Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Экономика
ЦБ поддержал законопроект о появлении сервиса «второй руки»
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Нежданный Репин: ретроспектива художника полна сюрпризов

Через полтора месяца после старта выставки интерес к ней не спадает
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Взглянуть на Репина по-новому — к этому призывает крупнейшая ретроспектива художника, проходящая в Третьяковке на Крымском Валу и претендующая на новый рекорд посещаемости. С момента открытия выставки прошло уже полтора месяца, но билеты на ближайший день всё равно не купить, и это несмотря на рекордную же цену (для посетителей без льгот — 600 рублей). Под Репина отдано более обширное экспозиционное пространство (два этажа), благодаря чему единовременно на выставке может находиться больше людей. Туда нельзя зайти «с улицы»: во избежание пресловутых очередей решено было ограничиться предварительной продажей по сеансам.

Художник №1

Конечно, повышенному вниманию публики к проекту во многом способствовали активное присутствие Третьяковки в информационном поле и предыдущие рекорды. Но дело и в самой фигуре Репина. Даже по сравнению с другими классиками XIX века его место в отечественном сознании — особенное. «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» — не просто известные полотна. Благодаря бесконечным репродукциям в календарях и школьных учебниках эти образы «на подкорке» у каждого.

Что и говорить о портретах. Фактически всю историю литературы и музыки второй половины XIX века мы видим глазами Репина. Толстой и Достоевский, Мусоргский и Римский-Корсаков смотрели на нас со стен школьных классов и стали нам родными. Поэтому желание встретиться с ними снова, теперь уже в стенах галереи — понятно. Но для восприятия творчества Репина эта «хрестоматийность» вовсе не благо. Как и прилипшие к нему ярлыки советского искусствоведения. «Репин-реалист», «Репин-антиклерикал», «Репин-народник»…

— Мы сейчас снимаем столетнюю шелуху неверных интерпретаций и попыток подогнать Репина под нужды идеологической доктрины. Он с трудом в эти рамки помещался, — рассказала «Известиям» гендиректор Третьяковки Зельфира Трегулова.

Верующий атеист

Опровергая старые смыслы, ретроспектива не пытается навязать новые. Например, каждый может сам решить, считать ли «Крестный ход в Курской губернии» критикой Церкви, издевкой над формальностью ритуала или, напротив, размышлением о вере и Боге, ведь центр композиции — чудотворная икона, на которую падает луч света.

Дополнительный объем сюжету придает соседство еще одного «Крестного хода» — из собрания Галереи современного искусства в городе Градец-Кралове (Чехия). Композиция похожа, да и размер сопоставим, но в «чешской» картине, над которой Репин работал почти полвека — с 1877 по 1924 год (разумеется, с перерывами), процессия идет по лесу.

Благодаря отсутствию всякой бытовой конкретики, столь восхищающей в третьяковском шедевре, импрессионистической подаче (и людей, и листву деревьев художник изображает с исключительной свободой), картина производит совсем иное впечатление — мистического, сновидческого образа, вместе с тем полного драматизма.

Дон Кихот и феминистка

Таких сюрпризов на выставке немало. Прежде всего они касаются позднего творчества Репина, малоизвестного у нас. Так, зрителей встречает редкий автопортрет художника, где он изобразил себя пританцовывающим у мольберта и отчаянно похожим на Дон Кихота. А провожает — сцена с запорожскими казаками, но не та, которую все знают (хотя она на выставке тоже есть). «Гопак», созданный Репиным незадолго до смерти и сегодня принадлежащий частному владельцу, своей цветовой экспрессией ближе чуть ли не к Малявину, но в вихре стремительных штрихов чувствуется то же заразительное веселье, что в хрестоматийном произведении.

Есть на выставке и портреты второй жены Репина Натальи Нордман-Северовой — по-фовистски броские, под стать бунтарской натуре этой дамы, которую сегодня назвали бы феминисткой. А среди графических работ можно обнаружить ее же ню — крайне редкий пример в творчестве Репина.

Вообще, Репин здесь очень разный. И это, пожалуй, главный месседж проекта. Богемный портретист — в целой галерее изображений писателей, дирижеров, актеров (под них отведен второй этаж Третьяковки); прилежный ученик — в академически безупречной дипломной работе «Воскрешение дочери Иаира» и серии небольших французских пейзажей, написанных под впечатлением от импрессионистов; бунтарь — в религиозных и «народнических» сюжетах.

Царское место

Наконец, многогранный историк, которому подвластны как парадные «имперские» композиции (громадное «Торжественное заседание Государственного совета», крайне редко покидающее Русский музей), так и остродраматические обращения к прошлому страны — в «Царевне Софье» и, конечно, отсутствующем «Иване Грозном».

Точнее, «Грозный» в экспозиции все-таки участвует, но в виде небольшого графического эскиза (еще один сюрприз для внимательных зрителей). А вместо пострадавшего от вандала холста красуется пустое место на стене — с соответствующим пояснением. Причем это первое, что видит посетитель. Концептуальный кураторский жест призван сразу снять все вопросы — «Где та самая картина?». И вместе с тем эта антиакадемичная дерзость располагает к тому, чтобы приготовиться к нешаблонному восприятию и попробовать разобраться, чем Репин так сильно воздействовал на зрителей в конце XIX века и почему это воздействие, порой столь болезненное для его произведений, сохраняется по сей день.

Прямой эфир