Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Сеанс донкихотства: Терри Гиллиам погрузился в творческое безумие

На экранах страны — один из самых известных долгостроев в мире кино
0
Фото: Cinema Prestige
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат вышел «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама — один из самых известных долгостроев в мире кино. Еще задолго до мировой премьеры, состоявшейся на Каннском фестивале 2018 года, фильм стал легендой: бесконечные срывы съемок, смены актерской команды, борьба с продюсерами, судебные иски сложились в самостоятельный сюжет — трагический и очаровательный в своей абсурдности. Как оказалось, более подходящего бэкграунда для этого шедевра быть и не могло.

Впервые о фильме по «Дон Кихоту» Гиллиам задумался еще в конце 1980-х. На главную роль планировался Шон Коннери, а Санчо Пансу должен был сыграть Дэнни де Вито. Но требуемого финансирования не удавалось найти до середины 1990-х. К тому моменту замысел трансформировался в нечто более сложное: Гиллиам решил не просто экранизировать Сервантеса, а создать вольную фантазию на тему. Соответственно, картина получила новое название — «Человек, который убил Дон Кихота», а главным героем стал режиссер Тоби, который снимает фильм про славного идальго.

По сюжету у гениального, но неорганизованного кинематографиста съемки идут из рук вон плохо, зато он находит прекрасного исполнителя роли «рыцаря печального образа». Им становится сапожник Хавьер из местной деревни. Но со временем старик так сродняется со своим персонажем, что сходит с ума и начинает всерьез считать себя Дон Кихотом. А обаятельного неудачника Тоби, влипшего в криминальные разборки, принимает за Санчо Пансу, и увлекает за собой в безумное путешествие по Ла-Манче…

Из-за смены концепции пришлось менять и актеров: роль Хавьера досталась Жану Рошфору, а Тоби предстояло воплотить Джонни Деппу. Производство уже запустили, когда в разгар работы Рошфор получил травму спины и не смог больше сидеть в седле. Проект опять остановили, и тогда из него выбыл уже Депп. В нулевые съемки несколько раз возобновляли, но Гиллиама будто преследовал злой рок. То наводнение, то нехватка средств, то творческий кризис мешали довести замысел до конца.

Кино про борьбу с ветряными мельницами стало жизнью, а жизнь в итоге все-таки воплотилась в кино. Многострадальный фильм будто пародирует перипетии вокруг его создания: бесконечную смену Дон Кихотов, съемочный хаос и сгущающуюся атмосферу абсурда, засасывающую, как воронка, беднягу-режиссера. Персонажи Сервантеса здесь маски, которые примеряют люди, делающие выбор между романтической фантазией и серой реальностью не в пользу последней. И главный Дон Кихот — сам Гиллиам, с обескураживающим упрямством отказывающийся выходить из игры.

Мотив спасительного бегства в мир иллюзий проходит через всё творчество автора «Человека, который убил Дон Кихота». Прямая параллель — с «Приключениями барона Мюнхгаузена». В обоих случаях в центре сюжета — приключения старомодных фантазеров, отвергающих скучную повседневность. Но из той же серии и отчаянные попытки героя Джонатана Прайса выбраться из оруэлловского кошмара «Бразилии» (кстати, именно постаревший Прайс сыграл в итоге Хавьера / Дон Кихота), и эксперименты персонажей «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», и сказочные путешествия «Братьев Гримм»…

Однако, пожалуй, никогда прежде Гиллиам не был так откровенен и самокритичен. Его Тоби — средоточие пороков, в которых обвиняют самого режиссера. И главный из них — неспособность противостоять буйству собственной фантазии. Испанская пословица «Сон разума рождает чудовищ», известная по офорту Гойи из цикла «Капричос», здесь иллюстрируется буквально: глуповатый персонаж Адама Драйвера оказывается бессилен вырваться из мира образов, придуманных им самим. Но хеппи-энд в данном случае — не освобождение от иллюзий, а окончательное растворение в них.

 

Прямой эфир