

В этом году мы вручили приз за лучшую женскую роль Ирине Ермоловой. Она сыграла Аркадину в спектакле «Чайка» режиссера Григория Козлова в Свердловском драматическом театре. Лучшей мужской ролью была признана работа артиста этого же спектакля — Александр Баргман блестяще воплотил образ Тригорина. Их дуэт показался нашим критикам замечательным.

Мы также наградили премией «Верю!» актерский ансамбль постановки Андрея Сидельникова «Ревизор» из Санкт-Петербургского театра «Суббота». Это современная версия по мотивам гоголевского «Ревизора», исполненная с уважением к автору. Получилось злободневно и попадает в нас сегодняшних. Блестящая работа, которая доказывает, что Николай Васильевич Гоголь актуален как никогда.

Сергей Безруков

Сергей Безруков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Всего три номинации — не маловато для фестиваля такого масштаба?

— Не стоит забывать, что, кроме награждения заветной премией «Верю!», у фестиваля есть и другая, не менее важная функция — образовательная. Мы привозим студентов театральных вузов из разных уголков России. В этом году у нас гостили будущие артисты из Уфы, Воронежа, Самары, Ярославля и Волгограда. В программе не только курс лекций потрясающих мастеров, но и семинары, совместные обсуждения. Мой учитель Олег Павлович Табаков всегда говорил, что актер должен быть образованным человеком. Не только правдивым и органичным на сцене, но и обязательно умным.

— У вас есть амбиции сделать фестиваль международным?

— Надеюсь сделать это уже в следующем году, если нам хватит финансирования. В Европе не всё так «по-европейски», как нам кажется, в их театрах много «нашего» направления. Хотелось бы привезти такие спектакли и показать нашему зрителю: «Обратите внимание, говорят на иностранном языке, но играют русскую классику и порой делают это убедительнее, чем мы сами».

— На открытии фестиваля вы сказали «Известиям», что хороший актерский театр сейчас днем с огнем не сыщешь, потому что режиссеры всё больше уходят в авангард. Чем это чревато для артистов?

— Театр всё больше становится искусством условным, особенно для молодых режиссеров. Никоим образом не хочу их обидеть, поскольку условность диктует само время. С одной стороны, это парадоксальность видения, но с другой — уничтожение внутреннего мира и содержания, которое несет в себе актер. Он ведь должен задачу режиссера оправдывать, делать это по-живому: не просто изобразил, скорчил рожу, выполнил мизансцену или покричал. Слишком часто из-за диктата режиссера, этакого Карабаса-Барабаса, на сцене работает голая схема без всякого живого подключения. Это выглядит печально.

— Вы настолько увлеклись театральной режиссурой, что совсем перестали выходить на сцену и собственным примером показывать, как «делать по-живому».

— Дело вовсе не в желании выступать в режиссерском качестве. Для меня было важно выстроить художественную политику Губернского театра. Пока я занимался этим, всё остальное ушло на второй план.

Боюсь загадывать, поэтому не буду открывать до конца все тайны. Скажу лишь, что следующей весной планирую приступить к репетициям спектакля с одним очень интересным литовским режиссером. Я сам сделал ему предложение. Эта постановка по классике.

— Заинтриговали. А в кино есть новые предложения?

— В этом году у меня целых четыре большие работы. Не обо всех могу подробно рассказывать: съемки некоторых еще не начались. За две роли мне пока приходится держать кулачки: это сериал и полнометражный фильм. Замечательные предложения, знаменитые режиссеры. Надеюсь, что всё срастется.

Недавно я начал сниматься в фильме у Артема Михалкова «Мистер Нокаут» про советского боксера Валерия Попенченко. Он был обладателем Кубка Вэла Баркера — самой престижной награды в мировом боксе по тем временам. Даже американский боксер Мохаммед Али отмечал его манеру ведения боя. Я играю роль тренера Григория Филипповича Кусикьянца, которого считают академиком бокса. Великий был тренер, почитаю за честь играть его. Сценарий интересный, время действия — 1960-е, потрясающая картинка.

— Кто сыграет роль самого Попенченко?

— Витя Хориняк (актер МХТ им. Чехова. — «Известия»). Считаю, что по типажу он подходит, абсолютно его роль. Он сейчас активно тренируется и выглядит на ринге очень убедительно.

— Вы сами с боксом на ты?

— Мне нравится этот спорт. Я и в детстве боксировал: помню, отец достал мне перчатки. Когда в гости приходили одноклассники, мы с ними тоже махались. Однажды бокс понадобился для роли, пришлось начать заниматься. В итоге в картину мое боксирование не вошло, но полученная сноровка и огромное желание продолжать остались.

— В нокаут кого-нибудь отправляли?

— Был один раз такой случай классе в третьем или четвертом… Мальчишка был крепкий, но я как-то изловчился и положил его. Он потом говорил всем, что просто поскользнулся (смеется). Еще я хорошо держал стойку, мне отец показывал.

— Снова снимается спортивная история о прошлом. Как будто сегодня нет героев, о которых можно рассказать в кино.

— Не вижу в этом ничего плохого. Мы должны знать наших великих, не должны о них забывать. Время идет, их имена рискуют кануть в лету — а они наша гордость, на них равняться надо, а не вычеркивать из памяти. Лично мне нравится, что в российском кино сейчас много спортивных драм.

— Ваша актерская копилка пополнилась ролью тренера. Осталось только сыграть космонавта и президента?

Увольте, роль президента мне не нужна. Такая возможность уже появилась у нынешнего президента Украины, и он ей прекрасно воспользовался. Думаю, не стоит кого-то копировать, и уж тем более повторять чью-то судьбу. Каждый должен заниматься своим делом и быть в нем компетентным. Я очень хорошо разбираюсь в театре: знаю его с пеленок, вырос в его стенах, работаю по сей день. А роль космонавта, между прочим, я недавно сыграл. Снялся в эпизоде короткометражного сериала «Это типа кино».

— Это проект начинающих актеров и режиссеров. Чем он вас-то заинтересовал?

— История — про коллизии, которые происходят с невезучей актрисой, — мне понравилась, показалась смешной и похожей на правду. Подумал: почему бы не помочь ребятам? — и приехал на съемки. Проект уже доступен к просмотру на YouTube, получилось интересно и живо.

— Жена, режиссер Анна Матисон, вас больше не снимает? По блату, так сказать.

— В картинах у Ани буду сниматься всегда. Хотя бы в маленьком эпизоде, но всё равно снимусь. Так что блат у меня есть (смеется). Аня знает, что у нее есть свой артист, который сыграет всё что угодно.

Еще снимаюсь в проекте «Учености плоды» Игоря Угольникова. Место действия — село Михайловское, когда там стояли оккупировавшие его немцы. К счастью, среди немцев были образованные люди, которые понимали, где искусство и великая культура, а где — война. Приезжала в Михайловское знаменитая фрау Шиллер, профессор Гете-университета, которая проводила там экскурсии и музыкальные вечера. Она и ее коллеги почитали Пушкина наравне с Гете, пытались сохранить ценные архивы. Но, отступая, немцы практически всё отправили в Европу, и нам бы в год 220-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина попытаться эти архивы вернуть...

— Правда, что вы стали сотрудничать с детским благотворительным фондом?

— Да. Сотрудничаю с фондом «Измени одну жизнь», он занимается помощью детям-отказникам разного возраста, причем есть среди них абсолютно здоровые. Сейчас записываю видеоролики, чтобы подвигнуть людей на усыновление.

Мне рассказали, что «отказнички» в роддоме даже не плачут — понимают, что мамы нет. Меня это очень сильно задело. Стал выкладывать посты у себя в Instagram — так мы помогли двум подопечным фонда, девочке и мальчику, найти семью. В Instagram фонда сразу прибавилось подписчиков, пошли активные обращения. Рад участвовать в такой рекламе, считаю это правильным. Мы с Аней и сами твердо решили, что когда-нибудь усыновим ребенка. Это одно из наших желаний на будущее.

Справка «Известий»

Сергей Безруков окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Олега Табакова). Сыграл более 60 ролей в кино, в том числе воплотил на экране образы Александра Пушкина, Владимира Высоцкого и Сергея Есенина. С 2014 года — художественный руководитель Московского Губернского театра. Лауреат Государственной премии РФ, народный артист России.

Прямой эфир