Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

В авангарде жизни: фильм о Жан-Мишеле Баския стал портретом эпохи

Режиссер Сара Драйвер рассказала о великом художнике как очевидец его становления
0
Фото: Hells Kitten Productions
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Воспеть нью-йоркский андеграунд конца 1970-х — такую задачу поставила себе Сара Драйвер, жена Джима Джармуша и активный участник арт-среды тех лет. И хотя фильм, вышедший в российский прокат, называется «Баския. Взрыв реальности» и главным его героем стал конкретный художник — Жан-Мишель Баския, — это не столько портрет личности, сколько образ эпохи.

О Баския уже снято немало. Отчасти причиной тому его яркая «рок-н-ролльная» судьба, включающая «классические» ингредиенты: бродяжничество, фанатичный труд, беспорядочные связи, громкий успех, наркотики, смерть в 27 лет. Отчасти — законы рынка. Баския сегодня — один из самых дорогих художников в мире (его безымянная работа 1982 года была продана в 2017 году за $110 млн). А значит, интерес к нему огромен.

Но есть и еще одна причина: оказалось, что из того достаточно узкого кружка нью-йоркских бунтарей и тусовщиков вышло множество талантов. Помимо Баския и Драйвер, это Джармуш (напомним, он дебютировал в 1980-м фильмом «Отпуск без конца»), Мадонна, ставшая звездой уже в начале 1980-х, а до того влачившая не менее жалкое существование, чем Баския, режиссер Джулиан Шнабель...

У каждого из тех молодых и дерзких было свое видение эпохи, свой взгляд на ее героев. И они хотели его представить — кто-то в игровой форме, как Шнабель, снявший байопик «Баския» (1996), а кто-то — в документальной, как Драйвер или Джармуш, два года назад выпустивший ленту «Gimme Danger. История Игги и The Stooges» про кумиров юности. И если уж с чем сравнивать «Баския. Взрыв реальности», так это как раз с Gimme Danger, поскольку у них много общего, включая и недостатки.

Оба супруга выстраивают повествование из интервью участников и свидетелей тех событий, а также фотографий и кадров хроники (в том числе — редких и малоизвестных). В какой-то степени рассказ действительно заполняет лакуны и развеивает мифы. Например, в фильме про Баския показано, что представляло собой его подростковое творчество граффитиста: это были не столько изображения, сколько короткие абсурдистские фразы, которые он оставлял на городских стенах и подписывал загадочным SAMO. Чем не художественная акция?

Однако нельзя сказать, что информационная составляющая в корне меняет наше представление об этой личности. Скорее дополняет портрет выразительными штрихами. Поэтому главная ценность «Баския. Взрыв реальности» — не многочисленные интервью, снятые, к слову, весьма скучно (собеседники Сары просто сидят на стуле перед неподвижной камерой — кто в кафе, кто у себя дома или в студии, — и рассказывают), а видеосъемки конца 1970-х – начала 1980-х.

На некоторых из них мы видим самого Баския — рисующего, танцующего, общающегося, хотя Сара Драйвер принципиально не стала использовать сохранившиеся интервью художника (их можно увидеть в документалке Тамры Дэвис «Жан-Мишель Баския: Лучезарное дитя» 2010 года — видимо, решено было не повторяться). На других же видеофрагментах запечатлен Нью-Йорк и его жители. Тусовщики, наркоманы, артисты, простые горожане...

И все эти кадры — казалось бы, бесхитростные, снятые случайно, зачастую любительски, — вместе оказываются невероятно сильным, энергетически цельным свидетельством. Таким образом, акцент смещается: Баския здесь — не «луч света в темном царстве», а скорее само воплощение духа времени, естественное порождение атмосферы раскрепощенности, эксперимента и тотальной жажды творчества.

 

Прямой эфир