Поберечь деньги и здоровье: в России запускают первый аптечный агрегатор
Уже в ближайшее время отечественный аптечный рынок может кардинально измениться — и перемены эти, скорее всего, будут на руку покупателям. В России запустился первый в стране специализированный маркетплейс «Ютека»: создатели обещают, что с его помощью можно будет изучить ассортимент тысяч подключенных к сервису аптек, чтобы за один раз приобрести все необходимые лекарства, причем по самым выгодным из доступных цен. Как устроен проект, который уже окрестили новым Uber, какие еще бонусы он обещает покупателям и в чем его уникальность, разбирались «Известия».
Долгие поиски
Холодно, слякоть, а вы, преодолевая простуду, мечетесь по аптекам, пытаясь купить нужные лекарства. Знакомая ситуация? С такой же в 2016 году столкнулся будущий инвестор «Ютеки» — Филипп Герасимов, председатель совета директоров и акционер АО «Нефтеавтоматика», одного из крупнейших предприятий в России, занимающегося автоматизацией технологических процессов.
Тогда же он обнаружил, что нередко нужное лекарство может продаваться существенно дешевле в аптеке, расположенной всего в нескольких десятках метров, но покупатель, вероятнее всего, об этом не узнает: единой платформы, с помощью которой можно было бы легко и быстро уточнить наличие препарата в нескольких торговых точках, а заодно сравнить их цены, на тот момент в России просто не существовало.
— Мы поняли, что поход за лекарством, к примеру, в аптеку у дома часто заканчивается потерей времени и денег, если ты не знаешь цен в соседних аптеках и не знаешь, есть в этой аптеке нужные тебе препараты или нет, — вспоминает Филипп Герасимов.
Между тем речь идет об экономии не только времени, но и сил, ведь в аптеки нередко идут пожилые люди, люди, испытывающие сложности с передвижением, или те, кто просто страдает от самой банальной, но съедающей все силы простуды. Обходить все районные аптеки им может оказаться просто не под силу.
Так у Филиппа Герасимова и Кирилла Якобенко, который стал генеральным директором «Ютеки», родилась идея нового проекта, который позволил бы объединить всю необходимую информацию.
— Наша идея была в том, чтобы сделать агрегатор, собрать на одной площадке всех самых крупных игроков фармацевтического рынка и упаковать все это в удобный и понятный любому пользователю интерфейс, — рассказывает он.
В тестовом режиме новый проект был запущен в 2017 году, в январе 2018-го у него уже появилось собственное мобильное приложение — первое в России приложение, которое позволяет оперативно сравнить данные о наличии и стоимости лекарств, а затем забронировать нужное.
Сам факт того, что до этого в России не появилось ничего подобного, по-своему удивителен. Как говорят основатели, фармацевтический рынок — один из самых емких в стране, в 2017 году объем его розничного сегмента составил около 1,6 трлн рублей.
При этом он насчитывает множество участников, цены на один и те же препараты у которых могут отличаться в два раза, а то и больше. И это не считая дистрибуторов, которые также могут поставлять препараты как оптовым покупателям, аптекам, так и рядовым потребителям.
Если добавить сюда огромное количество товаров в этой категории — около 40 тыс. наименований в целом по стране, и примерно по 4 тыс. (по данным исследования, которое провели создатели «Ютеки»), которые в среднем приходятся на одну аптеку, то становится понятно, что покупатель, задавшийся целью найти оптимальное предложение, может столкнуться с задачей практически невыполнимой.
«Ютека»: что может и как работает
Именно поэтому при разработке нового проекта основной акцент был сделан на удобство для клиентов. Здесь, например, можно искать лекарственные препараты не только по названию, но и по заболеванию или отдельным симптомам — это в том числе поможет тем, кто хотел бы приобрести менее дорогой аналог, забыл название лекарства или вообще хочет посмотреть, какие препараты могут помочь от той же головной боли или при простуде.
Уже сейчас с помощью маркетплейса можно ознакомиться с ассортиментом не 1–2 аптек, а нескольких тысяч торговых точек: 2,6 тыс. из них находятся в Москве и Подмосковье, больше тысячи — в Петербурге и Ленинградской области. Кроме того, еще 7,2 тыс. аптек доступны жителям регионов: к «Ютеке» подключены торговые точки, расположенные в Новосибирске, Омске, Красноярске, Перми, Уфе, Краснодаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Челябинске, Казани и Волгограде. В основном среди участников проекта — крупные аптечные сети и дистрибуторы. [1]
— Наша задача — сделать так, чтобы заказывать лекарства стало настолько же просто, насколько сегодня просто вызвать машину или оформить доставку пиццы. Потому что тема здоровья для человека, особенно когда он болеет, является абсолютным приоритетом, отодвигая на второй план и тему продуктов питания, и развлечения, — объясняет Филипп Герасимов.
Помимо удобного поиска, в новом сервисе можно изучить описания лекарств, изложенные понятным обычному пользователю языком — над этим специально трудилась команда проекта, перед которой была поставлена задача привести к единому формату каталоги всех компаний, подключающихся к маркетплейсу.
Кроме того, лекарства, которые требуются на регулярной основе, можно добавить в избранное — и в дальнейшем оформлять заказ всего лишь в два клика, не тратя время на их поиск и составление корзины.
С помощью сайта и приложения выбранный товар можно забронировать в аптеке, заказать его доставку со склада в одну из подключенных к сервису торговых точек или оформить доставку на дом. Правда, последняя опция, в соответствии с действующим российским законодательством, распространяется только на те заказы, в которых есть аптечные товары, но нет лекарственных средств и медицинских изделий.
По этой же причине (создатели особенно подчеркивают, что сервис как таковой не является аптекой или вообще игроком фармацевтического рынка) оплатить заказ на сайте вы не сможете — зато, если ваш заказ доступен для доставки на дом или на работу, вы сможете оплатить его при получении курьеру.
Рост с акцентом на качество
В скором времени на маркетплейсе также обещают добавить возможность заказа целых специализированных аптечек — например, для молодых мам, дачников, путешественников, или просто со всем необходимым для домашнего пользования.
Продолжает расширяться и география проекта. Помимо Москвы, Подмосковья, Петербурга и Ленинградской области, в которых проект работал еще на стадии пилота, а также городов-миллионников, на которые «Ютека» вышла в 2018 году, в ближайшее время маркетплейс сможет охватить все регионы страны. Его создатели говорят, что это — вопрос исключительно технический: к маркетплейсу уже подключено около 20 тыс. партнерских торговых точек, которые работают по всей России.
Такой активный рост требует внимательного отношения к качеству представленных на сервисе товаров и, главное, надежности их поставщиков — тем более, что речь идет о человеческом здоровье. Всего над проектом сейчас работают около 30 сотрудников, и эта цифра растет с каждым месяцем, по мере того как к «Ютеке» подключаются новые партнеры. И хотя этот высокотехнологичный проект сравнивают с Uber от аптечного рынка, к работе здесь привлечены не только разработчики и менеджеры, но и — в первую очередь — фармацевты.
В компании особенно внимательно относятся к проверке сопровождающих лекарства документов и выбору партнеров (предпочтение при этом отдается крупным сетям, которые вряд ли захотят рисковать лицензиями, выводя на рынок подделки), и внимательно следят за изменениями в реестре Росздравнадзора, чтобы вовремя исключить из каталогов лекарства, выведенные из продажи на территории РФ. Если же у покупателя все-таки появится подозрение в подлинности приобретенного через маркетплейс лекарства, подчеркивают в «Ютеке», он всегда может связаться со специалистами проекта, которые проведут проверку.
За лекарствами без очереди
Создатели «Ютеки» планируют увеличить онлайн-продажи лекарственных препаратов в разы: если сейчас объемы всех онлайн-продаж на аптечном рынке составляют около 1%, то они планируют довести этот показатель до 7–10% в течение ближайших 3–5 лет.
Впрочем, уже сейчас можно говорить о появлении в России первого полноценного агрегатора, работающего с этим сегментом. Сами участники команды признают, что разработка маркетплейса не всегда давалась им легко.
— С точки зрения IT-технологий первый маркетплейс «Ютека» — сложный проект. Есть простые вещи, такие как, например, написать приложение, а есть технически гораздо более сложные вещи — интеграции с различными ERP- системами аптечных сетей, — поясняет Филипп Герасимов.
Возможно, именно технологические аспекты стали одной из причин, по которой никто в России до сих пор не брался за решение такой задачи. И хотя в интернете можно найти справочные по аптекам, однако сравнивать их с маркетплейсом будет не совсем корректно, подчеркивают в команде.
Прежде всего, справочные не берут на себя ответственность за информацию, которую предоставляют им аптеки, то есть всегда есть риск того, что в самой торговой точке цена на препарат окажется существенно выше заявленной на сайте. А чтобы оформить заказ или забронировать препарат, связываться, опять же, придется с каждой конкретной точкой. Кроме того, такие справочные, как правило, объединяют лишь ограниченное количество аптек.
Между тем компании, подключенные к «Ютеке», уже сегодня предоставляют клиентам маркетплейса не только скидки или возможность приобрести товары по специальным ценам, но и, в некоторых случаях, добавляют опцию получения товара без очереди. В «простудный» осенне-зимний сезон этот бонус может оказаться особенно ценным.
Собственная программа лояльности в ближайшее время будет представлена и самим маркетплейсом. Так что, возможно, на покупке лекарств в ближайшее время можно будет сэкономить не только время, но и деньги. В конце концов, именно это произошло с рынком такси, после того как на нем появился Uber.
Впрочем, дело тут не только в маркетинге и высоких технологиях: такой маркетплейс может помочь пожилым покупателям, тем, кто о них заботиться, и просто людям, которых неожиданно свалила с ног простуда, не переплатить за необходимое лекарство, а главное — поберечь силы и здоровье в процессе его поисков.