Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении БПЛА над Белгородской областью
Общество
В Москве проходит акция «Георгиевская ленточка»
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Сирия с 1 мая ввела электронные визы
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
СБУ обвинила митрополита канонической УПЦ в разжигании межрелигиозной розни
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Мир
У представительства ЕС в Кишиневе прошел митинг в защиту Дня Победы
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Туризм
Шри-Ланка продлила выдачу бесплатных виз россиянам
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Политолог назвал поддержку Латвией ударов Украины по РФ очередной провокацией
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В субботу, 26 января, по инициативе Соединенных Штатов состоялось экстренное заседание Совбеза ООН. На повестке дня был только один вопрос — политический кризис в Венесуэле. США и некоторые их европейские союзники призвали к отстранению от власти действующего президента Николаса Мадуро. Россия и Китай ожидаемо выступили против, обоснованно полагая, что западные страны пытаются таким образом легитимировать антиконституционный государственный переворот. Пока неизвестно, в каком направлении будут развиваться события. Однако уже сейчас понятно, что мировое сообщество оказалось на грани серьезного раскола. Подробности — в материале «Известий».

Пора определяться

«По сути у нас на глазах, бесцеремонно, с нарушением всех норм международного права Вашингтоном осуществляется попытка совершения государственного переворота в этой стране».

Так постпред России при ООН Василий Небензя охарактеризовал действия США и их союзников в последние дни. «Эта страна» — Венесуэла; там всё туже завязывается узел политического кризиса. Вялотекущий конфликт между президентом Мадуро и лояльной ему частью общества с одной стороны и оппозицией с другой идет уже несколько лет. Но Вашингтон внезапно решил перевести его в горячую фазу, признав главой государства спикера Национальной ассамблеи Хуана Гуайдо. Таким образом, в Венесуэле образовалось сразу два президента. Один — Николас Мадуро, признанный законным лидером страны большей частью мирового сообщества. Другой — Гуайдо, за которого США, ряд их союзников и большая часть стран Южной Америки.

Постоянный представитель РФ при Организации Объединённых Наций Василий Небензя

Постоянный представитель РФ при Организации Объединённых Наций Василий Небензя

Фото: REUTERS/Carlo Allegri

Буквально пару дней назад казалось, что для Мадуро всё кончено. Западные СМИ публиковали восторженные репортажи о толпах народа, вышедших на улицы для свержения очередного диктатора. Но венесуэльский режим оказался крепким орешком: вместо того чтобы пасть за пару часов, он мобилизовал сотни тысяч своих сторонников. Армия, вопреки ожиданиям и стараниям американцев (военный атташе Венесуэлы в Вашингтоне Хосе Луис Сильва даже записал видео, в котором призвал братьев по оружию выступить против Мадуро), до сих пор не перешла на сторону оппозиции, полиция также лояльна власти. Вместо свержения режима получилось что-то непонятное. В этих условиях США потребовали созыва Совета Безопасности ООН, вынеся в качестве повестки обсуждение ситуации в Венесуэле.

Москва и Пекин, поддерживающие хорошие отношения с Каракасом, ожидаемо выступили против. Василий Небензя заявил, что обсуждать нужно не внутренние дела независимой страны, а угрозу миру и безопасности, возникшую при попытке вмешательства иностранных государств в политику суверенного государства. В итоге Штаты свою повестку продавили девятью голосами против четырех, еще две страны воздержались. Против голосовали Россия, Китай, ЮАР и Экваториальная Гвинея. Но так как на процедурные вопросы не распространяется право вето, американская повестка прошла.

Чудес от заседания Совбеза никто не ждал: когда постоянные члены Совета занимают принципиально противоположную позицию по какому-либо вопросу, очевидно, что общего решения выработать сразу же не удастся. Это нормально: механизм Совета Безопасности именно на это и рассчитан — не допустить ущемления интересов великой державы при принятии важного решения, что может привести к развязыванию новой мировой войны. Поэтому заседание превратилось, по сути, в определение позиций.

Госсекретарь Майк Помпео обозначил американскую позицию со всей четкостью.

— Настало время поддержать народ Венесуэлы, признать новое демократическое правительство, возглавляемое президентом Гуайдо, и положить конец этому кошмару, — провозгласил он.

Помпео не стеснялся в выражениях по адресу союзников Мадуро — в первую очередь Кубы, которая, по его словам, «делает ситуацию хуже». Особенно досталось спецслужбам Острова Свободы, которые обучают коллег из Венесуэлы «худшим кубинским практикам» — правда, в чем именно они состоят, Помпео не уточнил.

Государственный секретарь США Майк Помпео

Государственный секретарь США Майк Помпео

Фото: REUTERS/Carlo Allegri

Зато госсекретарь не упустил случая покритиковать Россию и Китай, отметив, что их поддержка Венесуэлы объясняется отсутствием демократии. Самым ярким, впрочем, в заявлении Помпео был фрагмент о том, что мировому сообществу и Совету Безопасности необходимо наконец решить, кого оно поддерживает — диктатора Мадуро или борца за свободу Гуайдо.

Речь получилась эмоциональной, но бесполезной — понятно, что Москву и Пекин убедить госсекретарю не удалось. Помпео покинул зал, не дождавшись конца заседания и голосования по проекту американской резолюции. В Каракасе, где с волнением следили за тем, что происходит в Нью-Йорке, происходящее восприняли как свою победу. Николас Мадуро в эти часы проводил встречу с молодежью и после известия об уходе Помпео объявил: «Прошу громкие аплодисменты для главы нашего МИДа Хорхе Арреасы, мы победили в ООН, это великая победа, мы получили поддержку большинства стран Совбеза ООН. Майк Помпео покинул зал заседания!»

Вряд ли, конечно, американская резолюция провалилась из-за красноречия Хорхе Арреасы — при всём к нему уважении. Вопрос был решен после того, как Россия применила право вето. Еще во время дискуссии стало очевидно, что Москва будет поддерживать Каракас: Василий Небензя выступал жестко, сравнивал протесты в Венесуэле и во Франции, прямо обвинял США и их союзников в намерении устроить государственный переворот в суверенном государстве.

— Сегодня мы стали свидетелями попытки использовать Совет Безопасности для легитимизации продолжающегося переворота в Венесуэле, — заявил российский дипломат.

В итоге заседание закончилось ожидаемо — патом. И сейчас США оказались перед выбором: действовать ли дальше формально в рамках международного права или вмешаться в ситуацию грубо и прямо, нарушив все соглашения. Что именно выберут в Вашингтоне — пока неясно. Действия США уже создали дипломатический казус, когда Белый дом отказался закрывать американское посольство в Каракасе в ответ на требование венесуэльских властей.

Лидер оппозиции Венесуэлы Хуан Гуайдо

Лидер оппозиции Венесуэлы Хуан Гуайдо

Фото: REUTERS/Carlos Garcia Rawlins

В логике Соединенным Штатам не откажешь. Если они не признают Николаса Мадуро президентом, официально считая венесуэльским лидером Хуана Гуайдо, то все решения Мадуро в должности президента также, с американской точки зрения, являются нелегитимными, в том числе и решение о закрытии посольства. Следовательно, исполнять его американцы не обязаны.

С другой стороны, вся юридическая казуистика может разбиться о реальность: если правительство какой-либо страны не желает видеть диппредставительство другой страны на своей территории, оно имеет массу возможностей его закрыть. Теоретически американское посольство обладает экстерриториальностью; практически же земля, на которой находятся его здания, всё равно является суверенной территорией Венесуэлы, и та вправе при необходимости выдворить американцев со своей земли. Сделать это можно самыми разными способами, при этом совершенно необязательно применять силу. Вопрос лишь в том, надо ли.

Ситуация в Венесуэле сейчас сложная, при этом сама структура политических отношений в государстве, позволяющая стране жить фактически в условиях двоевластия, и нежелание властей идти на жесткие шаги в отношении оппонентов дают возможность как внутренним, так и внешним силам совершать самые удивительные маневры. В условиях, когда официальные власти не контролируют всю территорию государства, образуется «серая зона», в которой американцы могут действовать совершенно свободно.

Вопрос в том, насколько венесуэльским властям конфронтация с США сейчас нужна. Соединенные Штаты привыкли числить страны «южного конуса» в своей зоне влияния, болезненно воспринимая любые попытки других великих держав (прежде всего Китая) укрепиться в Латинской Америке. США традиционно поддерживали в странах региона правые режимы, закрывая глаза на самые страшные зверства местных диктаторов. Фраза «Пускай он сукин сын, но он наш сукин сын», сказанная то ли про никарагуанского Сомосу, то ли про доминиканского Трухильо, лучше всего демонстрирует американскую политику в Латинской Америке. Понятно, что на этом фоне плач представителей Госдепа насчет того, что Мадуро топчет молодые ростки венесуэльской демократии, выглядит на редкость цинично, но венесуэльским властям необходимо учитывать реальное положение дел.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро и его жена Силия Флорес во время военных учений в Пуэрто-Кабельо

Президент Венесуэлы Николас Мадуро и его жена Силия Флорес во время военных учений в Пуэрто-Кабельо

Фото: REUTERS/Miraflores Palace

А оно таково: если США сейчас применит в Венесуэле силовой сценарий, меч в защиту Мадуро не поднимет, скорее всего, никто. Мир в последние годы настолько быстро сползает к новой холодной войне, что американское вторжение будет рассматриваться союзниками США по НАТО не как интервенция в независимом государстве, а как геополитический ход, необходимый для того, чтобы свергнуть очередного диктатора — марионетку русских хакеров и отравителей — и заодно восстановить истинную демократию, по которой так соскучился венесуэльский народ. В этой ситуации остается надеяться только на здравый смысл американских дипломатов, военных и членов президентской администрации: ведь вторжение в Венесуэлу гарантированно обернется очередной волной антиамериканизма в странах Латинской Америки, которая может опрокинуть наметившийся и выгодный США «правый поворот». Проблема только в том, что Дональд Трамп уже не раз демонстрировал, что действует исходя из своей логики, логики «сильного человека в Белом доме» и расчетливого бизнесмена, уделяя геополитическим играм и долговременному планированию куда меньше внимания, чем его предшественник.

В этой ситуации для Мадуро и его сторонников критически важным становится не дать американцам повода для вмешательства. Это подразумевает переговоры с оппозицией и уступку по крайней мере части властных полномочий. Но Мадуро не марионетка Кремля и действует исходя из собственных представлений о реальности. Если и он, и оппозиция, и США с союзниками будут жестко и последовательно гнуть свою линию, в перспективе рассматривая вариант применения силы, сползание к холодной войне может превратиться в неконтролируемое и стремительное соскальзывание в бездну.

 

Прямой эфир