В мире животных: в комедии «Любовь и прочий зоопарк» снега не будет
В преддверии Нового года в прокат выходит фильм «Любовь и прочий зоопарк» французского режиссера Антони Кордье. Завсегдатаи Московского международного кинофестиваля могли видеть эту ленту в конкурсе под ее оригинальным названием «Гаспар едет на свадьбу». Но нельзя не признать, что любви, зоопарка и «прочего» здесь куда больше, чем свадебных церемоний, и очень хорошо, что среди новогодних блокбастеров затесалась эта обманчиво тихая картина.
Гаспар (Феликс Моати) действительно едет на свадьбу. По пути он предлагает случайно встреченной автостопщице Лоре (Летиция Дош) притвориться его девушкой — за скромные €50 в день. Но Лора никак не ожидает, что отец Гаспара окажется не в меру любвеобильным владельцем огромного частного зоопарка. В его доме живут сестра Гаспара Колин (Криста Тере), которая считает себя медведицей, и удрученный хозяйственными вопросами брат Виржиль (Гийом Гуи), на котором давно держится семейный бизнес. Загадочный особняк хранит много тайн, и не все из них покажутся Лоре безобидными.
Интеллектуал Антони Кордье снял только три ленты за 12 лет, но его дебют «Холодный душ» номинировался на «Сезар», «Несколько счастливцев» был в конкурсе Венеции. Так что не стоит ждать от его третьей картины только лишь шутливого сюжета о том, как все члены странноватой семейки найдут свое счастье. Внимательный зритель довольно быстро распознает, что перед ним своеобразная пародия на чеховский «Вишневый сад». Частный зоопарк, в котором сосредоточена вся жизнь героев, давно разорился, его надо срочно продавать и искать новые, далеко не богемные способы существования, но обитатели этого райского уголка совершенно беспомощны перед вызовом времени. Каждый из них закрылся в собственной раковине и занят своими личными проблемами. При этом отношения между членами семьи и работниками зоопарка самые интимные — в прямом смысле слова. В этом есть своя логика: среди наивных и симпатичных животных мирно обитают точно такие же люди, и это кажется более чем естественным.
Это только поначалу сцена, где глава семейства устраивает семейный совет, лежа голым в аквариуме, кажется шокирующей. А просто он так лечится от экземы. Или вот его дочь Колин с вечной медвежьей шкурой на спине — закономерное следствие детской травмы (ее любимую мать чуть ли не на глазах у всех загрыз тигр). В этом можно видеть извращенность или принять как данность, стараясь не осуждать, как это делает Лора, оказавшаяся, впрочем, не менее безумной — с точки зрения обыденных представлений.
Конечно, здесь не один только «Вишневый сад»: «Любовь и прочий зоопарк» с удовольствием ссылается и на заметные современные кинохиты. Особые отношения брата с сестрой прямиком перешли сюда из «Мечтателей» Бертолуччи. Странная связь человека и животного — что-то в духе «Лобстера» Лантимоса. Еще можно увидеть перекличку с работами Долана и ван Дормеля, а более всего — с хитами Франсуа Озона «Крысятник», «Капли дождя на раскаленных камнях» (отсюда, скажем, коллективный танцевальный номер в самый неподходящий момент) и «8 женщин».
И всё же «Любовь и прочий зоопарк» — не артхаусная драма, а очень смешная комедия с несколькими десятками хороших шуток и приличным количеством запоминающихся дурацких (в наилучшем смысле) сцен. От таких фильмов в душе каждого зрителя становится чуть больше любви и свободы. А это в канун Нового года, пожалуй, особенно важно.