Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Италию из России вернут 3,3 т кормов для домашних животных
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Мир
Кабмин Греции опроверг готовность передать Киеву систему ПВО
Мир
В партии «Возрождение» назвали задержания в аэропорту Кишинева сегрегацией
Мир
Сейм Литвы отказался запрещать поездки россиян и белорусов на родину
Мир
Сенатор США Скотт заявил о недоверии американцев администрации Байдена
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Алиев сообщил об отсутствии планов у Азербайджана вступать в ЕАЭС
Интернет и технологии
Пользователи в ряде стран пожаловались на сбой в работе соцсети Х
Мир
Столтенберг заявил о неизбежности расходов стран НАТО на оружие Украине
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против 10 компаний из разных стран
Общество
Глава Татарстана Минниханов призвал жителей сидеть дома из-за непогоды
Общество
В Москве похоронили военкора «Известий» Семена Еремина
Интернет и технологии
В МВД заявили об увеличении числа совершенных детьми киберпреступлений в 74 раза
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ходе второго тура президентских выборов в Бразилии победу одержал кандидат от Социально-либеральной партии Жаир Болсонару. Он набрал более 55% голосов. Его соперник — кандидат от левой Партии трудящихся Фернанду Аддад — чуть менее 44%. Такой результат был предсказан социологическими опросами, проводившимися между первым и вторым турами выборов. Новый президент Бразилии займет свой пост 1 января 2019 года и пробудет на нем четыре года. Почему победил кандидат, к которому уже прилип титул «абсолютно антидемократичного» политика, читайте в материале «Известий».

Бразильский Трамп

Либеральный истеблишмент в странах Запада называет победу Болсонару почти катастрофой. За ним закрепилось прозвище «бразильский Трамп». Трамп — трагедия для американского либерального «болота» и для союзников США в Европе. Соответственно, его «двойник» в Бразилии — тоже трагедия. Болсонару сравнивают с президентом США в силу схожести их позиций относительно иммигрантов, одинакового апеллирования к национальным чувствам, а также из-за популистской манеры обращаться к избирателям. Европейская и бразильская печать называет Болсонару авторитарным политиком, расистом, гомофобом и machista (от испанского и португальского слова macho — мужлан, ставящий себя выше женщин). Бывший военный, Болсонару неоднократно ставил в пример порядки, которые царили в Бразилии во время военной диктатуры в 1964–1985 годах. Он выступает против однополых браков и за традиционную семью.

Жаир Болсонару с супругой на избирательном участке

Жаир Болсонару с супругой на избирательном участке

Фото: REUTERS/Ricardo Moraes

Еще больше обвинений в авторитаризме и схожести с Трампом обрушилось на Болсонару за несколько дней до второго тура голосования в связи с его открытыми угрозами «разобраться» с одной из ведущих бразильских газет Folha de S. Paulo за якобы тенденциозную информацию о нем. Болсонару заявил, что сделает всё возможное, чтобы прекратить «общественное финансирование политической активности» этой газеты. Проще говоря, обещал удушить ее экономически. А всё из-за того, что в Folha de S. Paulo появилась статья о том, что ультраправые предприниматели финансируют кампанию по дискредитации Партии трудящихся и в поддержку Болсонару посредством всемирно популярного мессенджера WhatsАpp. Подобное финансирование, если оно будет доказано, является нарушением избирательного законодательства Бразилии.

Соцсети подсобили

И вот тут мы подходим к самому главному. Одной из причин победы Болсонару аналитики называют его стратегию общения с электоратом. И здесь тоже просматривается сходство с Трампом. Как известно, президент США предпочитает социальные сети, в частности Twitter, для «обращения к нации» напрямую, учитывая то, что американская либеральная пресса третирует хозяина Белого дома. Точно так же поступал и Болсонару. В ходе предвыборной кампании он передавал свои «послания и импульсы» избирателям практически исключительно через соцсети. У него были миллионы последователей в интернете — они-то за него и проголосовали. Испанская газета El País съязвила даже: «Президент Бразилии вырос в Facebook и не хочет выходить оттуда». И наряду с этим Болсонару отказался от публичных телевизионных дебатов с своим оппонентом Фернандо Аддадом, чем обычно заканчивается избирательная гонка накануне самих выборов. А его эксклюзивные интервью прессе можно пересчитать по пальцам.

Говоря об избирательной стратегии Болсонару, надо понимать, что любой претендент на пост президента самостоятельно не выстраивает подобные кампании. Этим занимаются профессиональные консультанты и фирмы, с этой целью нанятые или кем-то кандидату в президенты навязанные. С большой долей вероятности можно предположить, что к победе Болсонару некоторое (а может быть, и прямое) отношение имеют соответствующие структуры из США. Кроме того, не надо быть наивным, чтобы понимать: в случае если Болсонару не устраивал бы США, соцсеть Facebook, которая стала главным интернет-инструментом кандидата, моментально бы закрыла для него свою «лавочку».

               

Фото: REUTERS/Ricardo Moraes

То, что избирательной кампанией Болсонару руководили профессионалы по работе в мировой сети, свидетельствует El País. Газета привела высказывание Франсиско Карвалью де Брито, директора интернет-лаборатории, которая консультирует по правовым и технологическим вопросам в интернете: «Болсонару использует Facebook для распространения своей повестки дня, чтобы говорить своей электоральной базе, которые не доверяют крупным средствам массовой информации. Когда он хочет умерить свою речь, он соглашается дать интервью на телевидении, чтобы отправлять нужные сигналы рынку… прибегает к Twitter, чтобы быстро среагировать на полемические темы. Использует группы в WhatsApp в качестве фан-клубов, которые могут быть частью его сети...». Иными словами, победа Болсонару — это в значительной степени продукт современных избирательных технологий в интернете.

Справедливости ради надо напомнить, что до первого тура выборов на Болсонару было совершено нападение на одном из митингов. Он получил серьезное ножевое ранение и долго лечился. Как говорится, обижаемых любят. Но, думается, этот фактор был не решающим в его победе.

Как указывают аналитики, используя соцсети, Болсонару и его помощники добились абсолютного контроля над теми сообщениями, которые он транслировал в общество. Во-первых, он избегал посредников для решения этой задачи, то есть СМИ, которые были отнюдь не лояльными. Это видно на примере той же Folha de S. Paulo, а также испанской газеты El País, которая (в силу языкового родства) на фоне всех европейских газет удерживает первенство в освещение событий в Латинской Америке. Мнение этой газеты, стоящей на позициях либерального истеблишмента, так или иначе доминирует и в информационном поле латиноамериканского континента. Так что европейская печать была не на стороне Болсонару, и эту проблему он, как и Трамп, решил через соцсети. Во-вторых, Болсонару всячески уклонялся от прямой критики и потому отказывался от публичных дебатов с противниками. И в-третьих, через соцсети он обращался только к единомышленникам, к той аудитории, где чувствовал себя безопасно.

Закат левых

На фоне успеха Болсонару надо непременно напомнить о его главном противнике Фернандо Аддаде, который является ставленником Луиса Инасио Лулы да Силвы — бывшего президента Бразилии, который ныне отбывает тюремный срок по обвинению в коррупции. Левые силы в Латинской Америке и тем более в самой Бразилии убеждены, что обвинение в отношении Лулы было сфабриковано с подачи США. Цель этой акции, которую левые не называют иначе как провокация, заключалась в том, чтобы остановить Лулу в его намерении вновь занять пост главы Бразилии. Будучи даже в тюремной камере, Лула смог зарегистрироваться кандидатом в президенты, однако избирательный трибунал в конце концов вычеркнул его из списка претендентов на высший государственный пост. Вот тогда-то вступил в игру Аддад.

Фернандо Аддад

Фернандо Аддад

Фото: REUTERS/Amanda Perobelli

В Вашингтоне не хотят видеть на посту президента ни Лулу, ни его ставленника. Дело в том, что Лула — самый харизматичный политик Бразилии за последние десятилетия. За время своего президентства он воплотил ряд социальных программ по искоренению нищеты и повышению благосостояния беднейших слоев населения. Внешняя политика Лулы да Силва не отвечала интересам США в Латинской Америке, при нем американцы потеряли контроль над Бразилией. Кроме того, при Луле Бразилия стала членом БРИКС, куда входит и Россия. Аналитики указывают, что, участвуй Лула в президентских выборах, он с большой долей вероятности смог бы победить уже в пером туре. И поражение Аддада, как протеже Лулы, можно назвать следствием атаки на Лулу.

С победой Болсонару Бразилия, несомненно, будет открыто проводить проамериканский курс, в частности, в Латинской Америке. Следует ожидать вовлечение Бразилии в провокационную деятельность США против Венесуэлы и Никарагуа, нацеленную на изменение антиамериканской политики этих стран. Думается, могут возникнуть и затруднения с участием Бразилии в БРИКС.

 

Прямой эфир