Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Пустота vs кукольный дом: фестиваль «Радуга» отметил 20-летие

Петербургский форум привез спектакли Питера Брука и Тимофея Кулябина
0
Фото: Наталья Кореновская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ТЮЗе им. А.А. Брянцева завершился международный фестиваль «Радуга», в этом году 20-й по счету. Театр отметил юбилей своего форума программой, украшенной именами от Питера Брука до Камы Гинкаса и от Тимофея Кулябина до одного из самых интересных режиссеров-кукольников Александра Янушкевича, а также новшеством этого года в виде статуэтки, которую вручали спектаклям-участникам.

Бронзовая статуэтка, украшенная камнем-змеевиком, — авторства Владимира Горевого, знакомого петербуржцам, в частности, по скульптуре Павла I во дворе Инженерного замка. Парижский «Узник» в постановке Питера Брука и Мари-Элен Эстьенн, показанный за три недели до официального открытия фестиваля, стал его сильной прелюдией.

Тюрьма и свобода

Сюжет спектакля корнями тянется в Афганистан, где много лет назад Брук узнал о заключенном, которому было приказано весь его срок сидеть не внутри, но снаружи тюрьмы, уставившись на нее. В «Узнике» эта ситуация обросла мотивами: молодой человек убил отца, застав его в постели со своей сестрой, и дядя посадил парня напротив тюрьмы с тем, чтобы тот не вставал, пока сам не почувствует, что освободился. Этот необычный срок — отданный на усмотрение убийце — растянулся на годы. Внешне спектакль до невозможного прост, взору зрителей открывается заветное «пустое пространство» Брука (на сцене пень да разбросаны ветки). Режиссер сделал ставку на актеров — и выиграл. Интернациональный ансамбль артистов, играющих на самом простом английском, акцентирует универсальность этой истории о том, что тюрьма и свобода — понятия больше внутренние, чем внешние.

В спектакле Тимофея Кулябина «Нора, или Кукольный дом», поставленном в цюрихском театре Шаушпильхаус, актеры, напротив, заслонены высокими технологиями. Ибсеновский сюжет перенесен в нынешнюю Европу, персонажи отъединены от публики стеклом и большую часть времени молчат, поскольку погружены каждый в свой смартфон и общаются в бесконечных переписках. Актуализирован принцип симультанности: зритель одновременно видит разные места действия. Смартфоны, подписанные именами героев, в гигантском масштабе проецируются на огромную плоскость над головами артистов, которые онлайн набирают все свои сообщения (суть приноровленные к сегодняшнему мышлению ибсеновские реплики), пользуясь отдельным интернет-каналом.

Таким решением Кулябин, безусловно, наметил интересные для театра возможности. Например, если столкновение персонажей переводится в виртуальную реальность, то каждого можно показать в очень интимном измерении. Вот Крогстад, шантаж которого у Ибсена угрожает семейному счастью Норы: вначале зрители видят, как отец-одиночка тайком пролистывает девиц в тиндере, и это добавляет нотку юмора, а потом, когда во время его переписки с главной героиней к Крогстаду подбегает его ребенок и бросается на шею, это даже щемяще.

И всё же рассуждать об этом спектакле интереснее, чем его смотреть: он герметичен, механическое перенесение действия в наши дни редуцировало масштаб героев. За ними наблюдаешь как за «человеческим планктоном» в телешоу, где частная жизнь выставлена на обозрение, или за персонажами мелодраматического телесериала.

Собственный спектакль ТЮЗа — «Близкие друзья» по повести Евгения Водолазкина в постановке Елизаветы Бондарь — тоже высокотехнологичен, но это уже очень камерная форма. Зрители попадают в дизайнерский «дворик», образованный четырьмя галереями, в которых и играют артисты, тоже в основном отгороженные от публики стеклом. Каждый зритель сидит на вертящемся кресле (всего около 30 мест) и поворачивается к той галерее, где играется эпизод. Но нельзя сказать, что такое необычное решение художника Сергея Илларионова как-то резонирует с той историей, что рассказал писатель и инсценировала Юлия Поспелова, нарушив хронологию повести и утратив при этом подкупающую доверительную интонацию автора.

Внимание цепляют актеры старшего поколения, осеняющие героев своим опытом прожитых лет, но моменты эти редки, возможности «развернуться» у актеров нет, и спектакль, где модно решенное пространство пронизывается квадрозвуком, теряет нерв повествования.

Мягкий Чехов

В «Саде» по «Вишневому саду» Чехова в постановке Александра Янушкевича актеры петрозаводского Театра кукол тоже «заточены» в материальную оболочку, но костюмную. Кукол здесь нет, но актеры, упакованные с ног до головы (даже голые тела героев — это тканевая иллюзия) и в мягких жутковатых масках, сами похожи на кукол. Персонажи подобны выкопанным из могилы мертвецам, и сначала кажется, что режиссер, развивая сценическую традицию «жесткого» Чехова, констатирует заезженность пьесы. Однако постепенно к условиям игры привыкаешь, и эти окукленные герои открываются в таких нюансах, каких нет и в иных «психологических» спектаклях.

А вот камерный французский проект «Жизнь бумаги» Бенуа Фавра и Томми Ласло — они вдвоем и участвуют — крупным планом преподносит историю жизни обычного человека. Один из них однажды купил на блошином рынке альбом, обклеенный старыми фотографиями, и показал другу. Вместе они стали расследовать, чей же он.

Используя сам альбом, проекторы, видеорепортажи своих детективных путешествий, артисты разворачивают перед нами судьбу женщины, родившейся в Германии в 1933 году и умершей несколько лет назад. В строгом смысле это не театр: Фавр и Ласло выступают от своего лица в жанре скорее театрализованной лекции, но притягивают интонацией — искренней, заинтересованной, в чем-то наивной. Но такой интонации часто не хватает новейшему, оперирующему достижениями техники театру.

Прямой эфир