Гвардии инспектор: кто заставит потесниться сотрудников ГИБДД
Росгвардия не будет заниматься проверкой автомобилей граждан на дорогах, сообщили в МВД, ответив тем самым на ошибочную информацию, опубликованную ранее в СМИ. О том, какие именно правоохранители взаимодействуют с автомобилистами на дороге, — в материале «Известий».
Право Росгвардии
Федеральная служба войск национальной гвардии России, согласно недавнему постановлению («О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года № 16»), вправе останавливать и проверять на дороге только автомобили, которые закреплены за этим ведомством. Аналогичная ситуация с машинами Минобороны — военная автомобильная инспекция вправе останавливать и проверять только военный транспорт.
Однако в случае введения режима контртеррористической операции (КТО) Росгвардия имеет право ограничивать дорожное движение и даже временно изымать у граждан для своих целей автомобили. Также при необходимости задержания преступника росгвардейцы вправе останавливать и вскрывать его машину.
В этих полномочиях сохраняется наследственность, которая досталась ведомству Виктора Золотова еще от советской милиции. Впрочем, как в первом, так и во втором случае для проведения таких действий необходимы достаточно четкие и однозначные основания, которые нельзя как-либо интерпретировать.
Так как человек признается преступником исключительно по решению суда, ориентировку для его задержания росгвардейцы если и получат (в первую очередь задержание правонарушителей — прерогатива полиции), то только после решения суда. Режим КТО, в свою очередь. вводится только по решению ФСБ, о чем немедленно распространяется информация в СМИ. Так что отобрать или останавливать автомобиль под иными предлогами росгвардейцы не смогут.
Чем занимается дорожный патруль
Функции ГИБДД постепенно забирают на себя региональные власти, особенно в перенаселенной столице. Не так давно в Москве на базе Центра организации дорожного движения города появился «Дорожный патруль». Как объясняют представители столичных властей, это специальная служба, созданная для обеспечения бесперебойного движения транспорта в городе и безопасности дорожного движения. Всего в патруле работает 25 экипажей, причем график работы у них круглосуточный и без выходных дней.
Дорожный патруль в основном оказывает содействие водителям и дорожным службам на месте ДТП и ЧП, могут они помочь и с оформлением «европротокола» ОСАГО при незначительных авариях. Также их можно задействовать для буксировки поломавшегося авто с проезжей части. Патруль вправе регулировать движение на дорогах города на основании п. 1.2 Правил дорожного движения (ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и п. 2.2, 2.3.1 устава ГКУ ЦОДД). Поэтому водитель должен подчиняться их требованиям при регулировке движения так же, как если бы это были сотрудники ГИБДД.
Однако иных полномочий (останавливать, проверять документы, выписывать штрафы) у цоддовцев пока нет. «Пока» — потому что идеи такие периодически озвучиваются, так что не исключено, что через какое-то время они полностью заменят ГИБДД на дорогах города.
Что такое МАДИ и АМПП
Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) контролирует правила стоянки и остановки транспорта в зоне действия дорожных знаков и разметки. Штрафует припаркованные на газонах машины, следит за соблюдением правил перевозки пассажирами и багажа в легковых такси, погрузкой и разгрузкой в ночное время.
Кстати, в ПДД нет никаких упоминаний МАДИ, в связи с этим водитель вправе не предъявлять документы на автомобиль инспекторам этой службы и во всех конфликтных ситуациях требовать вызова инспектора ДПС. Такое разъяснение дала Генпрокуратура
Протокол инспектор МАДИ может выписать в том случае, если машина оставлена под запрещающим знаком. Эвакуацией с тротуаров и пешеходных переходов занимается ГИБДД. А оплату парковки проверяют сотрудники ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП). С помощью общедоступного приложения «Помощник Москвы» они могут сфотографировать припаркованные под запрещающими знаками автомобили. Но после этого нарушителями все равно занимается МАДИ.
ГИБДД — досмотр или осмотр?
Сотрудники ГИБДД уступили часть своих полномочий в пределах столицы, но в регионах сохранили за собой все прежние права. В связи с этим особую обеспокоенность вызывает неправильная интерпретация дорожными инспекторами понятия осмотра и досмотра автомобиля. Наглядно эту историю продемонстрировал скандал вокруг печально известного Кущевского поста ДПС, где у автомобилистов, следующих на отдых к морю, после досмотра автомобиля с пристрастием периодически обнаруживались «наркотики».
Нужно знать, что под осмотром понимается визуальные наблюдения инспектора через стекло или открытые двери и багажник. Можно показать инспектору ГИБДД даже бардачок, но водитель этого не обязан делать. Важно, что при этом инспектор и никто из других сотрудников не имеют права что-то трогать руками, рыться в вещах и залезать в салон. Он также может попросить предоставить VIN-номер автомобиля для сверки со свидетельством о регистрации транспортного средства. Соответствующие действия регламентированы п. 197 Административного регламента.
Если же у инспектора ДПС вдруг возникло желание самолично обследовать автомобиль и содержимое багажника (без вскрытия фирменной упаковки товаров и продуктов), то это уже процедура досмотра. Для нее требуется составление протокола досмотра, а также наличие двух понятых. Вещи женщины досмотреть может только инспектор женского пола.
Это, однако, допустимо делать при обыске; к таковому относится и осмотр карманов и одежды на водителе и пассажирах. Это уже действия уголовно-процессуального характера, помимо понятых и протокола они требуют постановления следователя. Во всех случаях правоохранители не вправе запрещать водителю и пассажирам фиксировать всё происходящее с помощью смартфона.