Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Наследники прозванных «Черными ножами» танкистов рассказали «Известиям» о традициях
Мир
В Таиланде одобрили проект письма о намерении страны вступить в БРИКС
Общество
С начала 2024 года Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. мошеннических сайтов
Экономика
Прибыль девелоперов предложили ограничить из-за роста цен на жилье
Мир
Байден посетит Францию по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии
Общество
СДЭК могут обязать выплатить неустойки за задержку посылок
Мир
Лидера партии «Шанс» Лунгу выпустили из аэропорта Кишинева после задержания
Политика
Лукашенко подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ
Общество
В Росавиации назвали причину экстренной посадки Ми-8 в Мурманской области
Общество
Вдова военкора «Известий» Еремина напомнила о его ключевом качестве
Спорт
ФК «Рубин» продлил контракт с главным тренером Рашидом Рахимовым до 2026 года
Мир
В Армении приостановили вещание российского Первого канала
Спорт
Погодин и Никулин встретятся на ринге в новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Захарова обвинила в задержании лидера оппозиционной партии «Шанс» Лунгу режим Санду
Экономика
Минфин предложил повысить налог на прибыль организаций до 25%
Экономика
Минфин предложил увеличить порог для применения УСН по доходам до 450 млн рублей
Мир
Госдеп подтвердил запрет на удары ВСУ оружием США вглубь России

«Лучше любые споры, чем полная тишина»

Виолончелист и органист Александр Князев — о шумихе вокруг музыкальных конкурсов, кривом смычке и карете для Ростроповича
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Произведения Баха спасают от депрессии, аутентичные интерпретации старинной музыки перечеркивают эволюцию, а детские конкурсы слишком опасны для участников. Об этом «Известиям» рассказал виолончелист, органист, заслуженный артист России Александр Князев. Разговор состоялся в преддверии сольного концерта музыканта в Большом зале консерватории и старта конкурса имени Чайковского, лауреатом которого он был дважды.

— На вашем сольном концерте 4 июня вы сыграете все виолончельные сюиты Баха. Ту же программу в том же Большом зале консерватории вы исполняли 20 лет назад — в 1999 году. А затем — в 2017-м. Почему снова к ней вернулись?

Потому что это моя самая любимая программа. Я живу музыкой и играю только шедевры. Почти не исполняю современных работ, неизвестных композиторов. А произведения Баха — это неисчерпаемый колодец, из которого можно пить бесконечно. Кстати, к шести сюитам я добавлю переложение знаменитой скрипичной Чаконы. Причем, подчеркиваю, я не сделал там никаких упрощений — прозвучат абсолютно все ноты, хотя на виолончели это сделать очень непросто.

— Зачем к сюитам добавлять еще и Чакону?

Мне хочется сделать уникальный концерт — чтобы не было сомнений, что такую программу еще никто не играл. Он будет идти очень долго, больше трех часов. Шесть сюит — это три часа чистой музыки с двумя антрактами, но после этого еще прозвучит Чакона, поэтому придется устроить маленький третий антракт, технический — после шестой сюиты голова будет уже где-то там (показывает наверх. — «Известия»).

— Как относитесь к интерпретациям сюит Баха другими исполнителями?

— Йо Йо Ма (американский виолончелист китайского происхождения. — «Известия») играет потрясающе. Я был на его первом концерте еще в Советском Союзе — в 1988 году. Он исполнял первую, пятую и шестую сюиты. Никогда в жизни не забуду. В СССР существовала своя школа игры Баха, и она не предполагала никакой свободы. После выступления Йо Йо Ма я подошел к профессору кафедры Московской консерватории (а на концерте присутствовала вся кафедра) и спросил: «Ну, как вам?» — «По-моему, абсолютное безобразие. Так играть нельзя!» Тут я окончательно убедился, что он играл гениально.

— Меняется ли со временем ваше ощущение этой музыки?

— Да, в том всё дело. Работа над сюитами началась в школе, первую я играл в третьем или четвертом классе. Это идет всю жизнь, и всё меняется. Я записал их в первый раз в 1995 году в Японии и был тогда очень доволен этой записью. Прошло где-то восемь лет, и известнейшая фирма Warner предложила мне переиздать ее, купить лицензию. Я отказался. «Если вы хотите, давайте я запишу заново, потому что у меня уже совершенно новые идеи». Они пошли на это, и в 2003 году появилась новая запись. А теперь я слушаю ее, и мне уже она не нравится, всё снова изменилось и, поэтому, в следующем сезоне я буду записывать сюиты в третий раз. Но я уверен, что через несколько лет мне опять захочется сделать всё по-другому…

Баха можно писать очень много раз, потому что неисчерпаемость этой музыки — как линия горизонта, к которой вы приближаетесь, а она всегда уходит вдаль.

— Вы играете на виолончели 1733 года.

— Да. Инструмент работы Карло Бергонци, из Госколлекции. Он обладает тембром невероятной красоты и в то же время очень сильным звуком. Бывают инструменты с красивым, но камерным звучанием, или мощные, но без выразительного тембра. Здесь же сочетание, которое делает эту виолончель совершенно уникальной. Я лучше пока не встречал.

— Тот факт, что этот инструмент — современник Баха, как-то влияет на вашу игру?

— Конечно, я думаю о том, что играю музыку композитора на инструменте его времени. Кто знает, где этот инструмент был в первые годы своего существования? Он появился в Кремоне, а потом? Может быть, он был в Германии, рядом с Бахом? Хотя сюиты практически никто не исполнял в то время, но мало ли… Я немного склонен к мистицизму. И всё, что связано с этим композитором, мне очень дорого. Музыка Баха подарила мне столько счастья в жизни, что это трудно переоценить. Я слушаю Баха постоянно.

— В машине можете его слушать?

— Как только завожу, сразу включаю! Не могу сказать, что слушаю в машине только Баха, но его — очень много. По-моему, у Баха была связь с какой-то вселенской гармонией.

Его музыка действительно сыграла огромную роль в моей жизни. В 1994-м мы с моей женой Екатериной Воскресенской попали в страшную аварию в Южной Африке. На моих глазах она погибла. А я после этого впал в такую депрессию, что не играл целый год. Бросил всё. Физически я мог играть, переломы быстро прошли, но абсолютно потерял интерес к музыке, к творчеству, ко всему. И понял, что продолжать концертную деятельность в таком состоянии — профанация. Если я не чувствую интереса к музыке, какое право я имею выходить на сцену? Я отменил все концерты, включая запланированный в знаменитом Карнеги-холле (самый престижный зал Нью-Йорка. — «Известия»), мне не хотелось общаться с друзьями. Пил с утра до вечера. Впал в локальный перманентный алкоголизм.

Вдруг приходит предложение из Японии записать сюиты Баха. И тут что-то все-таки во мне повернулось. Я подумал, что если еще это потерять... Концерт проходит и всё, а запись — остается. Я сказал: «Хорошо, но мне надо подготовиться». Взял виолончель в руки, начал потихоньку заниматься, играть Баха, и меня это сразу так увлекло! Я бросил пить в одну секунду. И постепенно начал выходить из депрессии — благодаря этой музыке.

— Играя на виолончели 1733 года, вы тем не менее не признаете аутентичной манеры исполнительства. Почему?

— Аутентисты играют на жильных струнах кривым смычком. Такой смычок слабо и плохо звучит. Равномерный звук был практически невозможен из-за несовершенства смычка: тогда не было винта, натягивающего волос.

Зачем в наше время, когда можно прекрасно играть равномерным звуком, над чем работают с учениками еще в музыкальных школах, специально раздувать звук при движении смычка в одну сторону и ослаблять — в другую? Чтобы вызвать ассоциации с прошлым? Но тогда это было только из-за плохой конструкции смычка. Мы тем самым перечеркиваем эволюцию.

Играть в аутентичной манере очень легко, гораздо проще, чем в современной. Когда я записывал сюиты, приобрел во Франции огромное количество разных записей виолончелистов, которых даже не знал. Думал, послушаю, как играют в Европе. Среди них попались пять-семь аутентистов. Их интерпретации практически не отличались друг от друга ничем, всё почти одинаково. Я могу скопировать любого аутентиста элементарно. У них быстрые темпы не быстрые, медленные — не медленные, ни громко, ни тихо… Всё средненько идет. Ужас, скука смертная!

В XXI веке ракеты в космос летают, везде электричество! Жизнь изменилась, а они пытаются искусственно вернуться назад. Всё равно что мы сейчас с вами на полном серьезе скажем: «Давайте ездить по улицам на лошадях». Красиво было, никто не спорит. Но время другое. Мстислав Леопольдович Ростропович, который относился к аутентизму примерно так же, как и я (может быть, даже еще хуже, я все же признаю некоторые достоинства этого направления), говорил: «Старик, я сыграю им без шпиля кривым смычком только с одним условием: они потушат всё электричество в зале, будут все в париках и подадут мне карету».

— В консерватории есть факультет исторического и современного исполнительства — оплот российского аутентизма. Считаете, надо его закрыть?

— Аутентисты — люди очень агрессивные, они говорят: «Так играть нельзя, надо вот так». Я же считаю, что каждый имеет право на творчество. Признаю, что среди них есть талантливые люди. Талант всё облагораживает, даже некоторые абсурдные идеи. В Голландии живет замечательный виолончелист Аннер Билсма. Однажды мы играли на одном фестивале во Франции, но не были еще знакомы. Увидев меня, идущего с виолончелью по улице, он перебегает дорогу и без всякого вступления кричит: «Я нашел: в пятой сюите надо начинать вверх, вверх, всё взлетает!» Он — абсолютный фанатик, живет только музыкой и играет очень необычно. Но — аутентист. Со многим из того, что он делает, я не могу согласиться, но слушать его игру интересно, он талантливейший музыкант.

И, конечно, такие знаковые фигуры аутентизма, как Тон Коопман, Густав Леонхардт и в первую очередь Николаус Арнонкур, внесли огромный вклад в исполнительство музыки барокко.

— Мы с вами говорим в преддверии конкурса Чайковского. Вы сами дважды в нем участвовали. Как вы относитесь к самой этой системе?

— Я мог бы долго критиковать конкурсную систему, но прекрасно понимаю, что ничего лучше не придумано. Как мы будем искать молодые таланты?

— Через соцсети, например.

— Да, действительно, сейчас начинается немного другая жизнь в связи с невероятным развитием интернета. Может быть, однажды и сможем обойтись без конкурсов, но пока это очень сложно. Говорить, что соцсети — полная альтернатива им, рано. Я не могу посоветовать молодому человеку не идти на конкурс, а загрузить свои записи в интернет и просто ждать.

Я сам стал по-настоящему известен только благодаря участию в двух конкурсах Чайковского. Хотя потом я четыре раза был в жюри и всегда говорил, что мне многие вещи не нравятся.

— Какие?

— Я понимаю, что у членов жюри может быть свое мнение. И слава богу, потому что музыка — не математика, мы не можем быть все одинаковыми. Но когда происходят какие-то вопиющие несуразности... Например, на последнем конкурсе Чайковского замечательная скрипачка Клара-Джуми Кан получила четвертую премию, а должна была — первую. Как так получилось при таком авторитетнейшем жюри? Просто не понимаю. Но уже тогда всем было ясно: это первоклассный музыкант, которого ожидает мировая карьера. И вот прошло всего два-три года после конкурса — и ее потрясающий талант полностью подтвердился.

— Сейчас все обсуждают скандал с подтасовками на детском «Голосе».

— Не уверен, что детские конкурсы вообще нужны. Это вроде бы модно, но как психика у детей всё это выдерживает? Надо им это? Вы уверены, что все вундеркинды, которые в 13 лет получили первую премию, действительно станут великими музыкантами?

Взрослые могут пережить кризисы, негативные моменты на конкурсе, а ребенок — не всегда. Ну, сильные дети, допустим, справятся, а слабые? Я хочу понять: все это действительно полностью продумано, эти дети защищены от негативных воздействий в будущем? Понимаю, что просчитать невозможно, но думать об этом необходимо. Не всё так безоблачно, как мы себе представляем в тот момент, когда у нас красивая картинка на экране.

— Вернемся к конкурсу Чайковского. Вокруг него всегда возникают бурные дискуссии, у конкурсантов появляются фанаты… Рождается напряженная атмосфера, информационный шум. Это хорошо или не очень?

— Если уж ввязались в это дело, то будьте любезны, потерпите шум. Я считаю, что лучше любые споры, чем полная тишина. Я за большую открытость и ответственность.

Если говорить об общественном внимании к конкурсу Чайковского, вроде бы оно достаточно большое, но если мы сравним это с резонансом вокруг, скажем, «Евровидения», то поймем, что там совсем иной масштаб.

— Классическая музыка всё равно является элитарным искусством. Люди, которые любят эстраду, заполняют стадионы. Стадион — это тысяч двадцать, а то и больше. Аншлаг в Большом зале консерватории — 1,7 тыс. человек. К сожалению, пропорции между классикой и эстрадой таковы, и это очень негативное явление. Это происходит во всем мире, безусловно, хотя в таких странах, как Германия, Австрия или Англия, люди иногда приходят на классические концерты с партитурами.

Никогда не забуду один эпизод после одного концерта в Германии: ко мне в артистическую зашел человек и очень долго задавал профессиональные вопросы: «А почему в этом переложении сонаты Брамса изменена тональность? А зачем во второй части восьмушки у скрипки перешли в партию рояля?...» И когда я спросил: «А на каком инструменте вы играете?», последовал ответ: «Да я вообще не музыкант, я инженер». Я был просто поражен.

— Что же делать? Как добиться, чтобы такой уровень культуры был нормой?

— В школе должен быть экскурс в классическую музыку. Человек, которого взрастили на музыке Баха, Бетховена, отвратительные поступки уже совершить не сможет — великая музыка ему это не позволит. И наш мир потихонечку, может быть, начнет меняться. Это мои утопические фантазии, но мне хочется в них верить.

Справка «Известий»

Александр Князев в 1986 году окончил Московскую консерваторию по классу виолончели, в 1991-м стажировался в Нижегородской консерватории по специальности «орган». Завоевал международное признание, став лауреатом престижных конкурсов, в том числе дважды — конкурса имени П.И. Чайковского. Заслуженный артист России, солист Московской филармонии.

Прямой эфир