Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат вышел триллер «В объятиях лжи» — еще одна яркая страница в безупречной карьере французской актрисы Изабель Юппер. «Известия» выбрали главные ее роли за полвека работы в кино.

Жаклин («Вальсирующие», 1974)

Появление в культовом фильме Бертрана Блие стало для юной актрисы путевкой в жизнь. Два незадачливых героя и их отвязная подруга застают веснушчатую 16-летнюю Жаклин с родителями на загородном пикнике, девушку только что выгнали из лицея, но ей всё равно. Она с радостью приветствует старших собратьев по бунтарству, просит забрать ее с собой и как можно скорее лишить невинности, что они с радостью и делают. После этой роли Юппер стали узнавать на улицах.

Помм («Кружевница», 1977)

В отличие от многих «натурщиц» кино эпохи сексуальной революции Юппер посвятила себя служению искусству. Она выбирала трудные драматические роли, и это сразу было отмечено профессионалами. В «Кружевнице» актриса — простушка Помм, которая целиком и полностью вручила себя молодому интеллектуалу Франсуа. Он поначалу рад, потом начинает тяготиться связью с «неразвитой» девушкой. Но она — тихий и кроткий ангел, ее любовь сильнее его равнодушия и раздражения. За эту роль Юппер была номинирована на главную французскую премию «Сезар». С этого момента она считается большой актрисой.

кружевница
Фото: Action Films

Виолетта Нозьер («Виолетта Нозьер», 1978)

Многолетний творческий союз Юппер с Клодом Шабролем начался с истории о малолетней проститутке, влюбившейся в циничного альфонса и убившей собственного отца в начале 30-х годов XX века. Реальная Виолетта Нозьер была неоднократно воспета французскими поэтами как романтическая героиня, Шаброль с Юппер решили ее образ гораздо сложнее. Она еще неопытная девушка, возможно, жертва насилия, симпатичная, да еще обманутая любовником, больная сифилисом. Ей сочувствуешь. Но истинные мысли и мотивы Виолетты остаются для нас страшной загадкой, от которой безопаснее держаться подальше. Юппер здесь непроницаема и жестока, за эту роль она получила приз в Каннах.

Мари Латур («Женское дело», 1988)

Снова Шаброль — и снова история о реальной преступнице из прошлого, еще более мизантропичная и опасная. Мари Латур неплохо зарабатывает в оккупированной немцами Франции, делая прямо у себя дома подпольные аборты. Молодой любовник ей милее контуженного мужа, а наличие детей не мешает сдавать комнату проститутке. Для Шаброля это размышление о праве женщины на прерывание беременности и попытка проанализировать общество захваченной врагом страны. Для Юппер же — попытка соединить в одном персонаже предприимчивость, цинизм, душевную черствость и материнскую любовь. Мари Латур безразлична к человеческому суду и уверена, что действительно помогает своим пациенткам, даже если это считается противозаконным. За эту роль Юппер была удостоена Кубка Вольпи в Венеции.

Женское дело
Фото: Films A2

Жанна («Церемония», 1995)

Второй свой Кубок Вольпи, тоже за фильм Шаброля, Юппер поделила с Сандрин Боннер, что вполне логично: в их дуэте вряд ли можно было бы выделить кого-то одного. Это рассказ о служанке Софи (Боннер) из богатой семьи и ее подруге, местной почтальонше (Юппер), которые поначалу развлекались мелким хулиганством и эпатировали благопристойных буржуа, а потом жестоко перестреляли ни в чем не повинную семью. У Юппер здесь образцово отрицательный персонаж: человеконенавистница Жанна груба, язвительна, завистлива, агрессивна. Работа в католическом приходе только распаляет ее, она умна и хитра, и простодушная деревенщина Софи легко попадает под ее влияние. Тем более что в прошлом у обеих есть такие черные страницы, что они еще до совместного преступления чувствуют себя немного сообщницами.

Эрика Кохут («Пианистка», 2001)

Михаэль Ханеке сделал слово «пианистка» нарицательным, оно еще долго у всего мира будет ассоциироваться исключительно с героиней Изабель Юппер. Знаменитый музыкант и педагог Эрика ненавидит своих учеников, мучает их, иногда физически калечит, а дома предается садомазохистским наслаждениям, считая такой образ жизни абсолютно естественным. Кажется, что роман с молодым и красивым учеником Вальтером (Бенуа Мажимель) положит конец череде опасных извращений, тем более что он, как и Эрика, обожает Шуберта. Но безумие героини укоренено слишком глубоко и может в таких обстоятельствах принять лишь более дикие формы. Мажимель и Юппер за этот фильм получили по призу в Каннах, а Михаэль Ханеке был удостоен Гран-при. С тех пор он регулярно приглашает Юппер сниматься у него, но ничего, сравнимого с «Пианисткой», она у австрийского режиссера больше не сыграла.

пианистка
Фото: Интерсинема-Арт

Огюстина («8 женщин», 2001)

Даже в самых драматичных образах Изабель Юппер не раз демонстрировала прекрасное чувство юмора. Но никто не ожидал, что почти сразу после «Пианистки» она фактически спародирует свою героиню в синефильском мюзикле Франсуа Озона. Старая дева Огюстина не только играет на фортепиано (между прочим, Юппер действительно много лет занималась на этом инструменте и владеет им вполне профессионально), но еще и поет: ей, как и остальным персонажам, полагается свой зонг. Знаток женской природы Франсуа Озон поручил Юппер быть «Луи де Фюнесом в юбке», и актриса с удовольствием поиздевалась над амплуа, принесшим ей мировое признание.

Тереза («Захваченные», 2012)

География творчества Юппер простирается далеко за пределы западных стран. У одного из самых модных азиатских режиссеров XXI века Брийанте Мендосы она появилась в драме о том, как исламские экстремисты целый год скитались по филиппинским джунглям с кучкой заложников. Тереза — европеец, и она большую часть времени понимает из всего происходящего только одно: надо справиться с ужасом и сохранять самообладание, а затем попытаться очень осторожно наладить контакт с боевиками. У нее как у чужака, взрослой женщины из «другого» мира на это, возможно, больше шансов, чем у остальных пленников. Публика Берлинского кинофестиваля рукоплескала игре Юппер, но жюри Майка Ли предпочло полностью проигнорировать актуальную картину, и больше Мендоса на Берлинале свои картины не отдавал.

Захваченные
Фото: Appaloosa Films

Мишель («Она», 2015)

Все титулованные голливудские звезды отвечали отказом, когда Пол Верховен присылал им этот сценарий. История казалась слишком рискованной, откровенной и скандальной. Героиня — состоятельная и уже немолодая женщина в разводе. Однажды ее изнасиловали, и она вдруг осознала, что только в момент тотального унижения, страха и боли она чувствовала себя счастливой. Это ощущение заставляет ее искать преступника, чтобы вновь ему отдаться, но на тех же условиях, без сантиментов. Изабель Юппер сама позвонила Верховену и сказала, что хочет эту роль. За нее она получила множество наград, включая «Сезар» и «Золотой глобус». И впервые в жизни была номинирована на «Оскар», которого у нее до сих пор нет. Но мы верим, что однажды она его получит.

Прямой эфир