Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Армия
Инициатива старшего сержанта Колесника помогла пресечь атаку диверсантов ВСУ
Мир
CENTCOM заявил о непричастности США к взрывам на военной базе в Ираке
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Белоруссия сняла запрет на импорт продукции производителя чая и кофе «Орими»
Общество
Адвокат Блиновской сообщила о просьбе СК продлить ей арест
Мир
Bloomberg рассказало о просьбе Израиля к США о дополнительной помощи
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Политика
Полянский назвал заседание СБ ООН по ОБСЕ «экзистенциальной тоской»
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Мир
Журналист рассказал о скором выводе 1 тыс. военных США из Нигера
Происшествия
Удар молнии повредил взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожаре на ТЭК после атаки беспилотника
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Москва и Нью-Дели заключили соглашение о передаче в аренду для ВМС Индии еще одной атомной субмарины проекта 971. По имеющейся информации «за три моря» отправится АПЛ К-295 «Самара», которая заменит переданную Индии в начале 2012 года К-152 «Нерпа». «Известия» разобрались в ситуации.

Атомные мечты Бхартия Наусена

Первые теоретические изыскания в сфере атомного подводного судостроения начались в Индии в рамках «проекта 932» в середине 1970-х годов. Эти работы продвигались достаточно медленно — как в силу недостатка специалистов, так и не самого активного финансирования, и с начала 1980-х годов командование Бхартия Наусена (भारतीय नौसेना, индийский флот) задумалось о возможности получения атомной субмарины иностранной постройки. Нужно отметить, что к этому времени опыт эксплуатации субмарин вообще у индийских моряков был крайне ограниченным.

Историю развития подводных сил ВМС Индии для «Известий» прокомментировал научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов:

Индия является, пожалуй, единственной державой в мире, в составе ВМС которой авианосец появился раньше, чем подводная лодка, причем почти на десятилетие. Это было связано со спецификой формирования индийского флота: его предшественники, Бомбейская флотилия и Королевский Индийский флот, были слабы и в британской военно-морской стратегии играли исключительно вспомогательную роль — охраняли индийское побережье и обеспечивали с моря операции сухопутных сил Британской Индии. Флот независимой Индии был изначально очень слаб, во главе его стояли британские адмиралы, а в Лондоне лелеяли мечты о том, что Индия так и останется форпостом Британской империи в Азии, причем ее флоту отводилась привычная вспомогательная роль: охрана прибрежных коммуникаций и оборона побережья. Для этой цели, по мысли британских стратегов, подводные лодки Индии не требовались — в отличие от тральщиков, фрегатов, корветов и легких авианосцев. Поэтому все попытки Нью-Дели договориться с Лондоном о покупке ПЛ по сниженной цене и подготовке экипажей для них оканчивались провалом. Прорыв произошел лишь в конце 1960-х годов, когда Индия окончательно определилась со внешнеполитическим курсом и сблизилась с СССР, который и построил для индийцев первые подводные лодки.

Музей подводного флота Индии

Фото: Getty Images/Corbis/Pallava Bagla

Реальным шансом получить атомную подлодку без крупного международного скандала было арендовать ее у СССР. Продажа субмарины, даже, разумеется, исключительно с неядерным вооружением, была невозможна в силу ограничений на распространение делящихся материалов, и аренда с сохранением контроля советской стороны за работой реактора становилась единственным вариантом.

На тот момент атомные субмарины строились также в США, Великобритании и Франции, но в глазах Вашингтона и Лондона Индия выглядела если не советским клиентом, то явно «розовой», а Париж при всем своем диссидентстве той поры в отношении НАТО на подобную сделку не пошел бы.

Советско-индийские переговоры завершились решением о передаче Индии в аренду на три года атомной подводной лодки К-43 проекта 670. Это была многоцелевая субмарина, оснащенная, помимо торпедных аппаратов, пусковыми установками на восемь противокорабельных крылатых ракет П-70 комплекса «Аметист». Для 1970–1980-х годов лодки этого проекта оценивались как весьма современные, к их достоинствам относилась низкая шумность и способность атаковать надводные цели крылатыми ракетами без использования внешнего целеуказания — по данным собственной гидроакустической аппаратуры.

Обнаружение этих субмарин на дальности эффективного применения ракет П-70 (до 80 км) представляло собой серьезную проблему даже для американских противолодочных сил, а гарантий перехвата залпа из восьми маловысотных маневрирующих крылатых ракет на трансзвуковой скорости полета не дают и современные системы корабельной ПВО.

Подготовка к передаче началась в 1982 году, в 1984-м началось обучение индийского экипажа. Процесс шел с перерывами в основном по политическим причинам. От первоначально планировавшейся передачи двух лодок в итоге отказались, оставив одну. В итоге все детали удалось согласовать, и 5 января 1988 года на выведенной из состава ВМФ СССР К-43, получившей номер S-71 и имя «Чакра», был поднят индийский флаг.

В феврале 1988 года лодка пришла в Вишакхапатнам, где к тому времени уже была развернута необходимая инфраструктура. «Чакру» сопровождала группа советских специалистов во главе с командиром-инструктором капитаном I ранга Тереновым.

За время аренды, продлившейся три года, лодка неоднократно участвовала в маневрах ВМС Индии, отрабатывались в том числе и специфические задачи — включая условную атаку авианесущей ударной группы (в роли вражеского авианосца выступал также недавно полученный Индией «Вираат», бывший корабль британского Королевского флота «Гермес»). Индийское руководство надеялось на продление аренды, однако советское руководство, под давлением США, отказалось от этого варианта, и 5 января 1991 года лодка была официально возвращена Советскому Союзу там же, где и получена тремя годами ранее — во Владивостоке, в бухте Малый Улисс. Вскоре после распада СССР К-43, как и остальные лодки проекта 670, вывели из состава ВМФ. В 2006 году она была разделана на металл.

Второй этап

«Потеряв» советскую лодку Индия более плотно взялась за разработку собственной — стартовал проект ATV, итогом которого стало начало строительства субмарин типа «Арихант», конструктивно представляющих собой причудливую смесь технических решений советского дизельного проекта 877 «Варшавянка» (в 1985–2000 годах Индия получила 10 субмарин этого проекта) с национальными и западными техническими решениями. По мнению разговаривавших с корреспондентом «Известий» американских специалистов, технический уровень «Ариханта» и его показатели скрытности находятся на уровне американских субмарин типа «Стерджен» постройки начала 1970-х годов.

«Арихант» и следующие за ним лодки этого проекта представляют собой специфические корабли, главное оружие которых — баллистические ракеты средней дальности. Головная лодка, заложенная в 1997-м, была спущена на воду в 2009 году, вышла на испытания в 2014-м и формально передана флоту в 2016 году. Ее боеготовность регулярно ставится под сомнение, однако осенью 2018-го сообщалось, что «Арихант» успешно завершил свое первое патрулирование в рамках задач сдерживания.

Учитывая ограниченные возможности национального судостроения, и, как следствие, ТТХ как «Ариханта», так и его будущих одноклассников (ожидается, что флот получит еще три лодки, построенные по усовершенствованному проекту), ВМС Индии вновь решили обратиться за помощью к России.

Испытания подводной лодки типа «Арихант»

Фото: commons.wikimedia.org/Ministry of Defence, Government of India

К этому моменту политический климат сменился. В 2004 году было подписано новое соглашение об аренде двух АПЛ, теперь речь шла о многоцелевых субмаринах проекта 971. Предполагалось, что ВМС Индии получат оставшиеся недостроенными в Комсомольске субмарины 518 и 519 заказов — соответственно К-152 «Нерпа» и не получивший тактического номера «Ирбис». К-152, заложенную в 1993 году, в итоге достроили с рядом изменений по проекту 971И. Субмарина была спущена на воду в 2006-м, прошла цикл испытаний (в ходе испытаний 8 ноября 2008 года на лодке произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, приведшее к гибели 20 человек), и наконец передана Индии в конце 2011 года в аренду на 10 лет. Не мудрствуя лукаво руководство индийского флота присвоило новой субмарине уже обкатанный тактический номер и имя S-71 «Чакра».

Лодка имеет несколько отличающийся от остальных субмарин проекта 971 состав вооружения — в частности, на ней нет «тяжелых» 650 мм торпедных аппаратов. Восемь 533 мм торпедных труб могут использоваться как для пуска торпед и постановки мин, так и для запуска крылатых ракет комплекса «Клаб» — экспортная версия «Калибра», отличающаяся урезанной до 300 км максимальной дальностью полета.

Как и предшественница, новая «Чакра» активно используется ВМС Индии выходя в море заметно чаще, чем «Арихант».

С арендой второй лодки, которая была предусмотрена соглашением 2004 года, дело не заладилось. 519-й заказ был слишком в низкой степени готовности (ряд заготовленных для него систем использовали в том числе для достройки «Нерпы»), и его достройка потребовала бы серьезных переделок. Тем не менее желание получить еще одну субмарину у Индии не ослабевало.

«Чакра» номер три

Некоторое время в прессе обсуждалась возможность передачи в аренду головного корабля нового проекта 885 — «Северодвинск», но подобные слухи вряд ли стоит воспринимать всерьез. С учетом использования корпусного задела недостроенных лодок проекта 971 для постройки ракетоносцев проекта 955 вариантов оставалось совсем немного, и в итоге они свелись к выбору из числа наличных субмарин проекта 971 из состава ВМФ России.

Передача строевой лодки отпадала — с учетом необходимости доводки «под пожелания заказчика» субмарине всё равно предстоял бы серьезный ремонт, и это сводило выбор собственно к ремонтирующимся представителям проекта. Некоторое время кандидатом «в Индию» считали К-322 «Кашалот», но объем изменений на этой субмарине, одной из первых строевых проекта 971, оказался слишком велик.

Подводная лодка К-322 «Кашалот»

Подводная лодка К-322 «Кашалот»

Фото: commons.wikimedia.org/US Navy

В итоге выбор Индии пал на 517-й заказ — К-295 «Самара». Эта лодка, заложенная в ноябре 1993-го, была благодаря заделу по корпусам и оборудованию построена довольно быстро и вошла в состав флота летом 1995-го под именем «Дракон» («городское» название К-295 получила в 1999 году). Лодка неоднократно выходила на боевую службу, участвовала в ряде крупных учений, и к 2014 году выработала ресурс. Было принято решение о модернизации субмарины по проекту 971М с обновлением оборудования, вооружения и продлением срока эксплуатации еще на 15–20 лет, однако в итоге, видимо, модернизация лодки состоится в интересах нового заказчика.

Как изменится технический облик лодки сказать сложно, но дешевым удовольствие явно не будет цена проекта, по информации некоторых СМИ, превышает $3 млрд.

Ремонт и модернизация лодки под требования нового заказчика вряд ли займет меньше 4–5 лет, что означает необходимость продления срока аренды «Нерпы» — терять квалификацию подготовленных на этой субмарине специалистов индийцы больше не хотят.

***

...Передача Индии еще одной субмарины проекта 971 — повод задуматься о судьбе лодок этого типа в составе ВМФ России. Не считая «Самары», в составе флота находится 10 субмарин проекта 971, из которых строевыми можно считать четыре — одну на Тихом океане и три — в составе Северного флота. Скорее всего, большая часть номинально строевых субмарин этого типа в ближайшие годы покинет состав флота. Спустя 10 лет в строю вряд ли останется больше трех-четырех лодок, которые всё же пройдут модернизацию с продлением срока службы по проекту 971М — предположим, что это будут К-328 «Леопард», К-391 «Братск» и К-461 «Волк», а также свежеотремонтированная по проекту 971У К-419 «Кузбасс».

Атомные многоцелевые подводные лодки К-391 «Братск» и К-295 «Самара» проекта 971, погруженные на транспортное судно Transshelf голландской компании Dосkwise для транспортировки Северным морским путем в Северодвинск на ремонт и модернизацию

Фото: express-kamchatka.com/Игорь Кравчук

Называя вещи своими именами, это означает отсутствие в составе флота современных многоцелевых субмарин. Для ВМФ России четырех лодок, даже при том, что 971 — исходно очень хороший проект, а модернизация обещает ему рост и без того высоких возможностей — совершенно недостаточно. При этом остающиеся еще в составе флота подлодки проекта 671РТМК и 945 также завершают свой срок «действительной службы». В строю останутся также носители крылатых ракет проекта 949А, и, конечно, стратегические ракетоносцы, но заменить уходящие на слом многоцелевые субмарины они не смогут.

Вряд ли в текущих условиях стоит ожидать быстрого развертывания крупной серии нового проекта многоцелевых субмарин «Хаски» — головная лодка этого типа, скорее всего, появится в составе флота уже во второй половине 2020-х годов, а о серии, скорее всего, нужно говорить уже с прицелом на 2030-е. Наиболее оптимальным решением в этих условиях, по мнению собеседников «Известий» в ВМФ, становится расширение серии субмарин строящегося в настоящее время проекта 885 «Ясень» с семи до двенадцати единиц, с заключением контракта на строительство пяти дополнительных подлодок. С учетом уже развернутого производства комплектующих постройка дополнительных «Ясеней» не должна затянуться больше чем на 7–8 лет — с закладкой всех лодок «второго контракта» в 2020–2022 годах (в этом промежутке флот должен, к слову, получить все строящиеся сейчас лодки первого) и вводом их в строй в 2026–2028 годах.

Это позволит укомплектовать «Ясенями» две дивизии — по одной на Севере и Тихом океане и хотя бы отчасти восстановить боеспособность подводного флота. Вопрос только в приоритетах госпрограммы вооружений в целом.

Прямой эфир